Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА


5.7. Туристско-рекреационный кластер


Наличие на территории Иркутской области уникальных природно-рекреационных ресурсов, включающих в первую очередь озеро Байкал, является базовым условием для развития туристско-рекреационной сферы в регионе.

Цивилизованное поэтапное закрытие ОАО "БЦБК", проведение рекультивации накопленных промышленных отходов и санация территории, реализация в Иркутской области проекта по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) "Ворота Байкала" создают все необходимые предпосылки для развития туризма на оз. Байкал.

ОЭЗ ТРТ "Ворота Байкала" в Иркутской области была создана постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года N 72. Общая площадь территории особой экономической зоны составляет 2346,9 га. Приоритетными направлениями развития являются деловой, спортивный, экскурсионный, лечебно-оздоровительный, событийный, водный и круизный туризм.

8 сентября 2010 года принято постановление Правительства Российской Федерации N 692 "Об особой экономической зоне туристско-рекреационного типа, созданной на территории Иркутской области", которое предусматривает создание ОЭЗ ТРТ на территории муниципального образования Слюдянский район (горнолыжный курорт "Гора Соболиная" и местность "Мангутай").

Первый этап проекта создания ОЭЗ ТРТ на территории Иркутской области реализуется на участке "Гора Соболиная" муниципального образования Слюдянский район.

Общий объем государственных вложений на создание ОЭЗ ТРТ на участке "Гора Соболиная" - 2,25 млрд. руб., расходование осуществляется в соответствии с установленными соглашением сторон пропорциями: 1,126 млрд. руб. (50%) - за счет средств федерального бюджета и 1,126 млрд. руб. (50%) - за счет средств областного бюджета.

В настоящее время резидентами особой экономической зоны являются - ООО БГК "Гора Соболиная" (создание центра туризма на базе горнолыжного курорта), ООО "Илим Байкал" (создание туристического комплекса), на стадии заключения соглашения - ООО "Байкал Аква" (проект строительства и эксплуатации туристско-рекреационного комплекса). Объем осуществленных инвестиций резидентов ОЭЗ за 2013 год составил 81,6 млн. руб. (нарастающим итогом по состоянию на 1 января 2014 года - 128,4 млн. руб.).

В 2014 году планируется приступить к строительству объектов инфраструктуры ОЭЗ ТРТ. За период 2014 - 2015 годы будут построены необходимые объекты инфраструктуры, включая эксплуатационно-технические базы, сети водопровода, бытовой канализации, теплоснабжения, электроснабжения, внутриплощадочные информационно-коммуникационные сети и сети информационно-вычислительной связи.

В целях повышения эффективности реализации проекта создания и развития ОЭЗ ТРТ Правительством Иркутской области в ноябре 2013 года подана заявка в Минэкономразвития России на включение в границы ОЭЗ ТРТ территорий "Бухта Песчаная" - пос. Листвянка - Порт Байкал - "Теплые озера" на р. Снежная Иркутской области для реализации на условиях государственно-частного партнерства инвестиционных проектов и развития туризма в регионе (заявка находится на рассмотрении).

Помимо особой экономической зоны, туристско-рекреационный кластер включает в себя и другие привлекательные для туристов территории - город Иркутск, районы: Иркутский, Слюдянский, Ольхонский.

Основными туроператорами, осуществляющими свою деятельность на территории региона, являются: Абсолютная Сибирь, Байкальская виза, Байкал-Комплекс, Байкалов, Байкалика, БайкалИнфо, ГрандБайкал, Грин Экспресс, Истлэнд, Спутник-Байкал.

Развитие туризма на озере Байкале невозможно без формирования водного кластера, предполагающего организацию водных туристских маршрутов, создание соответствующей инфраструктуры на оз. Байкал.

Среди факторов, сдерживающих развитие водного кластера, необходимо отметить высокий физический и моральный износ речного флота предприятий области (средний возраст 20 - 25 лет). Наливной флот не имеет двойного дна и бортов и после ввода новых требований Российского Речного Регистра не будет допущен к транспортной работе.

Причальные сооружения, находящиеся в федеральной собственности, имеют высокий уровень износа, не оборудованы пунктами диспетчерского регулирования, центрами приема хозяйственно-бытовых и подсланевых вод (трюмные осадочные отложения, содержащие нефтепродукты и механические примеси).

В целях развития туризма на озере Байкал необходимо строительство причальных сооружений в местах отдыха туристов, в том числе развитие туристической инфраструктуры, а также налаживание связей с южным берегом озера Байкал.

Ощущается острая нехватка инфраструктуры для сбора хозяйственно-бытовых и подсланевых вод с маломерных судов. В настоящее время на озере Байкал функционирует одно судно, которое покрывает только 25% от всей потребности (500 куб.м в год), ущерб от сброса нефтесодержащих вод оценивается в 1,6 млрд. руб. (по методике, утвержденной Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 года N 87).

Также на Байкале очень остро ощущается нехватка судосборочных и судоремонтных мощностей. В акватории озера Байкал эксплуатируется около 7 тыс. маломерных судов. Только по Иркутской области за последние 7 лет их количество выросло почти в 2 раза. Также активно идет обновление парка судов. Однако только 35% - это новые суда российского производства (города: Томск, Комсомольск-на-Амуре), а 65% - бывшие в употреблении китайские суда. Транспортировка судов зачастую осуществляется в разобранном виде по железной дороге. Все это значительно увеличивает стоимость судов, поэтому судовладельцы экономят, приобретая более старую технику. Старые суда китайского производства наносят ощутимый вред экологии озера, при этом на озере Байкал имеется всего один пункт приема сточных, подсланевых вод (с. Байкал).

Наиболее удобное место для размещения судоремонтного и судосборочного завода на озере Байкал - пос. Култук, здесь хорошо развита транспортная инфраструктура, а близость городов Байкальск и Слюдянка позволят обеспечить производство высококвалифицированными кадрами. Необходимо отметить, что разместить подобный завод на Иркутском водохранилище невозможно ввиду практически полного освоения территории и отсутствия необходимых акваторий. Кроме того, из-за относительно небольших глубин истока реки Ангары суда с большой осадкой не смогут дойти до завода своим ходом. Для дальнейшего развития круизного туризма и водного транспорта на озере Байкале в пос. Култук в границах создаваемого индустриального парка "Байкальский" предусматривается размещение порта с судостроительным и ремонтным производством, так как это наиболее удобная и оптимальная точка на побережье озера.

Таким образом, расширение границ существующей ОЭЗ ТРТ, развитие водного транспорта на озере Байкал будут способствовать созданию межрегионального туристического кластера "Байкальское кольцо", объединяющего: Иркутск (аэропорт) - пос. Листвянка - Порт Байкал - Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) - Байкальск - Республика Бурятия.

В связи с тем, что в области имеются значительные запасы подземных вод, как минеральных, так и питьевых (разведано 230 источников и скважин с минеральной водой, общие прогнозные ресурсы оцениваются в 500 - 1000 куб.м/с, используется 0,5% от возможного), также целесообразно в рамках кластера предусмотреть развитие и создание лечебно-оздоровительных комплексов и санаториев.

Высокой туристической привлекательностью обладает и г. Иркутск, ядро формируемой городской агломерации "Байкальский луч". Здесь самая высокая плотность населения (2185 чел./км(2), в среднем по поселениям Иркутского района - 8 чел./км(2)) и наиболее густая сеть дорог, комплексная транспортная система с едиными аэропортом, железнодорожным узлом-терминалом, речным портом-терминалом.

Иркутск - один из старейших городов за Уралом, образованный в 1661 году. Это город-музей, в котором соседствуют уникальные памятники деревянного и церковного зодчества XVII - XIX вв. с редчайшими памятниками археологии эпохи неолита - бронзового века (8 - 2 тыс. лет до н.э.). В 1998 году центр города включен Комиссией по России по делам ЮНЕСКО в "Предварительный список всемирного наследия по Российской Федерации" как уникальный градостроительный комплекс памятников археологии, истории, архитектуры.

Город является "входными воротами Байкала", более 80% туристов, посещающих озеро Байкал, прилетают в Иркутск. Город является крупным транспортно-логистическим узлом, расположенным на кратчайших международных транзитных коридорах, связывающих Европу со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Высок его научно-образовательный потенциал.

Кадровое и научное обеспечение кластера будут осуществлять Иркутский Государственный Университет, Байкальский государственный университет экономики и права (кафедра экономики и менеджмента в сфере услуг), Государственный лингвистический университет (находится в стадии реорганизации, войдет в состав Московского государственного лингвистического университета), Восточно-Сибирский институт экономики и права. В пяти вузах открыты различные специальности и специализации туристического профиля.

Формирование туристско-рекреационного кластера на базе Байкальской природной территории непосредственно связано с развитием научно-исследовательского комплекса и разработкой экологически чистых технологий. Уникальность озера Байкал способствует росту интереса к нему со стороны ведущих мировых ученых и исследователей. Данное обстоятельство определяет перспективы развития здесь научно-познавательного и экологического туризма, а также создания на Байкальской природной территории крупного научно-исследовательского комплекса, который будет заниматься исследованиями озера Байкал и разработкой экологически чистых технологий, которые могут быть применимы в условиях максимальной требовательности со стороны окружающей среды.

Среди привлекательных направлений в данной сфере:

- развитие производства экологически чистой и безопасной сельскохозяйственной продукции и продуктов питания;

- производство уникальных продуктов на основе местных ресурсов (например, кедрового молочка и др.);