В целях сдерживания необоснованного роста цен и снижения темпов инфляции разработаны следующие нормативные документы по государственному регулированию цен и тарифов на территории Республики Саха (Якутия):
Закон Республики Саха (Якутия) "О государственном регулировании и контроле за ценами и тарифами в Республике Саха (Якутия)" от 27.01.1999 N 64-II;
Закон Республики Саха (Якутия) "О регулировании оплаты труда в Республике Саха (Якутия)" от 21.10.1998 N 37-II;
Закон Республики Саха (Якутия) "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Республике Саха (Якутия)" от 22.04.1999 N 87-II;
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 24.07.1996 N 316 "О предельном уровне рентабельности" (с дополнениями от 31.05.1999 N 274);
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 16.08.1996 N 342 "Об утверждении порядка определения нормируемой величины расходов на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) при формировании цен и тарифов";
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.02.1999 N 97 "О государственном регулировании цен на товары народного потребления и продукцию производственно-технического назначения, реализуемые предприятиями торговли, общественного питания и снабжения;
постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 12.04.1999 N 183 "О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги, производимые в Республике Саха (Якутия).
На территории Республики Саха (Якутия), как субъекта, действует Закон РФ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 10.03.1995, в котором определены экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ. В соответствии со статьями 5, 6, 7, 9, 12, 14 этого Закона органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование на электрическую и тепловую энергию, является региональная энергетическая комиссия (РЭК).
6.1. Общие положения.
Под политикой цен понимаются общие цели, которые предприятие собирается достичь с помощью установления цен на свою продукцию (см. Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций), утвержденные приказом Министерства экономики РФ от 01.10.1997 N 118).
Ценовая политика является одной из составляющих комплекса маркетинга и должна быть направлена на достижение его стратегических целей.
Ценовую политику предприятия рекомендуется использовать для достижения целей:
максимизации рентабельности продаж, то есть отношения прибыли (в процентах) к общей величине выручки от продаж;
максимизации рентабельности чистого собственного капитала предприятия (то есть отношения прибыли к общей сумме активов по балансу за вычетом всех обязательств);
максимизации рентабельности всех активов предприятия (т.е. отношения прибыли к общий сумме бухгалтерских активов, сформированных за счет как собственных, так и заемных средств);
стабилизации цен, прибыльности и рыночной позиции, то есть доли предприятия в общем объеме продаж на данном товарном рынке (эта цель может приобретать особое значение для предприятий, действующих на рынке, где любые колебания цен порождают существенные изменения объемов продаж);
достижения наиболее высоких темпов роста продаж.
При определении цены продукции следует учитывать факторы:
уровень потребительского спроса на эту продукцию;
эластичность спроса, сложившегося на рынке этой продукции;
возможность реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции;
меры государственного регулирования ценообразования (например, на продукцию предприятий - естественных монополистов);
уровень цен на аналогичную продукцию предприятий - конкурентов.
Необходимо обоснование и анализ различия цен, устанавливаемых предприятием, и ценами на конкурирующую продукцию с точки зрения приобретения потребителем дополнительных услуг и выгод в виде сервисного обслуживания, новизны и качества продукции, гарантий на эту продукцию, предоставляемых предприятием - производителем, а также снижения ее себестоимости.
При определении цен на продукцию, производимую предприятием, используются следующие методы: