Сыктывкар | 12,33 | Сысольский район | 2,78 |
Усинск | 8,42 | Сыктывдинский район | 2,76 |
Ухта | 7,24 | Корткеросский район | 2,61 |
Троицко-Печорский район | 3,58 | Койгородский район | 2,47 |
Инта | 3,39 | Усть-Вымский район | 2,07 |
Воркута | 3,23 | Усть-Цилемский район | 2,07 |
Печора | 3,16 | Вуктыл | 2,01 |
Прилузский район | 3,12 | Ижемский район | 1,86 |
Сосногорск | 3,08 | Усть-Куломский район | 1,24 |
Удорский район | 2,92 | Княжпогостский район | 1,04 |
Доля малого бизнеса в объеме отдельных видов платных услуг колеблется от 97 процентов (туристические услуги) до 21 процента (образовательные услуги).
Объем выполненных строительных работ субъектами малого предпринимательства в общем объеме строительных работ по республике составляет 40 процентов.
Однако в сравнении с другими регионами Северо-Запада России Республика Коми имеет наименьший удельный вес малых предприятий, задействованных в обрабатывающем производстве (7 процентов). Тем не менее, отдельные виды продукции полностью или большей частью производятся субъектами малого предпринимательства: уголь древесный, блоки оконные и дверные, товарная пищевая рыбная продукция, отдельные виды мебели, обувь и др.
За последнее время в республике наблюдается тенденция к сокращению числа организаций малых форм хозяйствования, занятых лесозаготовкой, и увеличению количества субъектов малого бизнеса, занятых деревообработкой и производством изделий из дерева. Причина - новое лесное законодательство, сделавшее малый бизнес неконкурентоспособным по сравнению с крупными компаниями в лесозаготовительной отрасли.
Реализация инвестиционных проектов, предусмотренных Схемой развития производительных сил в Республике Коми, открывает новые возможности для развития малого предпринимательства. В топливно-энергетическом и горнорудном комплексе: оказание определенных услуг крупным организациям (аутсорсинг), разработка мелких газовых месторождений по трассе газопровода "Ямал - Центр"; в лесопромышленном комплексе: строительство лесных дорог и уход за ними, выполнение лесохозяйственных работ на подрядных началах, с развитием деревянного домостроения - сборка и установка домов, производство мебели из плит и др.
Ведущая роль должна принадлежать малому предпринимательству и в развитии новых отраслей, например, таких как въездной туризм, переработка недревесных ресурсов леса и т.д.
Важнейшим фактором развития малого предпринимательства должно стать их инновационное развитие, реализация проектов инновационной направленности. Этому будет способствовать формирование региональной инновационной системы, оказание государственной поддержки инновационной деятельности.
В перспективе ожидаются следующие результаты в сфере малого предпринимательства:
увеличение удельного веса промышленного производства, приходящегося на субъекты малого предпринимательства, в общем объеме промышленного производства до 12 процентов, рост доли обрабатывающих производств;
увеличение удельного веса выпуска продукции сельского хозяйства, приходящегося на субъекты малого предпринимательства, в общем объеме выпуска продукции сельского хозяйства до 3 процентов;
сохранение удельного веса объемов выполненных строительных работ субъектами малого предпринимательства в общем объеме работ по договорам строительного подряда в размере не менее 50 процентов;
увеличение доли поступивших платежей от единого налога на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства в общей сумме доходов консолидированного бюджета Республики Коми (до 4 процентов).