ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
от 22 апреля 1999 года N З N 87-II
О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
УТРАТИЛ СИЛУ - Постановление ПП ГС(ИТ) РС(Я) от 14.06.2001 ПП N 1018-II
Принят постановлением
Палаты Представителей
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 22.04.99 З N 88-II
Настоящий закон определяет порядок применения экономических, организационных и правовых основ государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Республике Саха (Якутия).
В настоящем законе применяются следующие основные понятия:
а) тарифы на электрическую и тепловую энергию (далее - тарифы) - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность). В настоящем Законе указанное понятие применяется, исходя из смысла и конкретного содержания правовой нормы;
б) энергоснабжающая организация - коммерческая организация, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии;
в) потребитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью);
г) республиканская энергетическая система - это совокупность предприятий и объектов тепло-, электроэнергетики всех форм собственности, обеспечивающих производство, транспортировку и распределение электрической и тепловой энергии потребителям на территории республики и за ее пределами, связанных между собой единым технологическим режимом и линиями электропередач и несущих ответственность за надлежащее исполнение своих обязанностей по обеспечению потребителей электрической и тепловой энергией в объемах и параметрах, установленных нормативными документами и хозяйственными договорами;
д) республиканский оптовый рынок электрической и тепловой энергии - сфера купли-продажи электрической и тепловой энергии, осуществляемой его субъектами в пределах республиканской энергетической системы;
е) федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности) - сфера купли-продажи электрической энергии (мощности), осуществляемой его субъектами в пределах Единой энергетической системы России;
ж) субъекты федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) - юридические лица, осуществляющие куплю-продажу электрической энергии (мощности) и (или) предоставляющие услуги на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности).
1. Координация функционирования Республиканской энергетической системы относится к предметам совместного ведения согласно Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и производится в соответствии с Соглашением между Правительствами Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации о сотрудничестве в области топливно-энергетического комплекса.
2. Вопросы определения объемов электроэнергии, поставляемой на федеральный оптовый рынок электрической энергии, и мощности и формирования тарифов на нее находятся в ведении Российской Федерации с учетом предложений Республики Саха (Якутия).
3. Входные тарифы на электроэнергию для потребителей, энергоснабжение которых осуществляется с территории других субъектов Российской Федерации, устанавливаются энергетической комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с Республиканской энергетической комиссией Республики Саха (Якутия).
4. Тарифы на электрическую и тепловую энергию для потребителей на территории Республики Саха (Якутия) устанавливает Республиканская энергетическая комиссия, исходя из порядка ценообразования на электрическую и тепловую энергию, устанавливаемого Правительством Республики Саха (Якутия).
1. Государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в федеральном и настоящем законах, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.
2. Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями независимо от организационно - правовых форм, подлежат государственному регулированию.
3. Срок действия установленных тарифов не может быть менее трех месяцев.
Государственное регулирование тарифов обусловлено естественной монополией энергоснабжающих организаций и осуществляется в целях:
а) защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов;
б) создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии;
в) создания экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах;
г) обеспечения юридическим лицам - производителям электрической энергии (мощности), независимо от организационно-правовых форм, права равного доступа на республиканский и федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии.
При государственном регулировании тарифов должны соблюдаться следующие основные принципы:
а) сочетание интересов потребителей и поставщиков электрической и тепловой энергии;
б) осуществление поставок электрической и тепловой энергии (мощности) всем потребителям по тарифам, утвержденным в установленном порядке, на основании заключенных договоров;
в) обеспечение экономической обоснованности прогнозируемых затрат энергоснабжающих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, планируемой прибыли при расчете и утверждении тарифов;
г) открытость, доступность для потребителей и общественности материалов энергетической комиссии по рассмотрению и утверждению тарифов на электрическую и тепловую энергию;
д) обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии;
е) обеспечение коммерческих организаций в сфере производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие, в том числе средствами, направленными на энергосбережение и обеспечение энергетической, технической и экологической безопасности (включая ядерную и радиационную безопасность) Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации, осуществляемое как за счет тарифов и прибыли, так и путем привлечения заемных средств, частных инвестиций, средств коммерческих организаций (инвестиционных фондов, страховых фондов, фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) и иных средств;
ж) создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций;
з) определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и законами Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации;
и) учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
В соответствии с принципами, изложенными в федеральном и настоящем законах, Правительство Республики Саха (Якутия) определяет вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую республиканской системой потребителям на территории республики.
1. Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации осуществляет государственное регулирование тарифов по вопросам, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к ее полномочиям.
2. Республиканская энергетическая комиссия является уполномоченным органом исполнительной власти по регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую Республиканской энергетической системой потребителям Республики Саха (Якутия).
Республиканская энергетическая комиссия является юридическим лицом и для выполнения своих функций имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, бланки и печати с указанием своего наименования.
1. Республиканская энергетическая комиссия образуется постановлением Правительства Республики Саха (Якутия).
2. Председатель комиссии назначается на должность и освобождается от должности постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) по согласованию с Федеральной энергетической комиссией.
3. Комиссия в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.
4. Положение о комиссии утверждается Правительством Республики Саха (Якутия).
5. Решения комиссии являются обязательными для исполнения поставщиками и потребителями электрической и тепловой энергии.
Республиканская энергетическая комиссия наделяется следующими полномочиями:
а) установление экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям Республики Саха (Якутия);
б) разработка предложений по целевым программам развития электроэнергетики, принимаемым федеральными органами государственной власти и затрагивающим интересы республики;
в) согласование предложений о размещении и расширении предприятий и объектов электроэнергетики независимо от форм собственности;
г) проверка структуры затрат потребителей на территории республики;
д) внедрение энергосберегающих мероприятий в системе энергоснабжения потребителей;
е) установление для отдельных категорий потребителей дифференцированных тарифов при наличии источников покрытия выпадающих доходов Республиканской энергетической системы;
ж) проверка хозяйственной деятельности энергоснабжающих организаций, для которых тарифы устанавливаются Республиканской энергетической комиссией, по вопросам формирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию;
з) участие в формировании балансов электрической энергии (мощности);
и) разработка предложений по совершенствованию действующих и принятию новых республиканских законов и иных нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию;
к) внедрение разработок и утверждений единой системы классификации и учета затрат энергоснабжающих организаций, а также системы отчетности, представляемой в энергетическую комиссию;
л) рассмотрение разногласий, возникающих между потребителями и энергоснабжающими организациями, по их просьбе и принятие решений по рассматриваемым разногласиям в пределах ее полномочий;
м) иные полномочия в области государственного регулирования тарифов, установленные действующим законодательством.
1. Республиканская энергетическая комиссия обеспечивает в своих решениях по вопросам государственного регулирования тарифов сочетание интересов потребителей и поставщиков электрической и тепловой энергии.
2. В случае возникновения разногласий, связанных с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, потребители и поставщики электрической и тепловой энергии могут обратиться в Республиканскую энергетическую комиссию для разрешения разногласий. При этом стороны уплачивают сбор, размер и порядок оплаты которого определяются Правительством Республики Саха (Якутия). Суммы поступлений от сбора зачисляются в республиканский бюджет.
3. Споры, связанные с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе разногласия, не разрешенные комиссией, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде.
4. Разногласия по тарифам на переток энергии между субъектами Российской Федерации разрешаются Федеральной энергетической комиссией.
Источники и порядок финансирования Республиканской энергетической комиссии определяются Правительством Республики Саха (Якутия).
Республиканской энергетической комиссии запрещается заниматься предпринимательской деятельностью.
Председатель
Палаты Представителей
Н.СОЛОМОВ