ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2001 года N 173
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
(в редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.04.2004 N 193)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Республики Саха (Якутия)
от 23 августа 2024 года N 385
____________________________________________________________________
В сложившихся социальных и экономических условиях отношения собственности становятся определяющими в государственном регулировании экономических процессов. На первый план выдвигаются вопросы законодательного урегулирования деятельности государственных унитарных предприятий, учреждений, участия государства в органах управления акционерных обществ, оптимизации их количества. В первую очередь, необходимо привести их уставы в соответствие с целями и задачами государства в их деятельности. При этом деятельность организаций в той или иной правовой форме должна быть оправдана экономическими, социальными и другими интересами государства. Отраслевые министерства, ведомства должны усилить контроль и регулирование финансово-хозяйственной деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий, учреждений, акционерных обществ с государственной долей в уставном капитале и повысить ответственность их руководителей за конечные экономические результаты.
Представители и поверенные государства в органах управления акционерных обществ, решающих важные стратегические, социально - экономические задачи, должны реализовать четкую позицию государства, отвечающую его осознанным интересам, не ущемляя права других акционеров.
В сфере управления государственными объектами недвижимости необходимо расширить арсенал объектов управления, совершенствовать технологию ведения реестра государственного имущества, включающей, помимо имущественной, финансовую составляющую в целях контроля государственных денежных потоков. Требуется ведение полного учета государственного имущества, включая движимое имущество, то есть всех основных фондов, находящихся в государственной собственности.
Вопросы приватизации государственного имущества, преобразования государственных унитарных предприятий должны решаться в комплексе с задачами реформирования предприятий, реструктуризации отраслей экономики. Важно изменить отношение к приватизации: не как к инструменту единовременного пополнения бюджета, а как к расширению налогооблагаемой базы за счет пополнения эффективных собственников, создания новых рабочих мест. Приватизация должна быть направлена на наполнение рынка товарами и услугами местных производителей. Необходимо создать действенную систему государственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью приватизированных предприятий, за выполнением ими социальных, инвестиционных условий в постприватизационный период.
На основе анализа состояния и перспектив развития экономики улусов и городов республики необходимо определить цели и задачи образования органов местного самоуправления, их территориальные границы, экономические основы (природные ресурсы, земля, недра, воды, растительный и животный мир и т.д.), не замыкая решение столь глобальной задачи лишь в вопросах бюджетных взаимоотношений и разграничения имущества. Только исходя из конкретных целей и круга задач следует определить состав передаваемого в муниципальную собственность государственного имущества.
Поскольку управление государственной собственностью охватывает весь спектр экономических отношений и определяет в них базовые функции государства, для совершенствования управления государственным имуществом и приватизации необходима централизация управления государственной собственностью (земля, недра, природные ресурсы, государственные предприятия, учреждения, имущество и т.д.) путем объединения соответствующих органов управления в единый имущественный блок.
Исходя из вышеизложенного и в целях создания условий для эффективного управления государственным имуществом на долгосрочную перспективу и реализации структурных преобразований в сфере отношений собственности Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Республике Саха (Якутия).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) А.К. Акимова.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ
КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
(в редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.04.2004 N 193)
В результате институциональных преобразований в экономике, социальной сфере, структуре государственной власти сегодня в Республике Саха (Якутия) созданы основа рыночной экономики - негосударственный сектор и условия для формирования оптимальной структуры государственного сектора экономики.
С учетом формирующихся секторов экономики необходимо создать систему государственного регулирования экономических, социальных процессов и эффективного управления государственным имуществом.
Настоящая Концепция определяет основные направления развития и совершенствования управления государственным имуществом, приватизации, а также принципы государственной политики в сфере управления государственным сектором экономики в стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на среднесрочную перспективу и на 10 лет.
Концепция написана в общепринятых экономических терминах, понятиях, определяющих специфику рассматриваемых вопросов.
Не являются предметом рассмотрения настоящей Концепции вопросы управления в отношении земли, недр, лесов и других природных ресурсов, объектов интеллектуальной собственности.
Концепция состоит из 4 разделов. Названия разделов сформулированы в соответствии с основными направлениями деятельности Министерства по управлению государственным имуществом Республики Саха (Якутия). Содержательно структура каждого раздела определена исходя из оценки состояния, целей и задач управления государственным имуществом, мероприятий по их реализации.
В условиях реформирования системы государственного управления и экономики для эффективного функционирования всех форм собственности возникает объективная необходимость формирования оптимальной структуры государственного сектора экономики. На сегодняшний день в российской экономике государственный сектор не проявляет себя как активный экономический субъект и основа экономики. Отсутствует система учета, оценки и прогноза показателей, характеризующих состояние государственного сектора экономики.
В соответствии с постановлением Правительства РФ "О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации" главными критериями оценки состояния государственного сектора экономики являются финансово-хозяйственные показатели государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, хозяйственных обществ с долей государственной собственности, превышающей 50% уставного капитала (в разрезе федеральной собственности и собственности субъектов РФ). В условиях функционирования всех форм собственности должны быть четко определены границы государственного сектора экономики. Количество государственных унитарных предприятий, учреждений и хозяйственных обществ с долей государства в уставном капитале должно отражать осознанные действия государства в регулировании социально - экономических процессов в соответствии с целями и задачами государства.
По данным Мингосимущества Республики Саха (Якутия) на 1 марта 2001 года в республиканской собственности насчитывается 239 государственных унитарных предприятий (вместе с ДГУП), 426 государственных учреждений, 24 хозяйственных общества с государственной долей, превышающей 50% уставного капитала, в том числе 6 - с совместной с РФ долей. В течение 2001 и 2002 годов общее количество субъектов государственного сектора экономики республики почти удвоится за счет перерегистрации муниципальных унитарных предприятий, учреждений, находящихся в ведении улусов и городов в государственные предприятия и учреждения. Следует подчеркнуть, что в республике усиливается доминирование государственной формы собственности и, соответственно, растет нагрузка на республиканский бюджет.
Количество государственных предприятий, учреждений будет оптимизироваться путем реорганизации, ликвидации предприятий, преобразования государственных унитарных предприятий в акционерные общества в соответствии с целями и задачами государства в их деятельности. Уставы государственных предприятий будут приведены в соответствие с действующим законодательством и интересами государства в их деятельности, будет усилен контроль за деятельностью государственных предприятий и повышены требования к их руководителям, что, в конечном итоге, будет способствовать оптимизации количества организаций государственного сектора экономики.
Поскольку государственный сектор охватывает весь спектр финансово-экономических, социальных отношений, в нем должен быть определен действенный механизм учета, контроля и регулирования параметров, характеризующих его состояние, который может быть представлен следующими органами государственной исполнительной власти:
1. Министерство экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия);
2. Отраслевые министерства и ведомства;
3. Республиканская служба по реформированию и банкротству;
4. Министерство по управлению государственным имуществом Республики Саха (Якутия);
5. Министерство финансов Республики Саха (Якутия);
6. Комитет Республики Саха (Якутия) по статистике;
7. Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по ценовой и антимонопольной политике;
8. Управление министерства РФ по налогам и сборам по Республике Саха (Якутия).
Необходимо определить систему показателей субъектов государственного сектора экономики и установить порядок разработки, закрепления за государственными органами исполнительной власти параметров оценки состояния, развития государственного сектора с учетом реализуемых ими функций и задач. Параметры государственного сектора экономики должны разрабатываться в комплексе с общими параметрами социально - экономического развития республики в сопоставляемой для сравнительного анализа форме.
Эти параметры должны представлять весь комплекс обобщенных показателей субъектов государственного сектора экономики и отражать финансовые результаты, производственные показатели, состав и состояние расчетов и имущества организаций в отраслевом разрезе, долю государственного сектора экономики в макроэкономических показателях, систему учета, контроля, регулирования экономических процессов в государственном секторе.
Из экономической стратегии, главным направлением которой является расширение и укрепление частного сектора, в конечном итоге - становление и развитие подлинно рыночной экономики, логически следует, что до 2010 года должно произойти заметное сокращение количества государственных предприятий, учреждений, доли государства в общем объеме основных фондов и, соответственно, увеличение количества приватизированных предприятий, доли частного сектора в общем объеме основных фондов. Данный процесс влечет за собой увеличение доходов республиканского бюджета за счет роста объемов налоговых изъятий от деятельности новых эффективных собственников, а также от продажи государственного имущества и дивидендов от участия государства в уставных капиталах хозяйственных обществ и, по мере сокращения количества объектов государственного недвижимого имущества, снижение доходов от сдачи их в аренду.
В условиях рыночной экономики функция государства в регулировании экономических процессов заключается в четком определении и реализации его базовых функций.
Вопросы, рассматриваемые в рамках настоящей Концепции, предполагают, что содержательно базовые функции государства должны быть определены и реализованы по следующим направлениям:
а) в регулировании экономических процессов:
обеспечение базовых рыночных условий для:
оздоровления предпринимательского и инвестиционного климата и защиты прав собственности,
совершенствования корпоративного управления,
создания условий для развития конкурентного рынка при соблюдении равенства прав и обязанностей всех его участников,
соблюдения антимонопольного закона, особенно в "естественных монополиях";
б) в государственной поддержке производства товаров и услуг:
принятие управленческих решений по вопросам финансирования строительства дорог, канализационных систем, нефтяных и газовых трубопроводов, коммуникационных сетей,
финансирование, управление учреждениями системы образования,
обеспечение необходимого минимума жилищного строительства, системы питания, медицинского обслуживания населения, социальных услуг нетрудоспособной части населения,
формирование единой системы обязательного медико-социального страхования граждан,
информационное обеспечение в сфере экономической, социальной политики, международных отношений, защита интеллектуальной собственности;
в) в оптимизации государственных доходов и расходов:
снижение уровня налоговых изъятий по мере погашения государственного долга,
использование налоговой системы в стимулировании развития бизнеса (путем введения преференциальных налоговых ставок для определенных видов бизнеса, предоставления отсрочек, налоговых кредитов, освобождения от налогов и т.д.);
г) в обеспечении региональной экономической безопасности:
контроль и предотвращение угроз региональной экономической безопасности (негативные тенденции в развитии внешнеэкономических отношений, принятие федеральных нормативно-правовых, законодательных актов в ущерб региональным экономическим интересам, борьба с коррупцией и организованной экономической преступностью),
контроль и регулирование роста безработицы, темпов инфляции,
защита потребителей от проникновения на рынок некачественной и опасной продукции,
обеспечение информационной безопасности,
экологический контроль (предотвращение техногенных, биогенных, авиагенных катастроф).
Целями управления государственным сектором экономики Республики Саха (Якутия) являются:
четкое определение базовых функций государства в управлении экономикой;
совершенствование управления и обеспечение прозрачности деятельности государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, хозяйственных обществ с долей государственной собственности, превышающей 50% уставного капитала;
формирование оптимальной структуры государственного сектора экономики в Республике Саха (Якутия);
создание условий для экономического роста ускоренными темпами за предстоящие 10 лет.
Достижение указанных целей управления государственным сектором экономики предполагает решение следующих основных задач:
1. Консолидация усилий государственных органов исполнительной власти, экономических институтов на четкое определение и реализацию базовых функций государства в регулировании экономических процессов, государственной поддержке производства товаров и услуг, оптимизации государственных доходов и расходов, обеспечении региональной экономической безопасности.
2. Формирование муниципальной собственности в Республике Саха (Якутия) и образование органов местного самоуправления с последующей передачей им государственного имущества в собственность.
3. Реформирование предприятий в соответствии с государственными целями, задачами, оптимизация количества государственных предприятий, учреждений, хозяйственных обществ с государственной долей в уставном капитале и предприятий, использующих государственное имущество, и на этой основе создание базиса государственного сектора в едином экономическом пространстве.