Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ТАЙМЫРСКОГО (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОГО) АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2002 - 2006 ГГ.

Направление 4. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ОКРУГА


Мероприятие 4.1. Создать службы жилищных субсидий во всех муниципальных образованиях Таймырского автономного округа, для обеспечения социальной защиты малообеспеченных граждан в виде адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Переход на полную оплату потребителями жилищно-коммунальных услуг должен сопровождаться усилением социальной защиты малообеспеченных граждан. Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, в сочетании с предоставлением адресных субсидий малоимущим слоям населения на оплату жилья и коммунальных услуг, позволит высвободить средства, ранее направлявшиеся на дотации предприятиям ЖКХ (а фактически на дотации гражданам с высоким уровнем дохода), на цели срочной реконструкции и модернизации жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры.

В настоящее время службы жилищных субсидий созданы и функционируют во всех муниципальных образованиях округа.

В целях дополнительной социальной защиты малоимущих граждан в Положении "О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе" максимально допустимая доля собственных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, установлена дифференцированно, в соответствии с коэффициентом кратности среднедушевого дохода семьи к установленному прожиточному минимуму:

 Кратность среднедушевого дохода

семьи к установленному прожиточному

 минимуму (коэффициент кратности)  

 Максимально допустимая доля

собственных расходов на оплату жилья

 и коммунальных услуг в совокупном

 доходе семьи (%)            

 1,0

 1,1

 1,2

 1,3

 1,4

 1,5

 1,6

 1,7

 1,8

 1,9

 2,0 и выше                

 5,0

 6,0

 7,0

 8,0

 9,0

 10,0

 11,0

 12,0

 13,0

 14,0

 15,0               


Необходимость установления дифференцированной величины максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, в зависимости от коэффициента кратности среднедушевого дохода семьи к установленному прожиточному минимуму, объясняется следующим. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" величина субсидии резко снижается в случае, если среднедушевой доход семьи становится выше прожиточного минимума; следовательно, происходит резкий скачок величины оплаты за ЖКУ (диаграмма 3*). Пункт 1.7 Положения "О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе" исправляет эту ситуацию, кроме того, в нем установлена максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 15%, т.е. значительно ниже федерального стандарта (22%).

__________________
     * Диаграмма 3 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Окружной стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, установленный в размере 15%, до 2004 года меняться не будет. Однако после внесения поправок в Федеральный Закон от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" и Постановление Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 окружные нормы будут пересмотрены с учетом социально-экономической обстановки в округе, для установления более равномерной и социально справедливой шкалы, используемой при расчете жилищных субсидий (диаграмма 4*).

__________________
     * Диаграмма 4 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Вопрос о целесообразности внедрения в Таймырском автономном округе системы персонифицированных социальных счетов граждан, на которые перечисляются все виды государственной помощи в оплате жилищно-коммунальных услуг, будет рассмотрен после осуществления в 2002 - 2003 гг. пилотных проектов по внедрению персонифицированных социальных счетов в нескольких регионах России (Москва, Нижегородская, Новгородская, Тюменская области и др.)

Мероприятие 4.2. Учитывать установленные законодательством права граждан на дополнительную площадь и интересы семей, состоящих из инвалидов и пенсионеров при введении взимания повышенной платы с граждан (вплоть до размеров себестоимости) за жилье и коммунальные услуги при сверхнормативном их наличии и потреблении.

Законом Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа от 27.12.2001 N 63-ОкЗ "О социальной норме площади жилья на территории Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа" установлены специальные (повышенные) нормы площади жилья - для расчета оплаты жилья и коммунальных услуг по повышенным тарифам при сверхнормативном их наличии и потреблении, которые позволят избежать социальной напряженности. Специальные нормы площади жилья дают возможность каждому члену семьи проживать в отдельной комнате квартиры улучшенной планировки без оплаты ЖКУ по повышенным тарифам. Таким образом, в случае, если семья не в состоянии оплачивать сверхнормативную площадь жилья по повышенным тарифам (при проживании одного человека в 2 - 3-х комнатной квартире, двух человек в 3 - 4-х комнатной квартире и т.п.), переезд в квартиру со специальной нормой площади позволит сохранить комфортные условия проживания граждан.

Мероприятие 4.3. Осуществлять мониторинг доходов и расходов населения округа, оценку платежеспособности граждан.

Мониторинг доходов и расходов населения округа, оценка платежеспособности граждан необходимы для осуществления последовательной и согласованной политики оплаты за жилье и коммунальные услуги.

Оценка эффективности и социально-экономических последствий реформирования жилищно-коммунального комплекса Таймырского автономного округа будет производиться на основе системы индикаторов, которая представлена в Федеральной целевой Программе "Жилище" (в ее Приложении N 4). Данная система индикаторов послужит инструментом мониторинга жилищно-коммунального комплекса округа с целью уточнения и корректировки поставленных задач.