Возможные формы, направления, методы проведения региональной научно-технической и инновационной политики Тульской области, а также степень ее влияния на социально-экономическую ситуацию в регионе в значительной степени зависит от развитости, состава и содержания нормативно-правового обеспечения в научно-технической и инновационной сфере.
Разделение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам науки предусмотрено в Конституции Российской Федерации.
Статья 72 (пункт Е) Конституции Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации "общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта".
Базовыми документами нормативно-правового обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности являются Доктрина о развитии российской науки и Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике".
Однако, эти документы недостаточно полно регулируют вопросы осуществления инновационной деятельности.
В Российской Федерации в настоящее время создана система законодательства в сфере интеллектуальной собственности, в основе своей соответствующая принципиальным положениям законодательства стран - членов Всемирной организации интеллектуальной собственности. Это Патентный закон Российской Федерации, закон об авторском праве и смежных правах, о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных, о правовой охране топологий интегральных микросхем и другие законы, регулирующие вопросы охраны интеллектуальной собственности. В то же время отсутствие федеральных законов о секретных изобретениях, о служебных изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах существенно сдерживает дальнейшее развитие общегосударственной системы защиты и эффективного использования технических достижений предприятий, организаций и специалистов Тульской области как основы рыночных отношений в сфере интеллектуальной собственности.
В настоящее время требуют уточнения отдельные положения базовых законов "Об авторском праве и смежных правах" и Патентного закона Российской Федерации, принятых в 1992 году, в связи с более поздним принятием Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса.
Такие вопросы, как особенности налогообложения и предоставления льгот при осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности, содержание договоров о выполнении научно-технических разработок и правовые последствия их выполнения, охрана секретов производства (ноу - хау), защита имущественных интересов работодателя в гражданско-правовом порядке в случае причинения ему ущерба работником, разгласившим коммерческую тайну регулируются налоговым законодательством и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Регулирование научной и научно-технической деятельности осуществляется также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Созданное на федеральном уровне нормативно-правовое обеспечение в научно-технической и инновационной сфере позволило приступить к формированию соответствующего обеспечения на уровне субъектов Российской Федерации. В Тульской области такая работа фактически была начата в 1996 году и в настоящее время в состав нормативно-правового обеспечения области в научно-технической и инновационной сфере входят следующие документы:
1. Распоряжение губернатора - главы администрации Тульской области от 30.07.96 N 661-р "О формировании планов научно-технических работ за счет ассигнований бюджета Тульской области по статье "Наука" и организации контроля их реализации".
2. Постановление губернатора - главы администрации Тульской области от 20.08.96 N 498 "О едином порядке взаимодействия хозяйствующих субъектов с подразделениями администрации области при разработке инновационных проектов, нуждающихся в государственной поддержке".
3. Постановление губернатора - главы администрации Тульской области от 05.10.96 N 646 "О порядке установления территориальных приоритетов развития науки и техники".
4. Постановление губернатора - главы администрации Тульской области от 04.02.97 "О порядке и условиях оказания государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности Тульской области".
5. Постановление губернатора Тульской области от 07.07.97 N 274 "О порядке формирования территориального заказа на научную, научно-техническую и инновационную продукцию".
6. Постановление губернатора Тульской области от 29.07.97 N 327 "О коллегии областного комитета по науке администрации Тульской области".
7. Постановление губернатора Тульской области от 18.08.97 N 357 "Об утверждении штатного расписания и Положения о комитете по науке администрации Тульской области".
Разработан проект закона Тульской области "Об осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Тульской области", который принят Тульской областной Думой в первом чтении (постановление Тульской областной Думы от 26.06.97 N 15/322 "О проекте закона Тульской области "Об осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Тульской области").
Можно отметить, что как на федеральном, так и на региональном уровне формирование нормативно-правового обеспечения в научно-технической и инновационной сфере еще не завершено даже в части основных его элементов. Так, на территории области отсутствуют документы, регулирующие следующие важнейшие вопросы в сфере науки и техники:
закрепление в собственности области научной и (или) научно-технической продукции, созданной за счет средств бюджета области;
продажа и (или) передача научной и (или) научно-технической продукции, находящейся в собственности области;
сохранение технологического единства научной и (или) научно-технической деятельности при реорганизации государственной научной организации;
выделение органами государственной власти Тульской области, учредившими государственную научную организацию, средств на возобновление, капитальный и текущий ремонт ее имущества;
формирование перечня региональных критических технологий и его использование;
проведение конкурсов по размещению регионального заказа на научную, научно-техническую и инновационную продукцию, заключение контрактов по итогам конкурсов;
ведение реестра научных организаций, региональных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
выполнение предприятиями и организациями квалификационных требований, предъявляемых к организациям претендующим на исполнение научно-технических работ для государственных нужд области;
и др.