ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2010 года N 413
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ
(в редакции Постановлений администрации Тамбовской области от 11.03.2011 N 225, от 29.09.2011 N 1314, от 29.12.2011 N 1929)
Во исполнение пунктов 2, 3 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 N 691-р "Об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации на 2009 - 2012 годы" администрация области постановляет:
1. Утвердить комплексную региональную программу развития конкуренции в Тамбовской области на 2010 - 2012 годы согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Тамбовская жизнь".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области А.И.Алабичева.
Глава администрации области
О.И.Бетин
КОМПЛЕКСНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 - 2012 ГОДЫ
(в редакции Постановления администрации Тамбовской области от 29.12.2011 N 1929)
Наименование Программы | Комплексная региональная программа развития конкуренции в Тамбовской области на 2010 - 2012 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Российской Федерации от |
Государственный заказчик Программы | Администрация Тамбовской области |
Координатор Программы | Управление по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области |
Цель Программы | Создание благоприятных условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения и хозяйствующих субъектов региона в товарах, работах и услугах на основе развития добросовестной конкуренции в приоритетных сферах экономической деятельности Тамбовской области |
Задачи Программы | Выявление основных групп факторов, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих развитие конкурентной среды в области; совершенствование областной нормативной правовой базы, регулирующей вопросы конкуренции в различных сферах и направленной на недопущение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов; обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике области; формирование благоприятных условий для ведения хозяйственной деятельности в приоритетных сферах экономики области: сокращение барьеров (финансовых, правовых, информационных, административных, организационных) входа на региональный и локальные рынки для новых товаропроизводителей, развитие конкурирующих производств, устранение ограничений для перемещения товаров, повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг; осуществление мониторинга результативности и эффективности конкурентной среды; обеспечение информационной открытости деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления |
Сроки и этапы реализации Программы | 2010 - 2012 гг. |
Исполнители и участники Программы | Органы исполнительной власти области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия (организации) всех форм собственности, учреждения области, индивидуальные предприниматели и другие |
Конкуренция - состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодную сферу приложения капитала, рынка сбыта, источников сырья. Конкуренция является весьма действенным механизмом регулирования пропорций общественного производства.
Конкуренция как экономический процесс может быть представлена в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы:
формирование материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива;
организация производства, снабжение его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной основе;
создание конкурентоспособной продукции;
сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;
создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для расширения производства.
Для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции в западной экономической литературе используется теория английского ученого, авторитета в области конкуренции, М.Е.Портера, известная под названием "модель пяти сил конкуренции", согласно которой выделяются пять конкурентных сил:
соперничество среди конкурирующих продавцов;
конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены;
угроза выявления новых конкурентов;
экономические возможности и торговые способности поставщиков;
экономические возможности и торговые способности покупателей.
Пять сил конкуренции определяют в конечном счете условия, в которых функционирует каждый конкурентный рынок и составляющие его экономические единицы.
Этим объясняется необходимость формирования и реализации органами государственной власти и местного самоуправления области согласованной конкурентной политики. При этом конкурентная политика области выступает тем инструментом, который позволяет повысить конкурентоспособность ее хозяйствующих субъектов, создать условия для повышения качества жизни в области.
Реализация конкурентной политики выступает обязательным условием реализации Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года, которая предполагает продолжение институциональных преобразований, защиту прав собственности и экономических свобод, направленных на развитие конкуренции и т.д.
Реализация конкурентной политики области предполагает, в первую очередь, увеличение значительного количества конкурирующих хозяйствующих субъектов, формирование правовых и организационных условий и механизмов для предупреждения, ограничения и предотвращения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, снижение до минимума барьеров входа на рынок, наличие необходимой инфраструктуры, а также сведение к минимуму действий и соглашений органов власти и управления, направленных на ограничение конкуренции.
Поэтому основной задачей макроэкономической политики Тамбовской области является формирование конкурентной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества.
Выбор отраслей, отраженных в настоящей Программе, обусловлен их значимостью для экономики региона в целом (доля вклада в валовой региональный продукт, включенность товаров в большое количество цепочек стоимости, инфраструктурный характер для других отраслей), а также остротой текущих проблем, связанных с формированием конкурентной среды.
Перечень приоритетных отраслей, отраженных в Программе, не является исчерпывающим и будет корректироваться по мере развития конкуренции в Тамбовской области, в том числе на основе практики применения антимонопольного законодательства и регулярного анализа рынков, а также на основе предложений органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных в регионе, и общественных объединений. Также будут уточняться и совершенствоваться предложенные меры по развитию конкуренции в соответствующих отраслях экономики.
Программы и планы развития отдельных отраслей или сфер экономической деятельности могут стать эффективным инструментом проведения конкурентной политики.
Разработка Программы базируется на информации, представленной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области, статистическими данными, а также информации, полученной на основе экспертных оценок специалистов, что позволило провести оценку уровня конкуренции на отдельных товарных рынках и в экономической сфере деятельности хозяйствующих субъектов области.
В комплексной региональной программе развития конкуренции в Тамбовской области на 2010 - 2012 годы определены цель и задачи региональной политики по развитию конкуренции, программные мероприятия и сроки их реализации, исполнители и участники Программы, источники финансирования, ресурсное и организационное обеспечение реализации Программы.
Негативные изменения в экономике области, вызванные системным кризисом, отрицательно сказались и на уровне индикаторов, отражающих интенсивность развития конкуренции в экономике. Но, несмотря на это, в целом в области прослеживаются структурные признаки развития конкуренции.
Так, по состоянию на 1 января 2011 г. в Тамбовской области функционировало 8495 малых и средних предприятий, а также 27942 индивидуальных предпринимателя, что на 17,4 процента и 4,9 процента соответственно больше, чем в 2009 году. Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 36437, что на 7,6 процента выше уровня 2009 года.
Рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства свидетельствует о расширении конкурентных отношений и возможностях развития конкурентной среды.
Направления развития конкуренции включают такие меры, как: сокращение административно-правовых барьеров входа на рынок, предотвращение сговора хозяйствующих субъектов и органов власти, создание условий благоприятной среды для реализации деятельности хозяйствующих субъектов в Тамбовской области, совершенствование экономической политики конкуренции в области в разных отраслях и рынках.
Организация и развитие конкуренции в области основываются на соблюдении ее базисных принципов: многообразие организационных форм хозяйствующих субъектов, равенство принципов ведения предпринимательской деятельности.
Разработка комплекса нормативных правовых актов, направленных на развитие благоприятной среды для развития конкуренции, включает укрепление инвестиционной привлекательности, формирование благоприятного инвестиционного климата, снижение инвестиционных рисков, формирование положительного инвестиционного имиджа региона, проведение региональной инвестиционной политики, что позволит создать условия, привлекательные для инвесторов в разных областях экономики региона.
Хозяйствующим субъектам, осуществляющим реализацию социально и экономически значимых инвестиционных проектов по приоритетным направлениям экономики области, оказывается государственная поддержка с использованием механизма государственно-частного партнерства в виде государственных гарантий Тамбовской области для обеспечения исполнения обязательств по привлекаемым кредитам, субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитам, льгот по налогу на имущество организаций, обеспечения подведения инженерных сетей на условиях софинансирования за счет средств инвесторов и газо- и энергосбытовых организаций.
Рассмотрение и одобрение инвестиционных проектов, планируемых к реализации по приоритетным направлениям развития экономики и социальной сферы, осуществляется межведомственным советом по инвестиционной политике при администрации области. Разработан порядок оценки эффективности реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектов. Основными критериями отбора являются экономический, бюджетный и социальный эффекты реализуемых или планируемых к реализации инвестиционных проектов.
Наиболее высокий уровень инвестиционного потенциала Тамбовской области - в инфраструктурной, потребительской и инновационной сферах. Наиболее низкий - в туристической и институциональной сферах. Низкие значения инвестиционного потенциала связаны с малым количеством хозяйствующих субъектов Тамбовской области, вкладывающих капитал в развитие данной сферы, то есть отсутствием конкуренции.
Большую роль приобрело рациональное и эффективное использование имущества области в качестве новых финансовых механизмов, обеспечивающих гарантии возврата кредитов и приток инвестиций в реальный сектор экономики. На временно не востребованных производственных площадках согласованы зоны застройки для развития принципиально новых для области производств, реализация инвестиционных проектов предприятий, потенциально являющихся "точками роста" реального сектора экономики области.
Постепенно в целях развития конкуренции в области осуществляется сокращение государственного участия в хозяйственной деятельности экономических субъектов, в связи с чем проводится политика оптимизации состава и структуры государственной и муниципальной собственности. При этом в собственности государства сохраняется только то имущество на территории области, которое необходимо для осуществления его государственных функций.
Одним из приоритетных направлений развития конкуренции является проводимая органами власти в области политика совершенствования системы государственных и муниципальных закупок путем проведения открытых аукционов в электронной форме, получившая развитие с внедрением в 2009 г. автоматизированной электронной системы "Электронная торговая площадка".
Это способствует формированию эффективной, максимально доступной, прозрачной системы размещения государственных и муниципальных заказов, расширяет возможности поиска информации о государственных и муниципальных закупках юридическими и физическими лицами - потенциальными участниками размещения заказов, создает равные конкурентные условия доступа к получению государственных и муниципальных заказов всем субъектам хозяйственной деятельности, включая представителей малого и среднего предпринимательства.
Переход области на электронную систему "Электронная торговая площадка" повышает гласность и открытость движения денежных средств и тем самым уменьшает коррупционную составляющую, позволяет свести к минимуму вероятность сговора участников торгов за счет обеспечения их анонимности электронными средствами защиты информации, а также снизить издержки, связанные с документооборотом бумажных носителей, транспортными расходами, временными сроками размещения заказа; достигается экономия бюджетных средств от 10 до 15%.
Вместе с тем для повышения уровня конкуренции при размещении государственных и муниципальных заказов возникает необходимость постоянной модернизации существующего программного обеспечения.
Необходимым условием развития конкуренции в области является реализация политики ограничения и ликвидации коррупции. В целях организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти постановлением администрации области утвержден план мероприятий по противодействию коррупции в рамках областной целевой программы "Противодействие коррупции в исполнительных органах государственной власти Тамбовской области на 2008 - 2010 годы". В соответствии с программой предложены меры по экономическому подавлению коррупции, включающие: преодоление завышенной регламентации экономической деятельности, предоставляющей широкие возможности по реализации коррупционных интересов государственным служащим; сокращение наличных расчетов между юридическими лицами как основы прозрачности их финансовой деятельности; совершенствование системы налогообложения, неэффективность которой стимулирует поиск коррупционных путей уклонения от уплаты налогов; значительное сокращение доли теневой составляющей экономики как основы преодоления частной инициативы коррупционеров.
В 2008 году в г. Тамбове создан и успешно работает первый многофункциональный центр предоставления услуг населению. Многофункциональный центр предоставляет услуги по определению гражданско-правового статуса, регулированию предпринимательской деятельности, земельно-имущественных отношений, социальной защите и поддержке граждан. Информация обо всех видах предоставляемых услуг размещена на сайте Центра в сети Интернет. Деятельность Центра позволила сократить временной промежуток от момента обращения и получения результата, а также издержки на ведение бумажного документооборота.
Важным направлением в развитии конкуренции является предотвращение создания барьеров в развитии предпринимательской деятельности и создание условий, ограничивающих развитие коррупции, чему способствует регламентация государственных функций и услуг. Принятие административных регламентов позволяет оптимизировать исполнение государственных функций и оказание государственных услуг, сделать административные процедуры прозрачными и понятными для граждан и юридических лиц.
В области реализуется долгосрочная целевая программа "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы", в рамках которой предполагается дальнейшее развитие и совершенствование работы сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и юридическим лицам.
В сети многофункциональных центров предоставляются услуги по определению гражданско-правового статуса, регулированию предпринимательской деятельности, земельно-имущественных отношений, социальной защите и поддержке граждан. Эта деятельность позволяет сократить временной промежуток от момента обращения до получения результата.
Важным направлением в развитии конкуренции является предотвращение создания барьеров в развитии предпринимательской деятельности и создание условий ограничивающих развитие коррупции, совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности, чему способствует регламентация государственных функций и услуг. Принятие административных регламентов позволяет оптимизировать исполнение государственных функций и оказание государственных услуг, сделать административные процедуры прозрачными и понятными для граждан и юридических лиц.
Поскольку одним из условий развития конкуренции в области является информационная открытость деятельности органов власти и участников рынка, в Тамбовской области продолжается работа по созданию и развитию телекоммуникационно-информационной системы. Свободный доступ к электронной и печатной информации о деятельности экономических субъектов способствует оперативному взаимодействию организаций и населения с органами государственной власти и местного самоуправления.
На сайте администрации области отражены все принятые и готовящиеся нормативно-правовые документы.
Все представители органов государственной власти обеспечены современной электронной и вычислительной техникой, обеспечен высокий уровень информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры. Большинство подразделений осуществили переход ведомственного документооборота в электронный вид и разместили информацию о своей деятельности на собственных Интернет-сайтах. Но следует отметить, что внедрение современных информационных технологий не позволило гражданам в полной мере получать государственные услуги и по-прежнему необходимо непосредственное посещение соответствующих ведомств.