Итоги реализации жилищной политики на территории области за 2006 - 2008 годы
(в редакции Постановлений администрации Тамбовской области от 28.04.2009 N 486, от 05.04.2010 N 388)
┌═══┬═════════════════════════════════════┬══════┬═══════┬════════┬═══════‰
│N │ Наименование │ Ед. │2006 г.│2007 г. │2008 г.│
│п/п│ показателя │ изм. │ │ │ │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 1 │Общая площадь жилых домов (ввод) │кв.м │ 420,9 │ 501,7 │ 560,4 │
│(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 05.04.2010 │
│N 388) │
│ ├═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ │в том числе: │ │ │ │ │
│ ├═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ │многоэтажное строительство │кв.м │ 137,7 │ 125,9 │ 169,3 │
│ ├═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ │индивидуальное строительство │кв.м │ 283,2 │ 375,8 │ 391,0 │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 2 │Ввод в действие жилых домов в расчете│кв.м │ 375,0 │ 451,0 │ 509,0 │
│ │на 1000 человек населения │ │ │ │ │
│(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 05.04.2010 │
│N 388) │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 3 │Число семей, состоящих на учете │кол-во│ 16239 │ 16093 │ 15850 │
│ │для получения жилой площади │семей │ │ │ │
│ │(на конец года) │ │ │ │ │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 4 │Площадь жилища, приходящаяся в │кв.м │ 22,9 │ 23,2 │ 23,6 │
│ │среднем на одного жителя │ │ │ │ │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 5 │Число семей, получивших и │кол-во│ 496 │ 859 │ 903 │
│ │улучшивших жилищные условия │семей │ │ │ │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 6 │Число молодых семей, которые являлись│кол-во│ 1830 │ 2100 │ 4264 │
│ │участниками программы "Молодежи - │семей │ │ │ │
│ │доступное жилье" │ │ │ │ │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 7 │Объем выдачи ипотечных кредитов │млн. │ 185,3 │ 478,9 │ 911,3 │
│ │ │руб. │ │ │ │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 8 │Количество семей, улучшивших жилищные│кол-во│ 356 │ 628 │ 1030 │
│ │условия посредством выдачи ипотечных │семей │ │ │ │
│ │кредитов │ │ │ │ │
├═══┼═════════════════════════════════════┼══════┼═══════┼════════┼═══════┤
│ 9 │Доля семей, имеющих возможность │ │ 10,9 │ 14,1 │ 17,5 │
│ │приобрести жилье, соответствующее │% │ │ │ │
│ │стандартам, с помощью собственных и │ │ │ │ │
│ │заемных средств │ │ │ │ │
└═══┴═════════════════════════════════════┴══════┴═══════┴════════┴═══════…
Основными причинами, сдерживающими рост объемов ввода в эксплуатацию жилья, являются:
ограниченные возможности финансирования жилищного строительства за счет средств бюджетов всех уровней;
недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок для большинства граждан и юридических лиц;
недостаток площадок, обустроенных инженерными коммуникациями;
несовершенство существующей системы градорегулирования и землепользования, которая не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство.
Сохраняется высокая стоимость строительства жилья. Недостаток недорогих малогабаритных квартир на первичном рынке привел к тому, что необоснованно возросла стоимость вторичного жилья с низкими потребительскими качествами. В этих условиях для основной части работающего населения приобретение квартиры недоступно, а бюджетные субсидии при ипотечном кредитовании недостаточны для удовлетворения спроса нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В существующих условиях назрела необходимость новых подходов к решению жилищной проблемы. Необходимо обеспечить возможность приобретения жилья на рынке для основной части населения области.
В перспективе необходимо обеспечить устойчивое функционирование жилищной сферы, которое позволит удовлетворять жилищные потребности населения без привлечения значительных объемов бюджетных средств. В этих условиях роль государства будет ограничена в основном регулированием жилищных отношений, обеспечением прав на недвижимость в жилищной сфере, установлением технических регламентов в жилищном строительстве, жилищно-коммунальном комплексе и основных принципов градостроительного регулирования.
Деятельность коммунального комплекса области в настоящее время характеризуется низким качеством предоставления коммунальных услуг, неэффективным использованием природных ресурсов, загрязнением окружающей среды. Приведение технических характеристик жилья в соответствие с требованиями, установленными правовыми актами Российской Федерации и области, ликвидация ветхого фонда осуществляются не достаточными темпами.
Причинами этих проблем являются: высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость.
Существующие жилищные проблемы требуют совершенствования законодательной и нормативной правовой базы в жилищном и жилищно-коммунальном секторах и стимулирования проведения преобразований на местах, а также непосредственного использования средств бюджетов всех уровней в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:
входят в число приоритетов для формирования областных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможность для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого развития жилищно-коммунального хозяйства, эффективного функционирования рынка жилья;
носят межотраслевой и межведомственный характер;
не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов в течение нескольких лет;
носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства на территории области.