ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2016 года N 468-п


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.11.2013 N 451-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 N 358-п "О переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области" Правительство Ивановской области постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 451-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области" изменение, изложив приложение к постановлению в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникающим в связи с реализацией областного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Губернатор Ивановской области
П.А.КОНЬКОВ




Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 30.12.2016 N 468-п

Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 13.11.2013 N 451-п

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"


 1. Паспорт государственной программы Ивановской области

Наименование программы

Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области

Срок реализации программы

2014 - 2020 годы

Перечень подпрограмм

1. Развитие отраслей агропромышленного комплекса.

2. Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие.

3. Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе.

4. Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса.

5. Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Ивановской области на 2015 - 2020 годы.

6. Устойчивое развитие сельских территорий Ивановской области.

7. Осуществление полномочий в сфере ветеринарии.

8. Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства.

9. Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства.

10. Развитие мясного скотоводства Ивановской области.

11. Поддержка малых форм хозяйствования.

12. Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности

Администратор программы

Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области

Ответственные исполнители

Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области;

служба ветеринарии Ивановской области

Исполнители

Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области;

служба ветеринарии Ивановской области;

Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области

Цель (цели) программы

Повышение продовольственного самообеспечения Ивановской области и обеспечение устойчивого развития сельских территорий Ивановской области

Целевые индикаторы (показатели) программы

1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году.

2. Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах), к предыдущему году.

3. Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства)

Объемы ресурсного обеспечения программы *

Общий объем бюджетных ассигнований:

2014 год - 684094770,00 руб.,

2015 год - 792176971,26 руб. (кроме того, остатки средств федерального бюджета прошлых лет - 12738401,00 руб.),

2016 год - 480026846,70 руб.,

2017 год - 438087251,92 руб.,

2018 год - 437545751,92 руб.,

2019 год - 430552451,92 руб.,

2020 год - 403365500,00 руб.;

- областной бюджет:

2014 год - 379818200,00 руб.,

2015 год - 354992821,26 руб.,

2016 год - 163455946,70 руб.,

2017 год - 119182751,92 руб.,

2018 год - 119182751,92 руб.,

2019 год - 119182751,92 руб.,

2020 год - 403365500,00 руб.;

- федеральный бюджет: *

2014 год - 304276570,00 руб.,

2015 год - 437184150,00 руб. (кроме того, остатки средств федерального бюджета прошлых лет - 12738401,00 руб.),

2016 год - 316570900,00 руб.,

2017 год - 318904500,00 руб.,

2018 год - 318363000,00 руб.,

2019 год - 311369700,00 руб.,

2020 год - 0,00 руб.;

внебюджетное финансирование:

2014 год - 10055000,00,00 руб.,

2015 год - 15375500,00 руб.,

2016 год - 5032500,00 руб.,

2017 год - 5143000,00 руб.,

2018 год - 5455000,00,00 руб.,

2019 год - 5706000,00 руб.,

2020 год - 201977500,00 руб.;

- собственные и заемные средства сельхозтоваропроизводителей и граждан:

2014 год - 10055000,00,00 руб.,

2015 год - 15375500,00 руб.,

2016 год - 5032500,000 руб.,

2017 год - 5143000,00 руб.,

2018 год - 5455000,00 руб.,

2019 год - 5706000,00 руб.,

2020 год - 201977500,00 руб.

Ожидаемые результаты реализации программы

К 2020 году ожидается увеличение по сравнению с уровнем 2013 года:

- физических объемов производства сельскохозяйственной продукции на 12,6%, в том числе в сфере растениеводства на 11%, животноводства на 14,3%;

- физических объемов производства пищевых продуктов (включая напитки) на 11,9%;

- среднемесячной номинальной заработной платы в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) до 21,2 тыс. рублей, что будет составлять примерно 70% от уровня средней заработной платы по экономике региона

     ________________

* Реализация государственной программы Ивановской области предусматривает привлечение софинансирования за счет средств федерального бюджета, объемы которого будут указаны в паспорте государственной программы Ивановской области после утверждения в установленном порядке распределения соответствующих субсидий из федерального бюджета.


 2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации государственной программы Ивановской области


      2.1. Описание и оценка основных результатов деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области в сфере реализации государственной программы Ивановской области, достигнутых к началу ее реализации


В 2006 году стартовал приоритетный национальный проект "Развитие АПК", впоследствии трансформировавшийся в реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446.

С этого момента было положено начало масштабной систематической государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, призванной кардинально изменить положение агропромышленного комплекса Российской Федерации. Базовая система мер была закреплена в Федеральном законе от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".

Система государственной поддержки, развернутая на областном уровне, была синхронизирована по ключевым мероприятиям с федеральной, что позволяло привлекать софинансирование из федерального бюджета, тем самым увеличивая объем ресурсов, направляемых на поддержку сельскохозяйственного производства в Ивановской области.

На областном уровне система мер государственной поддержки определялась Законом Ивановской области от 25.11.2005 N 170-ОЗ "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ивановской области", а начиная с 2009 года - Законом Ивановской области от 30.10.2008 N 125-ОЗ "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Ивановской области".

Государственная поддержка и содействие развитию сельскохозяйственного производства в Ивановской области осуществлялись в форме:

- прямой финансовой и организационно-консультационной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и иных организаций агропромышленного комплекса;

- финансовой поддержки муниципальных образований Ивановской области по развитию сельских территорий и улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности;

- оказания государственных услуг, в том числе в сфере обеспечения эпизоотического благополучия.

В сфере обеспечения эпизоотического благополучия Ивановской области основными мерами содействия развитию сельскохозяйственного производства было оказание государственных услуг по:

- профилактике, выявлению, лечению и ликвидации инфекционных и массовых незаразных болезней животных, птиц, рыб, пчел;

- лабораторной диагностике болезней животных, птиц, рыб, пчел и другой поднадзорной продукции;

- ветеринарно-санитарной экспертизе поднадзорной продукции.

В сфере обеспечения устойчивого развития сельских территорий реализация в 2004 - 2008 годах мероприятий областной целевой программы "Социальное развитие села Ивановской области до 2010 года", а в 2009 - 2013 годах мероприятий долгосрочной целевой программы Ивановской области "Социальное развитие села Ивановской области до 2013 года", предусматривающих предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, а также предоставление государственной поддержки гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, на улучшение жилищных условий, способствовала повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села и созданию условий для реализации инвестиционных проектов в сфере сельскохозяйственного производства.

Основными результатами оказания государственной поддержки и содействия развитию сельскохозяйственного производства и сельских территорий в Ивановской области стали:

- стабилизация физических объемов производства в сельском хозяйстве в целом, рост производства в секторе сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйств индивидуальных предпринимателей, рост производства в пищевой промышленности;

- существенное улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей (в период 2006 - 2012 годов удельный вес убыточных организаций в сельском хозяйстве и пищевой промышленности обычно был ниже, чем по экономике Ивановской области в целом, сельское хозяйство и пищевая промышленность Ивановской области отличались практически нулевым уровнем просроченной задолженности по кредитам и займам и стабильно низким уровнем просроченной кредиторской задолженности);

- реализация 60 инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе Ивановской области за 2006 - 2012 годы на общую сумму 1,3 млрд. рублей;

- минимизация негативных последствий для агропромышленного комплекса Ивановской области от воздействия внешних финансово-экономических и природно-климатических факторов риска (в период 2006 - 2012 годов наиболее серьезные риски для сельского хозяйства и сопряженных с ним отраслей представляли финансовый кризис 2008 года и засуха 2010 года, предоставляемые меры государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования, субсидирование производства сельскохозяйственной продукции, субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам и займам позволили сельскохозяйственным товаропроизводителям преодолеть кризисные явления с меньшими потерями);

- развитие инфраструктуры сельских населенных пунктов Ивановской области, в первую очередь, в части газификации и водоснабжения (с использованием выделенных бюджетных средств были построены 61 новый объект газификации (184,941 километра газовых сетей) и 20 объектов водоснабжения (98,391 километра водопроводных сетей) в сельских населенных пунктах);

- улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (с использованием выделенных бюджетных средств получили возможность улучшить свои жилищные условия 611 семей, проживающих в сельской местности, из 21 муниципального района, в том числе 170 молодых семей и семей молодых специалистов, построено и приобретено 39,2 тыс. кв. метров жилья, в том числе молодыми семьями и молодыми специалистами - 10,1 кв. метра жилья, 145 семей использовали государственную поддержку на строительство индивидуальных жилых домов и 466 семей - на приобретение жилья).

Предоставляемые меры государственной поддержки и содействия развитию сельскохозяйственного производства в Ивановской области позволили сохранить агропромышленный комплекс в его современном виде, но их было недостаточно для кардинального изменения ситуации и решения накопленных проблем в данном секторе областной экономики.


 2.2. Описание сложившейся социальной и экономической ситуации в сфере реализации государственной программы Ивановской области и основных тенденций ее изменения


В многоотраслевой структуре агропромышленного комплекса Ивановской области функционируют 309 разнопрофильных предприятий, учреждений и организаций, среди них 182 сельскохозяйственные организации различных организационно-правовых форм, 6 кредитных и потребительских кооперативов, 39 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, 38 предприятий производственной инфраструктуры.

Кроме коллективных сельскохозяйственных организаций в области вели производственную деятельность 334 крестьянских (фермерских) хозяйства (по данным статистики на 23.01.2014) и более 100 тысяч личных подсобных хозяйств населения.

Основными производителями зерна, мяса птицы и яйца являлись сельскохозяйственные организации, доля их в целом по области - около 90%. Производство картофеля и овощей преобладало в хозяйствах населения - около 80%. В целом, в сельскохозяйственных организациях производилось 46,2% продукции, в хозяйствах населения - 49,4%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 4,4%.


 Растениеводство

Отрасль растениеводства специализировалась на производстве фуражного и продовольственного зерна, кормов для животноводства, картофелеводстве и овощеводстве открытого и закрытого грунта.

Посевные площади в 2013 году составили 226,3 тыс. га (прирост - 2,8% к уровню 2012 года), при этом доля площади посева зерновых культур в общей посевной площади составила 28,5%.

Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий составил 86,6 тыс. тонн (в весе после доработки), что на 30,5% ниже уровня 2012 года, картофеля - 132,6 тыс. тонн, или на 10,3% ниже уровня 2012 года, овощей - 84,1 тыс. тонн, что на 3,4% выше уровня 2012 года.

На низкий урожай зерна и картофеля повлияли неблагоприятные погодные условия в период уборки (переувлажнение почвы в результате затяжных дождей). В результате погибли посевы на площади 15,3 тыс. га. На территории региона был введен режим чрезвычайной ситуации.

Внедрение высокоурожайных, устойчивых к экстремальным факторам среды, вредителям и болезням сортов и гибридов сельскохозяйственных культур обеспечило значительный рост урожайности и объемов производства. В плановом режиме реализован комплекс экономических, организационных и технологических мер, направленных на развитие системы семеноводства сельскохозяйственных культур. В результате решения поставленных задач удельный вес площадей, засеваемых элитными семенами, в общей площади посевов увеличен с 16,7% в 2012 году до 17% в 2013 году.


Животноводство

Удельный вес продукции животноводства в общем объеме продукции сельского хозяйства составил 56%.

Валовое производство молока в 2013 году в хозяйствах всех категорий составило 150,6 тыс. тонн, или 92,2% к уровню 2012 года.

На сокращение объемов производства молока в прошлом году повлияло снижение численности коров. Основное сокращение поголовья происходит в мелких сельскохозяйственных организациях с низким уровнем финансовой устойчивости, технической и технологической оснащенности.

Основной причиной сложившейся ситуации является существенное снижение доходности отрасли животноводства в результате низких закупочных цен на молоко сырое в 2011 - 2012 годах и резкого роста цен на фуражное зерно и высокопротеиновые корма в 2012 - 2013 годах.

За 2013 год хозяйствами всех категорий реализовано скота и птицы на убой 39,2 тыс. тонн в живой массе, что ниже уровня 2012 года на 2,5 тыс. тонн, или на 6%. При этом уменьшилось производство мяса всех видов скота и птицы.

В 2013 году проводились целенаправленные мероприятия по сохранению и расширению племенной базы. В настоящее время в области молочного скотоводства работают 22 племенных предприятия, в том числе 14 племзаводов и 8 племрепродукторов, с активной частью 25 тыс. голов, из них 10,8 тыс. голов коров. Удельный вес племенного крупного рогатого скота в сельскохозяйственных организациях составил более 45%. Это позволило реализовать высокоценный племенной молодняк в товарные хозяйства области и за ее пределы в количестве 1062 голов. Для повышения генетического потенциала племенных стад завозился племенной молодняк крупного рогатого скота из других регионов России и зарубежных стран.

Племенные хозяйства области активно участвовали в выставочных мероприятиях, занимались распространением передового опыта.

Золотые медали на XV Российской агропромышленной выставке "Золотая осень - 2013" за выставленный скот получили:

- СПК ПЗ "Ленинский путь" Пучежского района,

- СПК "Рассвет" Гаврилово-Посадского района,

- ОАО "Заря" Родниковского района.

Развитие племенного животноводства позитивно влияет на продуктивность скота. В 2013 году надой молока в сельскохозяйственных организациях области в расчете на 1 корову составил 4633 кг, что на 21 кг больше уровня 2012 года.

Поголовье птицы на начало 2014 года в сельскохозяйственных организациях составило 3073 тыс. голов, или 110,6% к соответствующему уровню прошлого года.

В 2013 году производство птицеводческой продукции осуществлялось в основном на крупных специализированных сельскохозяйственных предприятиях мясного и яичного направления с замкнутым технологическим циклом. Птицефабрики Ивановской области работали с высокопродуктивными кроссами птицы: яичного направления (хайсекс-коричневый) и мясного направления (ROSS-308).

Несмотря на ресурсосберегающие технологии производства яиц и мяса птицы, активную инвестиционную политику и высокую организацию процесса производства, для отрасли птицеводства 2013 год оказался тяжелым, финансовое состояние птицефабрик в течение года было нестабильным.

Кризисное финансовое состояние ОАО "Ивановский бройлер" привело к уменьшению реализации мяса птицы на 1,3 тыс. тонн, или на 5%.

Поголовье овец и коз на начало 2014 года в сельскохозяйственных организациях составило 2,8 тыс. голов, или 117% к уровню 2013 года. На развитие отрасли оказывают существенное влияние спрос и закупочные цены на шерсть и овчину. Отрасль рентабельна за счет реализации племенного молодняка.

ОАО "Племенной конный завод "Гаврилово-Посадский" - единственное предприятие в России по разведению лошадей породы владимирский тяжеловоз. Несмотря на существующие сложности в развитии коневодства, завод ежегодно получал 50 и более голов высококлассного племенного молодняка.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»