Основой ежегодной положительной динамики поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Ставропольского края (далее - консолидированный бюджет края) является рост валового регионального продукта Ставропольского края. За 2013 - 2015 годы валовый региональный продукт Ставропольского края увеличился на 25,6 процента, достигнув по итогам 2015 года 604,3 млрд рублей. За аналогичный период прирост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета края составил 14,7 процента. При этом если в 2013 году темп прироста указанных доходов (8,8 процента) был выше среднего значения данного показателя по субъектам Российской Федерации (3,2 процента), то по итогам 2014 и 2015 годов оказался существенно ниже среднероссийских (в 2014 году - 3,9 процента против 8,9 процента по субъектам Российской Федерации, в 2015 году - 1,1 процента против 6,2 процента по субъектам Российской Федерации). Низкий темп прироста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета края по сравнению с темпами прироста валового регионального продукта Ставропольского края обусловлен, прежде всего, отраслевой структурой экономики Ставропольского края.
В общей структуре налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета края значительный удельный вес (более 50,0 процента) занимают налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. В течение 2013 - 2015 годов объем поступлений налога на прибыль организаций имеет четкую тенденцию к снижению. По итогам 2015 года поступления составили 10,1 млрд рублей, что ниже по сравнению с 2013 годом на 2,1 млрд рублей, или на 17,1 процента. Основной причиной снижения поступлений налога на прибыль организаций является ухудшение финансового результата деятельности организаций, являющихся участниками консолидированных групп налогоплательщиков или филиалами иногородних компаний, осуществляющих свою деятельность на территории Ставропольского края. Если в 2013 году поступления налога на прибыль от указанных организаций составляли 7,8 млрд рублей, то по итогам 2015 года - 3,1 млрд рублей.
В 2013 - 2015 годах расходы консолидированного бюджета края были направлены, прежде всего, на реализацию приоритетных направлений государственной политики в социальной сфере, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, и безусловное финансовое обеспечение законодательно установленных обязательств по социальным выплатам отдельным категориям населения Ставропольского края, что привело к значительному изменению структуры расходов консолидированного бюджета края. Доля расходов консолидированного бюджета края на финансирование отраслей социальной сферы (без учета инвестиций) в 2013 - 2015 годах составляла от 65,7 до 70,8 процента. По итогам 2015 года Ставропольский край расположен на 13-м месте среди субъектов Российской Федерации по доле расходов на социальную сферу. При этом расходы на содержание бюджетной сети не являлись избыточными. Расходы на 1 обучающегося в год составляли 49 тыс. рублей, что ниже значения данного показателя как по субъектам Российской Федерации - 75 тыс. рублей, так и среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа - 51 тыс. рублей. Количество обучающихся на 1 учителя составляло 31 человек, по субъектам Российской Федерации значение данного показателя - 22 человека, по субъектам Северо-Кавказского федерального округа - 32 человека. В области здравоохранения обеспеченность больничными койками на 10 тыс. населения составляла 72,1 койки, что также ниже значения данного показателя по субъектам Российской Федерации - 81,5 койки и по субъектам Северо-Кавказского федерального округа - 72,6 койки.
Более 22,0 процента расходов консолидированного бюджета края приходилось на оплату труда, 15,9 процента - на социальное обеспечение, доля расходов на обязательное медицинское страхование неработающего населения увеличилась с 7,3 процента до 11,1 процента, 7,4 процента составляли ежегодные расходы на дорожную деятельность.
Плановые показатели консолидированного бюджета края на 2016 год не претерпели кардинальных структурных изменений. Приведенные данные позволяют сделать вывод о достаточно высокой жесткости структуры расходов консолидированного бюджета края, так как основная часть расходов является условно-постоянной и не имеет объективных предпосылок к сокращению.
Основные параметры консолидированного бюджета края и бюджета Ставропольского края (далее - краевой бюджет) за период 2013 - 2015 годов представлены в таблице 1.