Недействующий

О Схеме размещения и развития производительных сил в Республике Коми на период до 2020 года (с изменениями на 15 декабря 2017 года)


4.3. Малое предпринимательство


Специальное рассмотрение вопроса влияния малого предпринимательства на развитие производительных сил республики связано со следующими обстоятельствами: с одной стороны, малый бизнес должен стать одним из ключевых факторов диверсификации экономики (темп роста объемов производства в малом бизнесе за последние пять лет почти вдвое превысил темп роста валового внутреннего продукта страны), а с другой стороны, малый бизнес должен стать фактором, способствующим сглаживанию территориальных диспропорций в развитии районов республики.


В республике на протяжении 5 лет наблюдается устойчивый рост числа субъектов малого предпринимательства, как малых предприятий, так и индивидуальных предпринимателей. Только за период с 2004 года число малых предприятий возросло на 50 процентов и составило 5,8 тыс. единиц. Численность индивидуальных предпринимателей (включая крестьянско-фермерские хозяйства) за аналогичный период увеличилась на 30 процентов и составила 20,2 тыс. человек.


Сегодня в сфере малого бизнеса занят каждый пятый из числа трудоспособного населения.


Значительная протяженность территории республики, отсутствие развитой транспортной инфраструктуры в ряде муниципальных образований повлияли на неравномерность территориального развития малого предпринимательства.


В городах республики сосредоточено свыше 80 процентов субъектов малого предпринимательства, из них более половины малых предприятий и четверть количества индивидуальных предпринимателей приходятся на город Сыктывкар.


Малый бизнес в Республике Коми присутствует практически во всех отраслях экономики и охватывает все виды экономической деятельности. Наиболее ощутим вклад малого предпринимательства в сфере услуг, его вклад в общем обороте общественного питания по республике составляет 62 процента, в обороте розничной торговли - 76 процентов, в объеме пассажироперевозок - 74 процента, в объеме бытовых услуг - 92 процента.