Недействующий

О Схеме размещения и развития производительных сил в Республике Коми на период до 2020 года (с изменениями на 15 декабря 2017 года)



Распределение количества малых предприятий на тыс. человек населения по Республике Коми

Сыктывкар

12,33

Сысольский район

2,78

Усинск

8,42

Сыктывдинский район

2,76

Ухта

7,24

Корткеросский район

2,61

Троицко-Печорский район

3,58

Койгородский район

2,47

Инта

3,39

Усть-Вымский район

2,07

Воркута

3,23

Усть-Цилемский район

2,07

Печора

3,16

Вуктыл

2,01

Прилузский район

3,12

Ижемский район

1,86

Сосногорск

3,08

Усть-Куломский район

1,24

Удорский район

2,92

Княжпогостский район

1,04


Доля малого бизнеса в объеме отдельных видов платных услуг колеблется от 97 процентов (туристические услуги) до 21 процента (образовательные услуги).


Объем выполненных строительных работ субъектами малого предпринимательства в общем объеме строительных работ по республике составляет 40 процентов.


Однако в сравнении с другими регионами Северо-Запада России Республика Коми имеет наименьший удельный вес малых предприятий, задействованных в обрабатывающем производстве (7 процентов). Тем не менее, отдельные виды продукции полностью или большей частью производятся субъектами малого предпринимательства: уголь древесный, блоки оконные и дверные, товарная пищевая рыбная продукция, отдельные виды мебели, обувь и др.


За последнее время в республике наблюдается тенденция к сокращению числа организаций малых форм хозяйствования, занятых лесозаготовкой, и увеличению количества субъектов малого бизнеса, занятых деревообработкой и производством изделий из дерева. Причина - новое лесное законодательство, сделавшее малый бизнес неконкурентоспособным по сравнению с крупными компаниями в лесозаготовительной отрасли.


Реализация инвестиционных проектов, предусмотренных Схемой развития производительных сил в Республике Коми, открывает новые возможности для развития малого предпринимательства. В топливно-энергетическом и горнорудном комплексе: оказание определенных услуг крупным организациям (аутсорсинг), разработка мелких газовых месторождений по трассе газопровода "Ямал - Центр"; в лесопромышленном комплексе: строительство лесных дорог и уход за ними, выполнение лесохозяйственных работ на подрядных началах, с развитием деревянного домостроения - сборка и установка домов, производство мебели из плит и др.


Ведущая роль должна принадлежать малому предпринимательству и в развитии новых отраслей, например, таких как въездной туризм, переработка недревесных ресурсов леса и т.д.


Важнейшим фактором развития малого предпринимательства должно стать их инновационное развитие, реализация проектов инновационной направленности. Этому будет способствовать формирование региональной инновационной системы, оказание государственной поддержки инновационной деятельности.


В перспективе ожидаются следующие результаты в сфере малого предпринимательства:


увеличение удельного веса промышленного производства, приходящегося на субъекты малого предпринимательства, в общем объеме промышленного производства до 12 процентов, рост доли обрабатывающих производств;


увеличение удельного веса выпуска продукции сельского хозяйства, приходящегося на субъекты малого предпринимательства, в общем объеме выпуска продукции сельского хозяйства до 3 процентов;


сохранение удельного веса объемов выполненных строительных работ субъектами малого предпринимательства в общем объеме работ по договорам строительного подряда в размере не менее 50 процентов;


увеличение доли поступивших платежей от единого налога на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства в общей сумме доходов консолидированного бюджета Республики Коми (до 4 процентов).