АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 марта 2011 года N 225


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В КОМПЛЕКСНУЮ РЕГИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ, УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ ОТ 09.04.2010 N 413


Администрация области постановляет:

1. Внести изменения в комплексную региональную программу развития конкуренции в Тамбовской области на 2010 - 2012 годы, утвержденную Постановлением администрации области от 09.04.2010 N 413, изложив ее в редакции согласно приложению.

2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области А.И.Алабичева.


Глава администрации области
О.И.Бетин

     




Приложение
к Постановлению
администрации Тамбовской области
от 11.03.2011 N 225

КОМПЛЕКСНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ


 Паспорт комплексной региональной программы развития конкуренции в Тамбовской области на 2010 - 2012 годы

Наименование программы   

Комплексная региональная программа развития

конкуренции в Тамбовской области на 2010 - 2012

годы (далее - Программа)                       

Заказчик-координатор

Программы                

Управление по развитию промышленности и

предпринимательства области                    

Заказчики Программы      

Управление по развитию промышленности и

предпринимательства области;

управление Федеральной антимонопольной службы

по Тамбовской области (по согласованию);

управление сельского хозяйства области;

управление по развитию перерабатывающей

промышленности области;

управление строительства и архитектуры области;

управление топливно-энергетического комплекса и

жилищно-коммунального хозяйства области;

управление транспорта и автомобильных дорог

области; комитет государственного заказа

области;

управление здравоохранения области;

управление по регулированию тарифов области;

управление информационных технологий, связи и

документооборота администрации области;

управление государственной службы и

организационной работы администрации области   

Разработчики Программы   

Управление по развитию промышленности и

предпринимательства области совместно с:

управлением Федеральной антимонопольной службы

по Тамбовской области (по согласованию);

управлением сельского хозяйства области;

управлением по развитию перерабатывающей

промышленности области;

управлением строительства и архитектуры

области; управлением топливно-энергетического

комплекса и жилищно-коммунального хозяйства

области;

управлением транспорта и автомобильных дорог

области; комитетом государственного заказа

области;

управлением здравоохранения области;

управление по регулированию тарифов области;

управление информационных технологий, связи и

документооборота администрации области;

управлением государственной службы и

организационной работы администрации области   

Цель и задачи Программы  

Цель:

создание благоприятных условий для развития

добросовестной конкуренции в приоритетных

сферах экономической деятельности Тамбовской

области.

Задачи:

определение обстоятельств или действий,

препятствующих или затрудняющих и

ограничивающих хозяйствующим субъектам начало

деятельности на товарном рынке;

совершенствование областной нормативной

правовой базы, регулирующей вопросы конкуренции

в различных сферах и направленной на

недопущение монополистической деятельности

хозяйствующих субъектов;

создание благоприятных условий для расширения

доступа хозяйствующих субъектов на товарные

рынки для наиболее полного удовлетворения

потребности населения в товарах и услугах;

обеспечение условий для развития конкуренции на

региональном строительном рынке;

содействие реформированию жилищно-коммунального

хозяйства;

совершенствование и развитие сети автомобильных

дорог области;

совершенствование системы государственных и

муниципальных закупок, расширение доступа к ним

хозяйствующих субъектов, совершенствование

системы электронных торгов;

развитие конкуренции в сфере медицинских услуг

путем включения в территориальные программы

обязательного медицинского страхования

негосударственных и частных учреждений

здравоохранения;

привлечение аптечных учреждений к участию в

реализации мероприятий по развитию

здравоохранения; обеспечение для субъектов

предпринимательства максимальной открытости и

информационной прозрачности деятельности по

лицензированию розничной реализации

фармацевтической продукции;

обеспечение информационной открытости

деятельности органов государственной власти

области и органов

местного самоуправления                        

Сроки реализации

Программы                

2010 - 2012 годы                               

Источники финансирования

Источниками финансирования Программы являются:

средства областного и федерального бюджетов (в

рамках финансирования Программы развития

сельского хозяйства и регулирования рынков

сельскохозяйственной продукции, сырья и

продовольствия Тамбовской области на

2009 - 2012 годы, Программы создания и развития

системы сельскохозяйственных потребительских

кооперативов Тамбовской области на 2009 - 2012

годы, Программы развития малого и среднего

предпринимательства в Тамбовской области на

2009 - 2011 годы, областной целевой программы

развития свеклосахарного производства

Тамбовской области на период 2009 - 2012 годов,

Программы развития молочного скотоводства и

увеличения производства молока в Тамбовской

области на 2009 - 2012 годы, Программы

государственных гарантий оказания населению

Тамбовской области бесплатной медицинской

помощи на 2010 год, целевых программ: развития

элеваторной промышленности Тамбовской области

на 2010 - 2012 годы, "Формирование электронного

правительства Тамбовской области на 2009 - 2012

годы", "Повышение качества государственных и

муниципальных услуг на базе многофункциональных

центров на 2009 - 2011 годы в Тамбовской

области", совершенствования и развития сети

автомобильных дорог Тамбовской области на 2009

- 2015 годы, "Предупреждение и борьба с

социально значимыми заболеваниями на

2009 - 2011 годы");

внебюджетные средства (собственные средства

предприятий сельского хозяйства, пищевой

промышленности, розничной торговли, средства

частных инвесторов)                            


 1. Характеристика проблемы и обоснование ее решения программно-целевыми методами


1.1. Основной задачей макроэкономической политики Тамбовской области является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества.

Социально экономическое развитие Тамбовской области, значительный научно - технический потенциал, выгодное географическое положение, транспортная сеть способствуют развитию промышленного производства, сельского хозяйства и торговли. В области проводится политика, направленная на укрепление инвестиционной привлекательности.

Комплекс нормативных правовых актов, регламентирующих проведение региональной инвестиционной политики, позволил создать условия, привлекательные для инвесторов в разных областях экономики региона.

Большую роль приобрели рациональное и эффективное использование имущества области в качестве новых финансовых механизмов, обеспечивающих гарантии возврата кредитов и приток инвестиций в реальный сектор экономики. На временно не востребованных производственных площадках согласованы зоны застройки для развития принципиально новых для области производств, реализация инвестиционных проектов предприятий, потенциально являющихся "точками роста" реального сектора экономики области.

В основе современной рыночной экономики области лежит конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товаром рынке.

Политика развития конкуренции является неотъемлемой составной частью процесса рыночных реформ. Ее конечная цель - повышение эффективности экономики региона и обеспечение условий экономического роста.

Организация и развитие конкурентной среды в области основывается на соблюдении ее базисных принципов: многообразие организационных форм хозяйствующих субъектов, разделение экономической власти, равенство принципов ведения предпринимательской деятельности.

С целью сокращения государственного участия в хозяйственной деятельности с сохранением в собственности государства только того имущества, которое необходимо для осуществления государственных функций, на территории области в последние годы активно проводится политика оптимизации состава и структуры государственной и муниципальной собственности.

Выбор отраслей, отраженных в Программе, обусловлен их значимостью для экономики региона в целом (доля вклада в валовой региональный продукт, включенность товаров в большое количество цепочек стоимости, инфраструктурный характер для других отраслей), а также остротой текущих проблем, связанных с конкурентной средой.

Перечень приоритетных отраслей не является исчерпывающим и будет корректироваться по мере реализации Программы развития конкуренции в Тамбовской области, в том числе на основе практики применения антимонопольного законодательства и регулярного анализа рынков, а также на основе предложений органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных в регионе, и общественных объединений. Также будут уточняться и совершенствоваться предложенные меры по развитию конкуренции в соответствующих отраслях экономики.

Программы и планы развития отдельных отраслей или сфер экономической деятельности могут стать эффективным инструментом конкурентной политики.

Одним из приоритетных направлений развития конкуренции является совершенствование системы государственных и муниципальных закупок за счет расширения практики размещения заказов преимущественно путем проведения открытых аукционов в электронной форме.

Размещение заказов путем проведения открытых электронных аукционов способствует формированию эффективной, максимально доступной, прозрачной и конкурентной системы размещения государственных и муниципальных заказов, расширяет возможности поиска информации о государственных и муниципальных закупках юридическими и физическими лицами - потенциальными участниками размещения заказов, создает равные условия доступа к получению государственных и муниципальных заказов всем субъектам хозяйственной деятельности, включая представителей малого и среднего предпринимательства.

Необходимым условием достижения целей развития конкуренции является ограничение и ликвидация коррупции. В целях организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти постановлением администрации области утвержден план мероприятий по противодействию коррупции в рамках областной целевой программы "Противодействие коррупции в исполнительных органах государственной власти Тамбовской области на 2008 - 2010 годы".

В области приступили к реализации целевой программы "Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров на 2009 - 2011 годы в Тамбовской области", в рамках которой предполагается развитие сети многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг гражданам и юридическим лицам.

В 2008 году в г. Тамбове создан и успешно работает первый многофункциональный центр.

Важным направлением, способствующим предотвращению создания барьеров для развития предпринимательства, развитию конкуренции, ограничению и ликвидации коррупции, является регламентация государственных функций и услуг. Принятие административных регламентов позволяет оптимизировать исполнение государственных функций и оказание государственных услуг, сделать административные процедуры "прозрачными" и понятными для граждан и юридических лиц.

Проведенная в ходе разработки Программы оценка уровня конкуренции на отдельных товарных рынках базировалась в основном на представленных управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области сведениях о наличии хозяйствующих субъектов, на анализе их количества и структуры по различным видам деятельности, в том числе созданных за последние три года, а также на экспертных оценках специалистов.

Развитие конкуренции - комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной и муниципальной власти.


1.2. Оценка состояния конкуренции в сфере агропромышленного комплекса области


На развитие конкуренции в агропромышленном комплексе (далее - АПК) области значительное влияние оказывают специфические особенности отрасли. Природно-климатические условия Тамбовской области серьезно влияют на продуктивность земли и на предложение продукции, особенно растениеводческой.

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство - является ведущим сектором экономики региона, его доля в валовом региональном продукте составляет порядка 17 процентов. Экономический рост в сельском хозяйстве области продолжается в последние 8 лет.

За этот период областные сельскохозяйственные организации всех форм собственности увеличили объемы производства сахарной свеклы, подсолнечника, картофеля, овощей и плодов; увеличилось поголовье овец и коз, возросли надои молока на одну фуражную корову.

Вместе с тем сбытовая деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей в отсутствие организованных рынков сбыта до сих пор носит несколько спонтанный характер. Основная доля продукции реализуется перерабатывающим предприятиям, торговым посредникам и через собственные магазины.

Значительным сегментом на рынке сельскохозяйственной продукции являются малые формы хозяйствования. К данной категории относятся более 270 тысяч личных подсобных хозяйств с общей земельной площадью около 101,2 тыс.га и долей в общем объеме производства валовой продукции около 38 процентов. Вторыми по численности являются более 2780 крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственные угодья которых занимают 439 тыс.га. Удельный вес производимой продукции этими хозяйствами превышает 12 процентов. Третья категория малых форм - это сельскохозяйственные потребительские кооперативы в количестве 70 единиц.

В области ведется строительство семейных молочных мини-ферм на 24 головы коров для крестьянских (фермерских) хозяйств. Также будут построены фермы на 100 голов коров и более. Всего до 2012 года предполагается ввести не менее 60 молочных ферм. Фермы будут оснащены современным оборудованием для содержания, кормления и доения животных, что позволит достичь качества производимого молока на уровне стандартов, определенных Федеральным законом от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". Одновременно с этим крестьянские (фермерские) хозяйства объединяются в сельскохозяйственные потребительские кооперативы по переработке молока, что позволит выпускать продукцию с низкой себестоимостью и, соответственно, повысить конкуренцию на рынке молока.

Увеличение объемов производимой продукции малыми формами хозяйствования активизирует конкуренцию в этом сегменте экономики.

Этому также будет способствовать строительство и ввод сельскохозяйственных кооперативных рынков. В настоящее время в двух районах области уже действуют такие рынки, разработана проектная документация по строительству сельскохозяйственного кооперативного рынка в Мичуринском районе, ведется подготовительная работа по выделению земельного участка под строительство такого рынка в г. Тамбове. В перспективе каждый районный центр и город области будет иметь рынок с преобладающей долей товаров и продукции, реализуемых непосредственно производителями.

Пищевая и перерабатывающая промышленность занимает одно из ведущих мест в промышленном комплексе области по созданию валового регионального продукта (далее - ВРП), величине налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, численности занятых в ней работников. Основная доля в обеспечении населения региона продуктами питания принадлежит предприятиям по производству пищевых продуктов, включая напитки и табак.

Число действующих крупных и средних предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности по состоянию на 01.01.2010 составляет 49 единиц или 34 процента от общей численности предприятий в обрабатывающих производствах; количество малых предприятий, занятых производством продуктов питания, составило 98 единиц.

В последние 3 - 5 лет пищевая и перерабатывающая промышленность области становится все более привлекательной для инвестирования. В соответствии со стратегией социально-экономического развития региона данная сфера деятельности выделена в разряд приоритетных. Примерами новых объектов (дополнительных мощностей), введенных в эксплуатацию сравнительно недавно, в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности являются: предприятие по производству концентрированных фруктовых соков общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Росконцентрат" (Мичуринский район), зерновой элеватор на 25 тыс. тонн единовременного хранения в ООО "Агроник" (Никифоровский район), цех по производству колбасных изделий мощностью 50 тонн в смену открытого акционерного общества (далее - ОАО) "Первомайский мясоптицекомбинат", предприятие по производству замороженной плодоовощной продукции ООО "Айстек" (г. Тамбов), спиртовой завод ОАО "Талвис" мощностью 3,0 млн. декалитров этилового спирта в год (Тамбовский район), убойное производство ООО "Агропромышленный комплекс "Росмясо" мощностью до 240 тонн в месяц мяса в убойном весе (Никифоровский район), цех производства и розлива растительного, в том числе рафинированного, масла мощностью 50 тонн в смену на ООО "Кристалл" (г. Кирсанов), цех производства и розлива растительного масла ООО "Россо" (г. Тамбов), новое мукомольное производство мощностью до 550 тонн в смену по переработке зерна ОАО "Сабуровский комбинат хлебопродуктов" (Тамбовский район), хлебозавод (г. Уварово).

В настоящее время в области реализуется целый ряд инвестиционных проектов в сфере АПК. Это строительство сахарного завода в Мордовском районе по переработке сахарной свеклы мощностью 9,0 тыс. тонн в сутки, цеха по производству растительного масла на базе ОАО "Уваровский элеватор", нового молочного завода производительностью 25 тонн в сутки в с. Стрельцы Тамбовского района и хлебозавода в г. Мичуринске. В связи со значительными валовыми сборами зерна в Российской Федерации, в том числе в нашей области (2008 г. - 3,05 млн. тонн, 2009 г. - 2,715 млн. тонн), много проектов имеется в элеваторной промышленности региона. Самые значительные их них: строительство элеваторов в Никифоровском районе закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) "Биотехнологии" на 240 тыс. тонн единовременного хранения, в Кирсановском районе ООО "Ресурс" на 100 тыс. тонн (с последующим увеличением), в Сампурском районе ООО "Вилион" на 60 тыс. тонн и в г. Котовске ООО "Русь" на 55 тыс. тонн. В ближайшее время к увеличению мощностей по приемке и хранению зерна приступят ОАО "Сабуровский комбинат хлебопродуктов", ОАО "Токаревский комбинат хлебопродуктов" и ОАО "Избердеевский элеватор".

Наряду с продукцией областных товаропроизводителей на потребительском рынке реализуется продукция пищевых предприятий Липецкой, Белгородской, Воронежской, Саратовской, Курской, Пензенской областей, Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области доля продовольственных товаров местного производства составляет около 16 процентов в областном обороте розничной торговли.

В качестве организационных и экономических мер, направленных на стимулирование развития конкуренции в отрасли и дальнейшее ее развитие, необходимо следующее:

осуществление различных форм экономической интеграции в области производства, переработки, хранения и реализации продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности;

расширение практики "прямых продаж" сельскохозяйственных товаров населению, в том числе через рынки и ярмарки "выходного дня" в городах;

расширение видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в отношении которых могут проводиться закупочные и товарные интервенции;

стимулирование объединений сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих (обслуживающих) отраслей, развитие кооперации, в том числе в целях проведения эффективного диалога с розничными торговыми сетями и упрощение входа в них со своей продукцией;

организация подготовки (переподготовки) кадров и повышение квалификации персонала предприятий отрасли с привлечением научного потенциала имеющихся в области научно-образовательных учреждений, как дополнительный элемент конкурентного преимущества организации, в том числе обучение мелких сельхозтоваропроизводителей (крестьянско-фермерское хозяйство (далее - КФХ), личное подсобное хозяйство (далее - ЛПХ) основам управления (менеджмента, маркетинга);

поддержка в вопросе кредитования новых участников рынка - предприятий (организаций), которые только создались, или тех, которые работают менее 1 - 1,5 лет.

Для принятия своевременных мер, направленных на дальнейшее развитие конкуренции в АПК, необходим регулярный анализ состояния основных продовольственных товарных рынков по всей цепочке "сырье - переработанное сырье - продукты питания", постоянный мониторинг цен на основную сельскохозяйственную продукцию и продукты питания.


1.3. Оценка состояния конкуренции в сфере розничной торговли области


Потребительский рынок области характеризуется как стабильно развивающийся, с соответствующим уровнем насыщенности товарами, достаточно развитой сетью предприятий торговли и общественного питания, высокой предпринимательской активностью.

В области ведется активная работа по совершенствованию организации торговли и развитию конкуренции в этой среде.

Весомую роль в развитии отрасли играют предпринимательские структуры, индивидуальные предприниматели. Сегодня практически вся сфера потребительского рынка - это частный бизнес, доля которого в обороте розничной торговле составляет более 90 процентов.

Сеть розничной торговли области насчитывает около 6 тысяч предприятий, 1,5 тысячи предприятий общественного питания, 28 розничных рынков (в том числе 2 - сельскохозяйственных кооперативных).

Обеспеченность торговыми площадями на одну тысячу жителей на 01 июля 2010 года составляет 407 кв.м.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»