(с изменениями на 13 ноября 2018 года)
(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 04.04.2017 N 184-п, от 17.05.2017 N 285-п, от 05.10.2017 N 598-п, от 28.11.2017 N 707-п, от 17.04.2018 N 180-п, от 03.07.2018 N 390-п, от 13.11.2018 N 674-п)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации" постановляю:
1. Утвердить государственную программу Красноярского края "Развитие и повышение глобальной конкурентоспособности научно-образовательного комплекса и инновационной системы" согласно приложению.
2. Опубликовать Постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.
Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
В.П.ТОМЕНКО
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ"
(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 05.10.2017 N 598-п, от 17.04.2018 N 180-п, от 03.07.2018 N 390-п, от 13.11.2018 N 674-п)
Наименование государственной программы | Государственная программа Красноярского края "Развитие и повышение глобальной конкурентоспособности научно-образовательного комплекса и инновационной системы" (далее - программа) |
Основания для разработки государственной программы | Статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации", Распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2013 N 559-р |
Ответственный исполнитель государственной программы | агентство науки и инновационного развития Красноярского края (далее - агентство) - в 2017 году; министерство образования Красноярского края - с 2018 года |
(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 17.04.2018 N 180-п) | |
Соисполнители государственной программы | агентство; министерство экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края |
(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 17.04.2018 N 180-п) | |
Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы | Подпрограммы: 1. "Кадровое обеспечение инновационного развития отраслей региональной экономики". 2. "Научно-техническое обеспечение развития высокотехнологичных отраслей экономики региона". 3. "Поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства". 4. "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия" |
Цель государственной программы | Формирование глобально конкурентоспособного сектора исследований и разработок в интересах социально-экономического развития Красноярского края и обеспечение его ведущей роли в процессах формирования экономики знаний и высоких технологий в Красноярском крае |
Задачи государственной программы | 1. Развитие системы эффективного воспроизводства высокопрофессиональных кадров для обеспечения нужд высокотехнологичных отраслей экономики Красноярского края. 2. Создание опережающего научно-технического задела на приоритетных направлениях научно-технологического развития Красноярского края. 3. Повышение инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства в целях создания на территории Красноярского края высокотехнологичных производств. 4. Повышение эффективности государственного управления в рамках выполнения установленных функций и полномочий агентства |
Этапы и сроки реализации государственной программы | Срок реализации государственной программы: 2017 - 2030 годы; этапы реализации государственной программы: не выделяются |
Перечень целевых показателей государственной программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации государственной программы | Целевые показатели реализации программы: 1. Количество вновь созданных высокопроизводительных рабочих мест в секторе малого и среднего предпринимательства в результате реализации программы - 1700 рабочих мест к 2030 году. 2. Количество вновь созданных субъектов малого и среднего предпринимательства в результате реализации программы - 154 единицы к 2030 году. 3. Объем налоговых поступлений в краевой бюджет от компаний, осуществляющих производство инновационных товаров, работ и услуг, получивших государственную поддержку, - 7075 млн рублей к 2030 году. 4. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг (по организациям промышленного производства), - 10,8% в 2030 году. 5. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг (по организациям промышленного производства) с учетом продукции, отгруженной субъектами малого и среднего предпринимательства, - 11,3% в 2030 году. 6. Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте относительно уровня 2011 года - 150,0% в 2030 году. 7. Доля внутренних затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте - 2,0% в 2030 году. Перечень целевых показателей программы, с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы, представлен в приложении N 1 к паспорту программы |
(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 17.04.2018 N 180-п) | |
Информация по ресурсному обеспечению программы, в том числе по годам реализации программы | объем финансирования программы в 2017 - 2020 годах за счет всех источников составит 1106105,3 тыс. рублей, в том числе: в 2017 году - 306267,5 тыс. рублей; в 2018 году - 296767,6 тыс. рублей; в 2019 году - 249856,8 тыс. рублей; в 2020 году - 253213,4 тыс. рублей; в том числе: 29635,7 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета, в том числе: в 2017 году - 24385,7 тыс. рублей; в 2018 году - 5250,0 тыс. рублей; в 2019 году - 0,0 тыс. рублей; в 2020 году - 0,0 тыс. рублей; 1076469,6 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета, в том числе: в 2017 году - 281881,8 тыс. рублей; в 2018 году - 291517,6 тыс. рублей; в 2019 году - 249856,8 тыс. рублей; в 2020 году - 253213,4 тыс. рублей |
(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 13.11.2018 N 674-п) |
2.1. В соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон 127-ФЗ) основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства, безопасности личности и общества в целом, интеграция науки, бизнеса и образования.
В соответствии с Законом Красноярского края от 01.12.2011 N 13-6629 "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Красноярском крае" целью научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Красноярского края является стимулирование экономического роста и конкурентоспособности экономики Красноярского края на основе развития и эффективного использования специализации и кооперации субъектов научной, научно-технической и инновационной деятельности, координации и регулирования инновационной деятельности органами государственной власти Красноярского края, органами местного самоуправления при активном участии профессиональных, общественных и иных организаций и их объединений.
Основными направлениями государственной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности в Красноярском крае являются:
содействие разработке и внедрению результатов научной, научно-технической и инновационной деятельности;
создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры;
организация выставок, ярмарок, конкурсов и иных мероприятий, представляющих научные, научно-технические результаты, результаты инновационной деятельности, инновационные проекты;
развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства;
содействие привлечению частных инвестиций в сферу научной, научно-технической, инновационной деятельности на территории края;
развитие международного сотрудничества в научной, научно-технической и инновационной деятельности;
иные направления развития научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Для развития вышеперечисленных направлений инновационной деятельности на территории края активно формируется инфраструктура поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, включающая институты развития и сервисные организации.
Финансовая поддержка научной, научно-технической и инновационной деятельности осуществляется краевым государственным автономным учреждением "Красноярский краевой фонд поддержки научной и научно-технической деятельности" за счет средств краевого бюджета, а также средств федеральных научных фондов, предоставляемых в рамках соглашений, заключаемых между Правительством Красноярского края и федеральными научными фондами. В 2015 году в рамках конкурсов по финансированию инновационных проектов, прикладных исследований и опытно-конструкторских работ фонд оказал поддержку 115 проектам, проведено 30 мероприятий.
В Красноярском крае сформирована следующая инновационная инфраструктура: в 2011 году создано краевое государственное автономное учреждение "Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор" (далее - КГАУ "КРИТБИ"); при поддержке Минэкономразвития России в 2013 - 2016 годах на базе КГАУ "КРИТБИ" созданы региональные инжиниринговые центры "Полимерные композиционные материалы и технологии", "Горно-металлургические технологии", "Биотехнологии и глубокая переработка растительного сырья", а также Центр сертификации, стандартизации и испытаний новых материалов. В 2011 году создан территориальный инновационный кластер в ЗАТО г. Железногорск - Ассоциация экономического взаимодействия "Кластер инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск", специализацией которого в настоящее время являются ядерные и космические технологии, новые материалы и аддитивные технологии, информационно-коммуникационные технологии. При поддержке Минэкономразвития России в 2015 году завершено строительство первой очереди Промышленного парка в ЗАТО г. Железногорск (далее - Промпарк) - комплекс N 1 площадью 10 тыс. кв. метров, переданного в управление КГАУ "КРИТБИ", сформирован перечень резидентов Промпарка в количестве 12 компаний. В крае на базе ОАО "Агентство развития инновационной деятельности Красноярского края" сформирован проектный офис, оказывающий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим реализацию инновационных проектов, услуги по принципу "единого окна".
Кадровое обеспечение отраслей региональной экономики осуществляют 10 государственных образовательных организаций высшего образования, в том числе Сибирский федеральный университет, который в 2015 году стал участником федерального проекта Минобрнауки России "Повышение конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (5-100)", и созданный в 2016 году Опорный региональный университет - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева" (далее - Опорный вуз).
В настоящее время удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (по организациям промышленного производства) в Красноярском крае не превышает 4% и имеет отрицательную динамику. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций промышленного производства составляет 7,8%. Существующая региональная инновационная система ограниченно способна удовлетворить потребности крупных компаний, которые в большей степени ориентированы на собственные исследования и разработки, а также на приобретение импортного оборудования и технологий.
Согласно рейтингу субъектов Российской Федерации по значению российского регионального инновационного индекса (исследования НИУ "Высшая школа экономики", 2016 год) три субъекта Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, попали в двадцатку наиболее инновационно активных регионов России. Красноярский край продемонстрировал индекс инновационной активности, соответствующий 12 месту в рейтинге, уступая Новосибирской и Томской областям (11 и 7 место соответственно). В подрейтинге "Качество инновационной политики" край занял 6 место, в подрейтинге "Инновационная деятельность" - 22 место, в подрейтинге по уровню социально-экономических условий инновационной деятельности - 19 место.
По данным рейтинга Ассоциации инновационных регионов России Красноярский край в 2015 году занял 19-е место в рейтинге инновационных регионов, поднявшись на 4 позиции вверх по сравнению с 2013 годом, и укрепив свои позиции в группе "средне-сильных инноваторов". Рост позиции Красноярского края в рейтинге Ассоциации инновационных регионов России произошел за счет повышения относительных значений 14 показателей из 23. Наиболее значительные положительные изменения произошли по показателю "Интенсивность затрат на технологические инновации". Наиболее негативно на рейтинге края отразились следующие показатели:
доля средств бизнеса в совокупных расходах на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР);
доля занятых в высокотехнологичных секторах;
доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в ВРП.
Существует следующий ряд экономико-правовых проблем на краевом уровне, затрудняющих развитие научно-образовательного комплекса и инновационной системы Красноярского края в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития и модернизации экономики:
незавершенность инновационной системы Красноярского края, отсутствие в ней необходимых для устойчивого трансфера технологий элементов;
недостаточное количество мер и небольшие объемы государственной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности в Красноярском крае;
низкая степень вовлеченности крупных промышленных предприятий в инновационные процессы, которые создавали бы основу для развития импортозамещения;
недостаточное развитие инновационной инфраструктуры, способной обеспечить эффективную коммерциализацию научных разработок, выполняющихся в образовательных и научных организациях, действующих на территории края;
низкий объем заказов на проведение НИОКР, размещаемых в образовательных организациях высшего образования и научно-исследовательских институтах со стороны крупных промышленных предприятий края;
низкая мотивация молодых людей в возрасте до 35 лет к осуществлению деятельности в образовательных и научных организациях, а также занятости в сфере инноваций;
недостаток молодых научных и научно-педагогических кадров, медленное обновление кадрового состава, недостаточное развитие системы наставничества, необходимость развития научных школ.
Оказание государственной поддержки, основанной на программно-целевом подходе, при котором мероприятия взаимоувязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с эффективной системой управления и контроля позволит обеспечить решение в среднесрочной перспективе проблем, сдерживающих развитие и повышение глобальной конкурентоспособности инновационной системы края и создаст предпосылки для эффективной модернизации традиционных и создания новых отраслей региональной экономики, основанных на создании и коммерциализации новых материалов, продуктов и технологий.
Решение обозначенных проблем планируется осуществлять в рамках следующих основных направлений: