Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 марта 2001 года N 173

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

(в редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.04.2004 N 193)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Республики Саха (Якутия)
от 23 августа 2024 года N 385

____________________________________________________________________


В сложившихся социальных и экономических условиях отношения собственности становятся определяющими в государственном регулировании экономических процессов. На первый план выдвигаются вопросы законодательного урегулирования деятельности государственных унитарных предприятий, учреждений, участия государства в органах управления акционерных обществ, оптимизации их количества. В первую очередь, необходимо привести их уставы в соответствие с целями и задачами государства в их деятельности. При этом деятельность организаций в той или иной правовой форме должна быть оправдана экономическими, социальными и другими интересами государства. Отраслевые министерства, ведомства должны усилить контроль и регулирование финансово-хозяйственной деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий, учреждений, акционерных обществ с государственной долей в уставном капитале и повысить ответственность их руководителей за конечные экономические результаты.

Представители и поверенные государства в органах управления акционерных обществ, решающих важные стратегические, социально - экономические задачи, должны реализовать четкую позицию государства, отвечающую его осознанным интересам, не ущемляя права других акционеров.

В сфере управления государственными объектами недвижимости необходимо расширить арсенал объектов управления, совершенствовать технологию ведения реестра государственного имущества, включающей, помимо имущественной, финансовую составляющую в целях контроля государственных денежных потоков. Требуется ведение полного учета государственного имущества, включая движимое имущество, то есть всех основных фондов, находящихся в государственной собственности.

Вопросы приватизации государственного имущества, преобразования государственных унитарных предприятий должны решаться в комплексе с задачами реформирования предприятий, реструктуризации отраслей экономики. Важно изменить отношение к приватизации: не как к инструменту единовременного пополнения бюджета, а как к расширению налогооблагаемой базы за счет пополнения эффективных собственников, создания новых рабочих мест. Приватизация должна быть направлена на наполнение рынка товарами и услугами местных производителей. Необходимо создать действенную систему государственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью приватизированных предприятий, за выполнением ими социальных, инвестиционных условий в постприватизационный период.

На основе анализа состояния и перспектив развития экономики улусов и городов республики необходимо определить цели и задачи образования органов местного самоуправления, их территориальные границы, экономические основы (природные ресурсы, земля, недра, воды, растительный и животный мир и т.д.), не замыкая решение столь глобальной задачи лишь в вопросах бюджетных взаимоотношений и разграничения имущества. Только исходя из конкретных целей и круга задач следует определить состав передаваемого в муниципальную собственность государственного имущества.

Поскольку управление государственной собственностью охватывает весь спектр экономических отношений и определяет в них базовые функции государства, для совершенствования управления государственным имуществом и приватизации необходима централизация управления государственной собственностью (земля, недра, природные ресурсы, государственные предприятия, учреждения, имущество и т.д.) путем объединения соответствующих органов управления в единый имущественный блок.

Исходя из вышеизложенного и в целях создания условий для эффективного управления государственным имуществом на долгосрочную перспективу и реализации структурных преобразований в сфере отношений собственности Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Республике Саха (Якутия).

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А.К. Акимова.


Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ






Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 23 марта 2001 года N 173

КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

 (в редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.04.2004 N 193)


В результате институциональных преобразований в экономике, социальной сфере, структуре государственной власти сегодня в Республике Саха (Якутия) созданы основа рыночной экономики - негосударственный сектор и условия для формирования оптимальной структуры государственного сектора экономики.

С учетом формирующихся секторов экономики необходимо создать систему государственного регулирования экономических, социальных процессов и эффективного управления государственным имуществом.

Настоящая Концепция определяет основные направления развития и совершенствования управления государственным имуществом, приватизации, а также принципы государственной политики в сфере управления государственным сектором экономики в стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочную перспективу и на 10 лет.

Концепция написана в общепринятых экономических терминах, понятиях, определяющих специфику рассматриваемых вопросов.

Не являются предметом рассмотрения настоящей Концепции вопросы управления в отношении земли, недр, лесов и других природных ресурсов, объектов интеллектуальной собственности.

Концепция состоит из 4 разделов. Названия разделов сформулированы в соответствии с основными направлениями деятельности Министерства по управлению государственным имуществом Республики Саха (Якутия). Содержательно структура каждого раздела определена исходя из оценки состояния, целей и задач управления государственным имуществом, мероприятий по их реализации.

I. Управление государственным сектором экономики


 1.1. Оценка исходных условий


В условиях реформирования системы государственного управления и экономики для эффективного функционирования всех форм собственности возникает объективная необходимость формирования оптимальной структуры государственного сектора экономики. На сегодняшний день в российской экономике государственный сектор не проявляет себя как активный экономический субъект и основа экономики. Отсутствует система учета, оценки и прогноза показателей, характеризующих состояние государственного сектора экономики.

В соответствии с постановлением Правительства РФ "О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации" главными критериями оценки состояния государственного сектора экономики являются финансово-хозяйственные показатели государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, хозяйственных обществ с долей государственной собственности, превышающей 50% уставного капитала (в разрезе федеральной собственности и собственности субъектов РФ). В условиях функционирования всех форм собственности должны быть четко определены границы государственного сектора экономики. Количество государственных унитарных предприятий, учреждений и хозяйственных обществ с долей государства в уставном капитале должно отражать осознанные действия государства в регулировании социально - экономических процессов в соответствии с целями и задачами государства.

По данным Мингосимущества Республики Саха (Якутия) на 1 марта 2001 года в республиканской собственности насчитывается 239 государственных унитарных предприятий (вместе с ДГУП), 426 государственных учреждений, 24 хозяйственных общества с государственной долей, превышающей 50% уставного капитала, в том числе 6 - с совместной с РФ долей. В течение 2001 и 2002 годов общее количество субъектов государственного сектора экономики республики почти удвоится за счет перерегистрации муниципальных унитарных предприятий, учреждений, находящихся в ведении улусов и городов в государственные предприятия и учреждения. Следует подчеркнуть, что в республике усиливается доминирование государственной формы собственности и, соответственно, растет нагрузка на республиканский бюджет.

Количество государственных предприятий, учреждений будет оптимизироваться путем реорганизации, ликвидации предприятий, преобразования государственных унитарных предприятий в акционерные общества в соответствии с целями и задачами государства в их деятельности. Уставы государственных предприятий будут приведены в соответствие с действующим законодательством и интересами государства в их деятельности, будет усилен контроль за деятельностью государственных предприятий и повышены требования к их руководителям, что, в конечном итоге, будет способствовать оптимизации количества организаций государственного сектора экономики.

Поскольку государственный сектор охватывает весь спектр финансово-экономических, социальных отношений, в нем должен быть определен действенный механизм учета, контроля и регулирования параметров, характеризующих его состояние, который может быть представлен следующими органами государственной исполнительной власти:

1. Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия);

2. Отраслевые министерства и ведомства;

3. Республиканская служба по реформированию и банкротству;

4. Министерство по управлению государственным имуществом Республики Саха (Якутия);

5. Министерство финансов Республики Саха (Якутия);

6. Комитет Республики Саха (Якутия) по статистике;

7. Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по ценовой и антимонопольной политике;

8. Управление министерства РФ по налогам и сборам по Республике Саха (Якутия).

Необходимо определить систему показателей субъектов государственного сектора экономики и установить порядок разработки, закрепления за государственными органами исполнительной власти параметров оценки состояния, развития государственного сектора с учетом реализуемых ими функций и задач. Параметры государственного сектора экономики должны разрабатываться в комплексе с общими параметрами социально - экономического развития республики в сопоставляемой для сравнительного анализа форме.

Эти параметры должны представлять весь комплекс обобщенных показателей субъектов государственного сектора экономики и отражать финансовые результаты, производственные показатели, состав и состояние расчетов и имущества организаций в отраслевом разрезе, долю государственного сектора экономики в макроэкономических показателях, систему учета, контроля, регулирования экономических процессов в государственном секторе.

Из экономической стратегии, главным направлением которой является расширение и укрепление частного сектора, в конечном итоге - становление и развитие подлинно рыночной экономики, логически следует, что до 2010 года должно произойти заметное сокращение количества государственных предприятий, учреждений, доли государства в общем объеме основных фондов и, соответственно, увеличение количества приватизированных предприятий, доли частного сектора в общем объеме основных фондов. Данный процесс влечет за собой увеличение доходов республиканского бюджета за счет роста объемов налоговых изъятий от деятельности новых эффективных собственников, а также от продажи государственного имущества и дивидендов от участия государства в уставных капиталах хозяйственных обществ и, по мере сокращения количества объектов государственного недвижимого имущества, снижение доходов от сдачи их в аренду.

В условиях рыночной экономики функция государства в регулировании экономических процессов заключается в четком определении и реализации его базовых функций.

Вопросы, рассматриваемые в рамках настоящей Концепции, предполагают, что содержательно базовые функции государства должны быть определены и реализованы по следующим направлениям:

а) в регулировании экономических процессов:

обеспечение базовых рыночных условий для:

оздоровления предпринимательского и инвестиционного климата и защиты прав собственности,

совершенствования корпоративного управления,

создания условий для развития конкурентного рынка при соблюдении равенства прав и обязанностей всех его участников,

соблюдения антимонопольного закона, особенно в "естественных монополиях";

б) в государственной поддержке производства товаров и услуг:

принятие управленческих решений по вопросам финансирования строительства дорог, канализационных систем, нефтяных и газовых трубопроводов, коммуникационных сетей,

финансирование, управление учреждениями системы образования,

обеспечение необходимого минимума жилищного строительства, системы питания, медицинского обслуживания населения, социальных услуг нетрудоспособной части населения,

формирование единой системы обязательного медико-социального страхования граждан,

информационное обеспечение в сфере экономической, социальной политики, международных отношений, защита интеллектуальной собственности;

в) в оптимизации государственных доходов и расходов:

снижение уровня налоговых изъятий по мере погашения государственного долга,

использование налоговой системы в стимулировании развития бизнеса (путем введения преференциальных налоговых ставок для определенных видов бизнеса, предоставления отсрочек, налоговых кредитов, освобождения от налогов и т.д.);

г) в обеспечении региональной экономической безопасности:

контроль и предотвращение угроз региональной экономической безопасности (негативные тенденции в развитии внешнеэкономических отношений, принятие федеральных нормативно-правовых, законодательных актов в ущерб региональным экономическим интересам, борьба с коррупцией и организованной экономической преступностью),

контроль и регулирование роста безработицы, темпов инфляции,

защита потребителей от проникновения на рынок некачественной и опасной продукции,

обеспечение информационной безопасности,

экологический контроль (предотвращение техногенных, биогенных, авиагенных катастроф).


 1.2. Цели и задачи управления государственным сектором экономики


Целями управления государственным сектором экономики Республики Саха (Якутия) являются:

четкое определение базовых функций государства в управлении экономикой;

совершенствование управления и обеспечение прозрачности деятельности государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, хозяйственных обществ с долей государственной собственности, превышающей 50% уставного капитала;

формирование оптимальной структуры государственного сектора экономики в Республике Саха (Якутия);

создание условий для экономического роста ускоренными темпами за предстоящие 10 лет.

Достижение указанных целей управления государственным сектором экономики предполагает решение следующих основных задач:

1. Консолидация усилий государственных органов исполнительной власти, экономических институтов на четкое определение и реализацию базовых функций государства в регулировании экономических процессов, государственной поддержке производства товаров и услуг, оптимизации государственных доходов и расходов, обеспечении региональной экономической безопасности.

2. Формирование муниципальной собственности в Республике Саха (Якутия) и образование органов местного самоуправления с последующей передачей им государственного имущества в собственность.

3. Реформирование предприятий в соответствии с государственными целями, задачами, оптимизация количества государственных предприятий, учреждений, хозяйственных обществ с государственной долей в уставном капитале и предприятий, использующих государственное имущество, и на этой основе создание базиса государственного сектора в едином экономическом пространстве.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»