(с изменениями на 6 сентября 2024 года)
(в ред. Постановлений администрации Тамбовской области от 08.10.2015 N 1120, от 27.01.2016 N 73, от 25.04.2016 N 423, от 10.08.2016 N 911, от 08.09.2016 N 1042, от 03.11.2016 N 1284, от 20.01.2017 N 39, от 25.04.2017 N 375, от 19.07.2017 N 681, от 23.01.2018 N 47, от 25.05.2018 N 522, от 18.10.2018 N 1065, от 27.12.2018 N 1395, от 19.03.2019 N 283, от 27.05.2019 N 598, от 20.08.2019 N 950, от 04.10.2019 N 1111, от 26.12.2019 N 1472, от 18.02.2020 N 106, от 06.04.2020 N 279, от 22.09.2020 N 756, от 13.01.2021 N 8, от 14.04.2021 N 241, от 16.07.2021 N 506, от 23.12.2021 N 947, от 15.02.2022 N 103, от 20.06.2022 N 484, Постановлений Правительства Тамбовской области от 19.12.2022 N 207, от 28.11.2022 N 116, от 10.05.2023 N 359, от 01.09.2023 N 693, от 19.07.2024 N 461, от 06.09.2024 N 553)
В соответствии с постановлением администрации области от 16.11.2021 N 840 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" администрация области постановляет:
(преамбула в ред. Постановления Правительства Тамбовской области от 28.11.2022 N 116)
1. Утвердить государственную программу Тамбовской области "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Тамбовской области" согласно приложению.
(в ред. Постановления администрации Тамбовской области от 18.10.2018 N 1065)
2. Рекомендовать муниципальным образованиям разработать и утвердить аналогичные муниципальные программы.
3. Опубликовать настоящее постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Тамбовской области Е.В.Зименко.
(п. 4 в ред. Постановления Правительства Тамбовской области от 01.09.2023 N 693)
Глава администрации области
О.И.Бетин
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
(в ред. Постановлений Правительства Тамбовской области от 28.11.2022 N 116, от 10.05.2023 N 359, от 01.09.2023 N 693, от 19.07.2024 N 461, от 06.09.2024 N 553)
(в ред. Постановления Правительства Тамбовской области от 19.07.2024 N 461)
Куратор государственной программы | Зименко Е.В., заместитель Главы Тамбовской области |
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство юстиции и региональной безопасности Тамбовской области |
Соисполнители государственной программы | Министерство образования и науки Тамбовской области, министерство градостроительства и архитектуры Тамбовской области, министерство здравоохранения Тамбовской области, министерство сельского хозяйства Тамбовской области, департамент ветеринарии Тамбовской области, министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Тамбовской области, министерство экологии и природных ресурсов Тамбовской области, департамент административно-хозяйственной работы и контрактной службы аппарата Правительства Тамбовской области |
Период реализации государственной программы | Государственная программа реализуется в два этапа: 1 этап - 2015 - 2022 гг.; 2 этап - 2023 - 2030 гг. |
Цели государственной программы | Минимизация социального, экономического и экологического ущерба, наносимого населению, экономике и природной среде от ведения и вследствие ведения военных действий, чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах, повышение общего уровня общественной безопасности и безопасности среды обитания |
Направления (подпрограммы) государственной программы | - |
Связь с национальными целями развития Российской Федерации/государственной программой Российской Федерации | - |
В последние годы защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера выделилась в отдельную четко обозначенную область человеческой жизнедеятельности. Суть деятельности в этой сфере состоит во всестороннем противодействии ЧС, обеспечении снижения их количества и повышении уровня защищенности населения, безопасности потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения от угроз природного и техногенного характера, создании необходимых условий для устойчивого развития области.
Источниками ЧС являются опасные природные явления, а также крупные техногенные аварии и катастрофы. Следует отметить, что общей характерной особенностью природных и техногенных опасностей на современном этапе является их взаимосвязанный комплексный характер, выражающийся в том, что одно возникающее бедствие может вызывать целую цепочку других более катастрофических процессов.
Опасные природные явления, представляющие собой потенциальный источник угроз и рисков жизнедеятельности человека и хозяйственному потенциалу, включают в себя опасные гидрометеорологические (метеорологические, гидрологические, агрометеорологические) явления (сильные ветры, смерчи, сильные осадки и сильные метели, град, интенсивные гололедно-изморозевые отложения, сильная жара, сильный мороз, засуха атмосферная и почвенная, наводнения, связанные с половодьем и дождевыми паводками), опасные процессы биогенного характера (пожары в природных системах, эпидемии, вызванные природно-очаговыми заболеваниями, в том числе связанные с переносом возбудителей мигрирующими животными), угрозы экономическому потенциалу и экономической безопасности, связанные с катастрофическим размножением и миграциями животных.
Цикличность природных явлений и процессов создает условия для возникновения ЧС, характерных для территории области. К ним относятся ЧС, связанные с весенним паводком, лесоторфяными, другими ландшафтными природными пожарами и опасными метеорологическими явлениями.
Среди природных опасностей наиболее разрушительными являются: наводнения, подтопления, ураганы и бури, сильные заморозки. Ежегодно в области происходит 2 - 3 события чрезвычайного характера, связанные с опасными природными явлениями.
Основные потери при этом приносят: весеннее половодье и подтопления (около 17%); ураганы и сильные ветры (14%).
Угроза ЧС техногенного характера исходит от опасных производственных объектов области, сетей магистральных газопроводов, нефтепроводов (продуктопроводов), проходящих по территории области, перевозимых автомобильным и железнодорожным транспортом опасных веществ.
В настоящее время в Тамбовской области функционирует 29 потенциально опасных объектов, в том числе: 8 химически опасных объектов, 8 пожаровзрывоопасных объектов, кроме того в области расположено более 900 гидротехнических сооружений и объектов жизнеобеспечения населения. Большая часть этих объектов представляет не только экономическую, оборонную и социальную значимость для области, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей природной среды.
К наиболее крупным химическим опасным объектам относятся: публичное акционерное общество "Пигмент" (г. Тамбов), федеральное казенное предприятие "Тамбовский пороховой завод" (г. Котовск), акционерное общество "Биохим" (г. Рассказово) и другие.
По территории Тамбовской области (Мучкапский и Уваровский районы) проходит участок аммиакопровода открытого акционерного общества (далее - ОАО) "Трансаммиак" протяженностью 55 км. Вдоль трассы смонтировано: одна раздаточная станция РС-20, два главных и пять сателитных постов секционирования.
К пожаровзрывоопасным объектам, расположенным на территории области, относятся объекты, на которых осуществляется:
транспортировка природного газа, нефти и нефтепродуктов;
хранение нефтепродуктов, спирта;
производство сахара, хлебной и мучной продукции.
Наибольшую опасность из них представляют: Федеральное казенное предприятие "Тамбовский пороховой завод", линейная производственно-диспетчерская станция (далее - ЛДПС) "Никольское" Мичуринского районного управления ОАО "Магистральные нефтепроводы "Дружба", ЛПДС "Никольское" Брянского производственного отделения "Юго-Запад транснефтепродукт", Тамбовское публичное акционерное общество "Квадра", открытое акционерное общество "Тамбов-Терминал", компрессорные станции КС-27 (Давыдово), КС 26 (Алгасово) "Моршанское управление магистральных газопроводов", КС-28 "Первомайское управление магистральных газопроводов".
Не менее сложная обстановка может возникнуть и при авариях на всех видах транспорта.
Ежедневно по территории области осуществляется транспортировка опасных грузов автомобильным, железнодорожным и трубопроводным транспортом.
Аварии с аварийно химическими опасными веществами на автомобильном и особенно на железнодорожном и трубопроводном транспорте могут вызвать распространение зараженного воздуха на расстояние более 20 км от места разлива, что создает условия для уязвимости многих населенных пунктов области.
Пожары в зданиях и сооружениях производственного, жилого, социально-бытового и культурного назначения остаются самыми распространенными бедствиями. Порой они являются причиной гибели значительного числа людей и большого материального ущерба.
Статистика пожаров в Тамбовской области за последние 5 лет позволяет констатировать, что количество пожаров сохраняется на уровне около 1,3 тыс. в год, в последние годы в области при пожарах ежегодно погибают около 125 человек. Больше людей погибают только в дорожно-транспортных происшествиях.
Организация тушения пожаров предполагает создание необходимых условий для укрепления пожарной безопасности Тамбовской области, уменьшение гибели, травматизма людей и размера материальных потерь от пожаров.
В настоящее время обеспеченность пожарной автотехникой в области составляет 84 процента, из них подлежит списанию более 30 процентов, требует капитального ремонта 45 процентов. Укомплектованность пожарно-техническим вооружением составляет 85 процентов, автолестницами - 83 процента.
Приобретение новых образцов пожарной техники повышенной проходимости и с большим запасом огнетушащих средств взамен устаревших и отработавших свой ресурс автомобилей позволит в определенной степени снизить остроту проблемы отсутствия и удаленности водоисточников в населенных пунктах, сократит время прибытия к месту вызова, повысит эффективность тушения пожаров.
Существующая укомплектованность подразделений пожарной охраны специальными автомобилями, предназначенными для спасения людей, тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ также не в полном объеме отвечает нормативным требованиям.
Одним из условий лицензирования деятельности в области предупреждения и тушения пожаров является наличие в пожарных частях газодымозащитной службы. Отсутствие в настоящее время индивидуальных средств защиты (аппаратов на сжатом воздухе, проверочных устройств, компрессоров для заполнения воздушных баллонов) не способствует положительной динамике тушения пожаров. При пожарах ежегодно на территории области уничтожается до 10 процентов от вновь вводимой жилой площади, по России данный показатель составляет 3 процента.
В соответствии со статьей 76 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" время прибытия первых подразделений к месту вызова в сельских населенных пунктах не должно превышать 20 минут. На территории области расположено 339 удаленных населенных пунктов с населением более 64 тысяч человек, время прибытия пожарных подразделений в которые превышает установленные сроки. Для решения этой проблемы необходимо создание 19 отдельных пожарных постов на один машиновыезд, до окончания реализации программы планируется строительство 12 пожарных депо.
(абзац введен Постановлением Правительства Тамбовской области от 19.07.2024 N 461)
Развитие газодымозащитной службы позволит осуществить быстрые и эффективные меры по поиску и спасению людей при возникших пожарах и авариях на различных объектах области, ликвидацию пожаров в непригодной для дыхания среде, а также аварий техногенного и природного характера и снижение материальных потерь от них.
Без наличия в пожарных частях современных средств связи невозможно управление силами и средствами, повышение мобильности и эффективности действий при ликвидации различного рода ЧС и пожаров.