АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2015 года N 479
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
Администрация области постановляет:
1. Внести изменения в Государственную программу Тамбовской области "Содействие занятости населения" на 2014 - 2020 годы, утвержденную постановлением администрации области от 18.07.2013 N 766 (в редакции от 31.12.2014), изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), в газете "Тамбовская жизнь" и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
И.о. главы администрации области
А.А.Сазонов
Приложение
к постановлению
администрации Тамбовской области
от 20.05.2015 N 479
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
(ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
Паспорт государственной программы
Ответственный исполнитель государственной программы | Управление труда и занятости населения Тамбовской области |
Соисполнитель государственной программы | Государственное учреждение - Тамбовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию), Государственная инспекция труда в Тамбовской области (по согласованию), управление сельского хозяйства области, управление инновационного развития промышленности и предпринимательства области; управление транспорта области, управление здравоохранения области, управление образования и науки области, управление строительства и инвестиций области |
Подпрограммы государственной программы | "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан"; |
Цель государственной программы | Создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию регионального рынка труда |
Задачи государственной программы | Предотвращение роста напряженности на рынке труда; привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики; |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы, их значения на последний год реализации | Уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год; |
Сроки и этапы реализации государственной программы | 2014 - 2020 годы. Этапы программы не выделяются |
Объемы и источники финансирования государственной программы | Общий объем финансирования программы составляет 3603768,2 тыс. рублей, в т.ч. по годам: |
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
В 2010 - 2012 годах государственная политика в области содействия занятости реализовывалась в рамках постоянно действующих программ: "Содействие занятости населения Тамбовской области на 2009 - 2012 годы"; "Дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Тамбовской области".
Участниками мероприятий активной политики занятости - получателями государственных услуг в области содействия занятости населения в 2012 году стали 57,7 тыс. человек (в 2010 - 2011 годах - 89,1 тыс. человек), из которых 19,7 тыс. человек (в 2010 - 2011 годах - 56 тыс. человек) обратились за содействием в поиске подходящей работы. При содействии органов службы занятости трудоустроено в 2012 году 13,8 тыс. человек, или 68% от общей численности (в 2010 - 2011 годах - 36,3 тыс. человек).
В 2012 году была продолжена реализация дополнительных мероприятий, позволивших в 2009 - 2011 годах стабилизировать ситуацию на рынке труда, а также снизить социальную напряженность в обществе, оказать положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения. Участниками дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда области стали около 32 тыс. человек.
По данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого Росстатом, общая численность безработных граждан в Тамбовской области снизилась на 40% с 43,5 тыс. человек в среднем за 2010 год до 26,1 тыс. человек в среднем за 2012 год. Уровень общей безработицы снизился с 7,9% до 4,9% численности экономически активного населения.
Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан за эти годы снизилась на 44,7% с 9,4 тыс. человек до 5,2 тыс. человек, а уровень регистрируемой безработицы - с 1,7% до 1,1% экономически активного населения.
Вместе с тем на рынке труда существует проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. Это - женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители, воспитывающие детей-инвалидов; граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья; граждане предпенсионного и пенсионного возрастов; отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных организаций без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы).
В области, на основании выборочных обследований населения по проблемам занятости, имеется разрыв между численностью безработных, определяемых в соответствии с методологией Международной организации труда (далее - МОТ), и численностью безработных, зарегистрированных в органах службы занятости.
На это влияет несоответствие ожиданий безработных с возможностями органов службы занятости:
утрата социальной значимости пособия по безработице в связи с его низким уровнем;
дисбаланс заявленных в органы службы занятости вакансий с запросами граждан, ищущих работу, так как в основном банк вакансий содержит позиции с низкооплачиваемыми рабочими местами, тяжелыми условиями труда;
население позиционирует государственную службу занятости как дополнительный и/или временный источник получения денежных средств на собственные нужды, а не реальную помощь в трудоустройстве.
В целях повышения эффективности деятельности органов службы занятости как посредника между работодателями и гражданами, ищущими работу, необходимо создание стимулов для обращения в органы службы занятости как работодателей за подбором необходимых работников, так и граждан для поиска подходящей работы.
Несмотря на благополучное положение на рынке труда области в целом, местные рынки труда характеризуются дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, диспропорцией спроса и предложения рабочей силы.
Одной из причин является низкая внутриобластная территориальная мобильность рабочей силы, препятствующая эффективному использованию собственных трудовых ресурсов, трудовая миграция в столичный регион и другие области. По оценке органов муниципальной власти в 2010 - 2012 годах за пределами области работали 49 - 52 тыс. человек, граждане других территорий, работавшие в области - не превышали 5 тыс. человек.
Среди причин низкой привлекательности трудовых мигрантов:
отсутствие необходимой инфраструктуры для организации жизни мигрантов (жилье, детские сады, медицинские учреждения);
неразвитость механизмов организованного набора российских граждан для работы при планировании и реализации крупных инвестиционных проектов;
недостаточность предложения работы, переезда и трудоустройства желающих работать за пределами места своего проживания;
отсутствие гибкости механизма государственной поддержки граждан, желающих либо временно осуществлять трудовую деятельность в других субъектах Российской Федерации, либо переселиться совместно с членами семьи ввиду отсутствия работы по специальности.
Дальнейшее развитие экономики области будет сопровождаться увеличением спроса на труд в целом, а также изменением его профессионально-квалификационной структуры, которые не в полной мере смогут удовлетворяться за счет собственных трудовых ресурсов.
Трудовая миграция является одним из важнейших элементов экономики, действенным инструментом защиты внутреннего рынка труда, стабилизации социально-политической ситуации.
Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы. Потребность в иностранных работниках на 2012 год определена в количестве 5366 человек, в 2011 году квота составляла 4873 человека (в 2010 году - 3474).
При этом привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам отражает тенденции развития рынка труда, сопровождающиеся увеличением спроса на квалифицированные рабочие кадры, который составил в 2012 году 48,6% от потребности в иностранных работниках (в 2011 году - 39,7%, в 2010 году - 20%).
В 2011 году иностранным гражданам было выдано 3631 разрешение на работу, что составило 119,5% к уровню 2010 года.
В целях привлечения в Российскую Федерацию востребованных экономикой высококвалифицированных специалистов были внесены изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации соответствуют пункту 1 статьи 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В Тамбовской области в 2011 году высококвалифицированным специалистам выдано 2 разрешения на работу, в 2012 году - 3.
Иностранные работники, прибывающие в Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, могут осуществлять трудовую деятельность, не связанную с получением прибыли, у физических лиц на основании патента. С 01 июля 2010 г. по 31 декабря 2010 г. в Тамбовской области количество выданных патентов составило 500 штук, в 2011 году - 2107, в 2012 - 2707 патентов.
Особенности миграционной ситуации в области в последние годы обусловлены политическими и социально-экономическими переменами, происходящими в жизни общества.
В 2012 году в области сложился миграционный прирост населения, который составил 213 человек (в 2011 году - прирост 597 человек, 2010 году - снижение на 857 человек).
Положительный миграционный прирост наблюдался со странами СНГ. Его величина составила 5155 человек, или на 21,7% больше, чем в январе - ноябре 2011 года. Наибольший миграционный прирост сложился с Узбекистаном и составил 43,9% общего сальдо миграции со странами СНГ.
В 2012 году более 300 человек выехали в страны дальнего зарубежья (в 2011 году - более 50 человек).
Миграционная ситуация в области такова, что в настоящее время приток населения из стран СНГ можно рассматривать как благоприятное явление, поскольку в области отмечается значительная естественная убыль населения.
Переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития требует комплекса преобразований, важнейшим из которых является развитие человеческого потенциала. Предпосылкой для роста национальной конкурентоспособности и производительности труда станет модернизация системы высшего образования.
В основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации в указанной сфере определены приоритеты, среди которых:
переход к современным программам высшего и дополнительного образования, отвечающего требованиям, предъявляемым экономикой и обществом;
расширение практики участия бизнеса в управлении и финансировании деятельности вузов;
опережающее развитие непрерывного образования населения в возрасте 25 - 65 лет по программам дополнительного профессионального образования;
поддержка развития корпоративных образовательных организаций, а также присоединение к ним профессиональных образовательных организаций;
осуществление мер, направленных на стимулирование миграции лиц, имеющих особо востребованные на российском рынке труда профессии и специальности, высокую квалификацию;
привлечение в Российскую Федерацию на основе предоставления вида на жительство предпринимателей, инвесторов, высококвалифицированных специалистов, а также выпускников российских образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций из числа иностранных граждан.
В связи с тем, что значительная часть социальных обязательств государства перед населением выполняется государственными учреждениями, необходимо постоянно повышать квалификацию, профессионализм, инициативность и заинтересованность работников этих учреждений в результатах своего труда. Для этого необходимо формирование действенных инструментов стимулирования работников к повышению своих личных деловых и профессиональных качеств, применение в работе новых образовательных технологий. Учитывая, что важнейшим инструментом управления мотивацией персонала является оплата труда, необходимо повышать ее размер, увязывая с количеством и качеством труда, ростом основных индикаторов экономики.
Согласно прогнозным данным Минэкономразвития России в течение 2013 - 2020 годов в России будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста (примерно на 1 млн. человек ежегодно), что приведет к сокращению трудовых ресурсов.
В области численность населения трудоспособного возраста устойчиво сокращается, что в будущем может сформировать дефицит предложения на региональном рынке труда. Численность занятых в экономике составила 510,1 тыс. человек в 2012 году, к 2020 году численность может сократиться на 1 процент и составить 505 тыс. человек.
При изменении положительных тенденций в 2015 году в экономической ситуации и снижении спроса на рабочую силу, уровень общей безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, ожидается не более 5,0%, снижение до 4,7% численности экономически активного населения прогнозируется к 2020 году. Стабилизации безработицы будет существенно способствовать изменение демографической структуры: значительно сократится численность молодежи, в наибольшей степени подверженной риску безработицы, увеличится численность граждан предпенсионного, пенсионного возрастов.
Исходя из прогнозируемой общей численности безработных, соотношения численности зарегистрированных безработных и общей численности безработных, среднегодовая численность зарегистрированных безработных в 2015 - 2016 годах стабилизируется на уровне 1 процента экономически активного населения, снижение на 0,3% прогнозируется к 2019 году.
По мере повышения качества предоставляемых услуг в области содействия занятости населения увеличится численность безработных граждан, обращающихся в органы службы занятости. В этой связи прогнозируется сближение регистрируемой и общей безработицы, сопровождающееся некоторым замедлением снижения численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения.
Важным шагом к развитию социально-трудовой сферы и укреплению социального партнерства является реализация регионального соглашения между областными объединениями профсоюзов, областными объединениями работодателей и органами государственной власти Тамбовской области на 2011 - 2013 годы, заключение соглашений на последующий период.
Одной из важнейших задач является улучшение условий труда на рабочих местах путем внедрения системы оценки и управления профессиональными рисками в сочетании с усилением мер профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также повышением качества оказания услуг в области охраны труда.
Статистические данные о количестве погибших в результате несчастных случаев на производстве в отраслях экономики Тамбовской области за 2012 год свидетельствуют о стабилизации показателя общего количества пострадавших в результате несчастных случаев на производстве (в 2011 году зафиксировано 380 пострадавших, в 2012 - 334), снижении числа погибших в групповых несчастных случаях (2011 год - 4 человека; 2012 - 1 человек), сохранении тенденции снижения количества несчастных случаев со смертельным исходом (16 случаев в 2011 году, 13 случаев в 2012 году).
Необходимо привлечение и закрепление в бюджетном секторе квалифицированных специалистов, в том числе путем создания рабочих мест, конкурентоспособных на рынке труда. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость повышения заработной платы в бюджетном секторе до конкурентоспособного уровня.
Выполнению поставленных задач может препятствовать воздействие негативных факторов макроэкономического, финансового, организационного характера.
В связи с закреплением с 2012 года за субъектами Российской Федерации полномочий по реализации мероприятий активной политики занятости населения, а также материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности органов службы занятости основными рисками реализации государственной программы являются финансовые риски, вызванные недостаточностью объемов финансирования из бюджета Тамбовской области. При отсутствии финансирования из федерального бюджета дополнительных мероприятий в сфере занятости населения существуют риски реализации основного мероприятия 2 "Реализация мероприятий активной политики занятости населения и дополнительных мероприятий в сфере занятости населения".
В случае недостаточного (или полного отсутствия) финансирования из федерального бюджета существуют риски реализации основного мероприятия 4 "Социальные выплаты безработным гражданам".
Преодоление указанных рисков возможно при условии достаточного и своевременного финансирования мероприятий.