ПРЕЗИДИУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2016 года N 164-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНУЮ КАРТУ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)", УТВЕРЖДЕННЫЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРЕЗИДИУМА ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ 28.02.2013 N 15-П
В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Президиум Правительства Республики Хакасия постановляет:
Внести в План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Хакасия (2013 - 2018 годы)", утвержденный постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 28.02.2013 N 15-п (с последующими изменениями), изменение, изложив его в следующей редакции:
"ПЛАН мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Хакасия (2013 - 2018 годы)"
I. Общее описание "дорожной карты"
1. Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") направлена на развитие системы социального обслуживания в Республике Хакасия, повышение ее уровня, качества и эффективности.
Для решения указанных задач необходимо совершенствование деятельности организаций социального обслуживания, проведение эффективной кадровой политики в целях повышения заинтересованности работников в труде и поднятии престижа профессии социального работника, выработка единых подходов для обеспечения доступности предоставляемых гражданам социальных услуг социального обслуживания, их адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям.
В Республике Хакасия сформирована и функционирует единая государственная система социальной защиты населения, включающая помимо аппарата Министерства труда и социального развития Республики Хакасия 13 территориальных управлений социальной поддержки населения, девять государственных учреждений социального обслуживания населения, одно негосударственное учреждение социального обслуживания, государственное унитарное предприятие "Хакасское протезно-ортопедическое предприятие".
С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо разработать комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.
Дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно лишь при совершенствовании законодательной базы, состоящей из федерального и регионального законодательства, предусматривающей дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости граждан.
С целью реформирования системы социального обслуживания и во исполнение Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в Республике Хакасия приняты следующие нормативные правовые акты:
постановления Правительства Республики Хакасия:
приказы Министерства труда и социального развития Республики Хакасия:
от 14.11.2014 N 236д "Об утверждении норм и нормативов в сфере социального обслуживания граждан в Республике Хакасия";
от 18.11.2014 N 229д "Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания в Республике Хакасия";
от 24.11.2014 N 237д "Об установлении Порядка расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг организациями социального обслуживания Республики Хакасия";
от 27.11.2014 N 248д-1 "Об утверждении форм документов, используемых для ведения реестра поставщиков социальных услуг в Республике Хакасия";
от 28.11.2014 N 254д "О ведении учета и отчетности в сфере социального обслуживания в Республике Хакасия";
от 16.03.2015 N 44 "Об утверждении Порядка выплаты и размера компенсации поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Республики Хакасия, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа)";
от 02.04.2015 N 64д "Об утверждении тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг";
II. Проблемы в сфере социального обслуживания граждан
Основными проблемами в сфере социального обслуживания населения Республики Хакасия являются:
1) наличие очередности на получение социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
В реестр поставщиков социальных услуг в Республике Хакасия включены 23 организации социального обслуживания, в том числе 22 государственных организации социального обслуживания, одна негосударственная организация.
В течение 2015 года получили социальные услуги в соответствии с индивидуальной программой 5526 граждан пожилого возраста, услуги в стационарной форме - 3056 человек.
По состоянию на 01.01.2016 очередность в психоневрологические интернаты составила 55 человек. Для снижения очередности в 2017 году планируется открытие третьего геронтопсихиатрического отделения на 30 мест в ГАУ РХ "Объединение "Абаканский пансионат ветеранов" и второй дополнительной группы на шесть мест в ГБУ РХ "Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей "Теремок", в 2018 году - секции на 10 мест в ГБУ РХ "Бельтырский психоневрологический интернат".
Результатом проведенных мероприятий будет являться отсутствие очередности в психоневрологические интернаты в 2018 году;
2) Устаревшая материально-техническая база стационарных организаций социального обслуживания и их недостаточное количество.
На территории Республики Хакасия расположено девять стационарных учреждений социального обслуживания. Зданий, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, нет.
С целью обеспечения комплексной безопасности, укрепления материально-технической базы организаций социальной защиты ежегодно проводятся мероприятия по капитальному ремонту в рамках государственной программы Республики Хакасия "Социальная поддержка граждан (2014 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.11.2013 N 620;
3) Недостаточно интенсивное развитие негосударственного сектора предоставления социальных услуг.
На территории Республики Хакасия рынок социальных услуг с участием негосударственного сектора, социально ориентированных некоммерческих организаций развит слабо. Низкая покупательная способность не стимулирует потенциальных инвесторов на данном рынке услуг.
Вместе с тем в рамках использования механизма государственно-частного партнерства в республике с 2013 года действует кризисное отделение для женщин и семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на базе гостиницы "Прима" в рп Майна, принадлежащей ОАО "Прима-М". В кризисное отделение принимаются женщины, подвергшиеся психологическому и физическому насилию, потерявшие родных и близких, несовершеннолетние матери и беременные женщины, те, кто находится в предразводной и послеразводной ситуации, а также выпускницы детских домов и школ-интернатов, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Срок проживания - до шести месяцев, при необходимости срок может быть продлен. Отделение является стационарным учреждением (с круглосуточным пребыванием) и рассчитано на 30 мест.
Компенсация выплачивается поставщику социальных услуг за социальные услуги, которые оказаны гражданину в рамках индивидуальной программы, на основании договора, при условии документального подтверждения поставщиком понесенных расходов на основании приказа Министерства труда и социального развития Республики Хакасия от 16.03.2015 N 44 "Об утверждении Порядка выплаты и размера компенсации поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Республики Хакасия, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа)".
Работа, направленная на привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций, продолжается.
Итогом реализации мероприятий будет являться наличие в 2018 году на рынке социального обслуживания не менее 8,3% негосударственных организаций социального обслуживания;
4) Недостаточное количество стационарозамещающих технологий и методик предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому, в том числе для граждан, страдающих психическими расстройствами.
Одной из задач, стоящих перед организациями социального обслуживания, является внедрение новых эффективных форм оказания социальной помощи населению. Среди них следует выделить предоставление услуг в стационарозамещающих формах социального обслуживания пожилых граждан:
бригадный метод работы при предоставлении социальных услуг на дому. Используется в отделениях социального обслуживания ГКУ РХ "Управление социального обслуживания населения города Абакана", ГКУ РХ "Управление социальной поддержки населения города Черногорска" и позволяет оптимизировать деятельность по оказанию социальных услуг на дому, повысить их качество. Бригадный метод реализуется путем создания бригад социального обслуживания на дому: по генеральной уборке жилых помещений, по проведению косметического ремонта, по уходу за приусадебным участком и т.д.;
мобильные бригады при предоставлении срочных социальных услуг. С целью обеспечения доступности социальных услуг гражданам пожилого возраста в отдаленных населенных пунктах на базе двух стационарных учреждений и трех управлений социальной поддержки населения работают пять мобильных бригад, предоставляющих срочные социальные услуги в более чем 160 отдаленных населенных пунктах. Предоставлением данных срочных социальных услуг охвачены отдаленные населенные пункты всех муниципальных пунктов республики: Алтайского, Аскизского, Боградского, Бейского, Усть-Абаканского, Орджоникидзевского, Таштыпского, Ширинского районов. В 2016 году планируется создание мобильных бригад еще в двух учреждениях.
Предоставление срочных социальных услуг осуществляется в плановом и внеплановом порядке, с учетом адресности и запросов граждан. В работе мобильных бригад принимают участие не только специалисты учреждений социальной защиты, но и специалисты из других сфер. За 2015 год мобильными бригадами проведено 178 выездов, во время которых посещено 161 сельское поселение. Специалистами проведены консультации, оказано содействие в оформлении граждан в стационарные учреждения, нуждающиеся обеспечены одеждой, обувью. В 2015 году мобильными бригадами обслужено 2011 человек, им оказана 2751 социальная услуга.
За 2015 год 928 гражданам оказано социальное сопровождение в получении медицинских, психологических, юридических, социальных услуг в различных организациях и учреждениях республики.
Предоставление услуг на основе стационарозамещающих технологий позволяет пожилым гражданам решить свои жизненные проблемы, оставаясь в привычной домашней среде;
5) Низкий уровень оплаты труда работников организаций социального обслуживания.
В системе социального обслуживания населения Республики Хакасия наблюдается дефицит квалифицированных кадров. В 2016 году учреждения социального обслуживания Республики Хакасия укомплектованы кадрами на 98%. Причинами неукомплектованности кадрами являются невысокий уровень заработной платы, отсутствие квалифицированных специалистов в отдаленных от центра муниципальных образованиях, специфика работы в учреждениях социального обслуживания (психоневрологического типа), влияющая на психологическое состояние работников.
На 2016 год размер среднемесячной заработной платы социальных работников запланирован на уровне 17784,1 рубля, или 65,3% к уровню среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности).
Среднесписочная численность социальных работников в Республике Хакасия в 2016 году составила 245 человек.
Целью "дорожной карты" является создание к 2018 году в Республике Хакасия региональной системы социального обслуживания граждан, обеспечивающей наиболее полное удовлетворение потребностей граждан, проживающих на территории Республики Хакасия, в социальных услугах.
Задачами "дорожной карты" являются:
1) формирование в Республике Хакасия эффективной организационной структуры и определение оптимальной штатной численности организаций социального обслуживания;
2) обеспечение проведения мероприятий по капитальному ремонту стационарных организаций социального обслуживания;
3) расширение круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
4) развитие рынка социальных услуг, в том числе в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому;
5) повышение доступности предоставления социальных услуг гражданам, проживающим в удаленных районах и в сельской местности Республики Хакасия;
6) сохранение и повышение уровня кадрового потенциала в сфере социального обслуживания граждан, обеспечение средней заработной платы социальных работников организаций социального обслуживания на уровне не ниже средней заработной платы в Республике Хакасия;
7) внедрение профессиональных стандартов среди работников организаций социального обслуживания;
8) достижение оптимальной нагрузки на одного социального работника (числа обслуживаемых граждан) с учетом специфики Республики Хакасия;
9) проведение независимой системы оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания.
Ожидаемыми результатами реализации "дорожной карты" являются:
1) ликвидация в 2018 году очереди в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания;
2) создание эффективной организационной структуры и определение оптимальной штатной численности организаций социального обслуживания;
3) обеспечение надлежащего состояния материально-технической базы организаций социального обслуживания;
4) увеличение числа негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги;
5) повышение в 2018 году средней заработной платы социальных работников в организациях социального обслуживания до 100 процентов от средней заработной платы в Республике Хакасия. Начиная с итогов 2015 года в качестве средней заработной платы в субъектах Российской Федерации используется показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), формируемый в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2015 N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности";