┌═══════════┬════════┬════════════┬═════┬══════════┬════════════┬════════════┬══════════┬═════════‰
│Энергоблоки│Мощность│ Завод- │ Год │ Год │ Год │ Характер │ Год │ Год │
│ │ │изготовитель│ввода│достижения│модернизации│модернизации│достижения│ оформл. │
│ │ │ │ │ ПР │ │ │ ИР │продления│
├═══════════┼════════┼════════════┼═════┼══════════┼════════════┼════════════┼══════════┼═════════┤
│ГТУ11 │95 │ЛМЗ │1975 │2025 │ │ │0 │ │
├═══════════┼════════┼════════════┼═════┼══════════┼════════════┼════════════┼══════════┼═════════┤
│ТП01 │25 │ТМЗ │1954 │1988 │ │ │2004 │1998 │
├═══════════┼════════┼════════════┼═════┼══════════┼════════════┼════════════┼══════════┼═════════┤
│ТП02 │20 │БМЗ │1955 │2002 │ │ │2003 │1998 │
├═══════════┼════════┼════════════┼═════┼══════════┼════════════┼════════════┼══════════┼═════════┤
│ТП03 │22 │ЛМЗ │1957 │2005 │ │ │0 │ │
├═══════════┼════════┼════════════┼═════┼══════════┼════════════┼════════════┼══════════┼═════════┤
│ТП04 │50 │ЛМЗ │1959 │1992 │ │ │2004 │1998 │
├═══════════┼════════┼════════════┼═════┼══════════┼════════════┼════════════┼══════════┼═════════┤
│ТП05 │42 │ЛМЗ │1961 │1996 │ │ │2007 │2002 │
├═══════════┼════════┼════════════┼═════┼══════════┼════════════┼════════════┼══════════┼═════════┤
│ТПБ06 │150 │ТБАТ │1963 │1990 │1993 │ЦВД замена │2017 │ │
├═══════════┼════════┼════════════┼═════┼══════════┼════════════┼════════════┼══════════┼═════════┤
│ТПБ07 │113 │ТБАТ │1963 │1990 │1994 │ЦВД замена │2018 │ │
├═══════════┼════════┼════════════┼═════┼══════════┼════════════┼════════════┼══════════┼═════════┤
│ТПБ08 │113 │ТБАТ │1964 │1992 │1999 │ЦВД замена │2023 │ │
├═══════════┼════════┼════════════┼═════┼══════════┼════════════┼════════════┼══════════┼═════════┤
│ТПБ09 │113 │ТБАТ │1966 │1993 │1988 │ЦВД замена │2013 │ │
└═══════════┴════════┴════════════┴═════┴══════════┴════════════┴════════════┴══════════┴═════════…
2. Реконструкция дорожной сети в центральной части:
1) расширение наиболее узких улиц, перевод на одностороннее движение;
2) создание системы развязок, тоннелей, перехватывающих парковок;
3) рационализация режима работы светофоров, максимально возможное обеспечение подземными переходами центральной части города;
4) в случае разработки рациональной и совершенно новой системы транспортных потоков в городе возможны меры по ограничению въезда в центр. Однако при этом важно не допустить ущемления интересов граждан и расширения коррупционной емкости принимаемых постановлений;
5) создание пешеходных зон;
6) выделение велосипедных дорожек и принятие программы по стимулированию использования велосипедов в центральной части города.
3. Решение проблемы загрязнения водных источников и усиление очистки сточных вод города.
Усиление бюджетного финансирования проектов строительства и модернизации очистных сооружений. Сегодня из-за отсутствия бюджетного финансирования медленными темпами ведутся восстановительные работы на аварийных участках канализационных коллекторов. В 1998 г. работы по ликвидации провалов на аварийных участках осуществлялись только за счет собственных средств МУП "Водоканал", что явно недостаточно для полного прекращения сброса неочищенных сточных вод в р. Кубань в ближайшей перспективе. Для минимизации экологических рисков необходима срочная реконструкция существующих очистных сооружений на, как минимум, 16 промышленных предприятиях и объектах ЖКХ.
4. Решение проблем, связанных с действующими свалками, и проблем управления возрастающими отходами должно опираться на мировой опыт решения данной проблемы:
1) проведение большого объема инженерных работ, связанных с их рекультивацией. В связи с тем, что термическое и биохимическое разложение пластмасс приводит к постоянной выработке высокотоксичных и стойких веществ - диоксидов и фуранов, геологические условия и рельеф местности обусловливают неизбежное распространение этих ядов на прилегающие территории. Процесс заражения невозможно остановить простой засыпкой грунта поверх тела свалок;
2) особых затрат потребует гидроизоляция существующих свалок, предотвращение их самовозгорания, необходимы проекты утилизации биогаза и пр.
3) непрерывный рост объемов ТБО как в абсолютных величинах, так и на душу населения потребует внедрения других методов утилизации (мусоросжигания, переработки и рециклинга отдельных компонентов, современные системы разделения, мусоросжигательные заводы-электростанции и санитарные полигоны захоронения и пр.;
4) состав ТБО резко усложняется, включая в себя все большее количество экологически опасных компонентов, следовательно, приоритетной становится организация селективного сбора отходов;
5) отношение населения к традиционным методам сваливания мусора на свалки становится резко отрицательным;
6) современное управление отходами невозможно представить без частных предприятий и крупных инвестиций. Однако мировой опыт показывает, что эффективно работать малый бизнес начинает в этой сфере при наличии поддержки государством на начальном этапе (хотя бы в виде налоговых льгот, госзаказа и пр.)