ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2004 года N 193
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНЦЕПЦИЮ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ И ПРИВАТИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ), УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 23 МАРТА 2001 ГОДА N 173
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Республики Саха (Якутия)
от 23 августа 2024 года N 385
____________________________________________________________________
В целях совершенствования системы управления государственным имуществом, повышения эффективности его использования, оптимизации структуры государственной собственности на территории Республики Саха (Якутия) Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:
1. Принять к сведению отчет министра имущественных отношений Республики Саха (Якутия) о реализации Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Республике Саха (Якутия).
2. Внести в Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Республике Саха (Якутия) дополнительный раздел "Управление государственными земельными ресурсами" согласно приложению N 1.
3. Утвердить Дополнения к Плану подготовки основных нормативных правовых актов по вопросам реализации Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Республике Саха (Якутия), утвержденному постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2001 года N 173 "Об утверждении Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Республике Саха (Якутия)", согласно приложению N 2.
4. Из Плана мероприятий по реализации Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Республике Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2001 года N 173, исключить пункты с 1.1 по 1.8 в связи с исполнением, пункты 2.1.5, 2.2.4, 2.3.4, 2.3.6, 2.4.8, 2.4.9 в связи с утратой целесообразности.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Г.Ф. Алексеева.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 22 апреля 2004 года N 193
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
1. Введение
Важнейшей составляющей Концепции является стратегия управления земельными ресурсами.
Основные принципы развития земельных отношений в Республике Саха (Якутия) определены Конституцией Российской Федерации. Это - равенство всех форм собственности на землю, защита в равной степени прав собственников и других титульных пользователей земли, ненанесение вреда окружающей природной среде. Земельные вопросы и земельное законодательство отнесены Конституцией РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В 2001-2002 годах в Российской Федерации был принят ряд основополагающих законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере управления государственным имуществом и земельными ресурсами:
30 октября 2001 года вступил в силу Земельный кодекс Российской Федерации, который провозгласил ряд основополагающих принципов, которые легли в основу всех принимаемых в Российской Федерации актов земельного законодательства, среди них такие как охрана земли и окружающей среды, право граждан на участие в принятии решений по использованию и охране земель, единство судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости, платность использования земли, определение правового режима земель, исходя из их целевого назначения;
21 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ;
26 апреля 2002 года вступил в силу Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации" от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ;
в декабре 2002 года вступил в силу Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ.
С момента вступления в силу Земельного кодекса вступила в действие глава 17 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой земля становится объектом гражданско-правовых сделок как недвижимое имущество, вещь.
В соответствии с полномочиями Республики Саха (Якутия) и в развитие федерального законодательства в республике приняты свои земельно-правовые акты. Для закрепления территории, в пределах которой регулируются земельно-имущественные отношения, проводится работа по установлению республиканской черты и границ территорий, административно подчиненных Республике Саха (Якутия). За последние годы в республике заложены основы нового земельного строя: ликвидирована государственная монополия на землю, осуществлен переход к многообразию форм земельной собственности, введено платное землепользование, выполнены значительные объемы земельно-кадастровых работ, появились объективные условия для оборота земли.
2. Цель и задачи управления земельными ресурсами
Основная цель управления земельными ресурсами республики - рациональное и эффективное использование земельных ресурсов, включая создание и поддержание благоприятной среды, защиту прав республики как собственника земельных ресурсов, вовлечение в гражданско-правовой оборот земельных участков и повышение их инвестиционной привлекательности, а также пополнение доходной части республиканского бюджета.
Вовлечение земельных участков в гражданско-правовой оборот предполагает:
формирование объекта недвижимости - наличие сформированного объекта - земельного участка, его правового статуса со всеми сервитутами (ограничениями и обременениями) и целевым назначением;
возможность оперативной государственной регистрации прав на земельный участок;
наличие земельно-информационной системы, основанной на данных Государственного земельного кадастра;
наличие инфраструктуры земельного рынка, института кадастровой и независимой оценки и др.
Особенности оборота земельных участков и (или) прав на них заключаются в том, что Республика Саха (Якутия), как субъект Российской Федерации, выступает:
властной структурой в рамках административного права;
регулятором земельных отношений, включая установление ставок, государственный учет, межевание, установление границ, разрешенного или целевого пользования и т.п.;
организатором кадастровой и рыночной оценки земель;
контрольным органом по охране и использованию земель;
хозяйствующим субъектом, являющимся крупнейшим собственником, предоставляющим свою собственность иным лицам на правах срочного или постоянного пользования, являющимся потенциальным продавцом земельных участков, как заказчик при размещении государственных заказов (реализации городских и муниципальных заказов).
Поставленные цели достигаются с помощью решения следующих задач:
совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам регулирования земельных отношений;
обеспечение проведения разграничения государственной собственности на землю, создание и актуализация базы данных по разграниченным земельным участкам, планирование и управление данным процессом. В результате разграничения появится прочная основа для создания эффективной правовой системы управления земельными ресурсами, развития полноценного рынка недвижимости;
организация государственной оценки земель, разработка правового и научно-методического обеспечения этого процесса. Актуальность решения данной задачи проистекает из того неоспоримого факта, что создание системы и инструментариев государственной оценки земель формирует базу для совершенствования налогообложения, повышения бюджетных доходов от использования земель, применения аренды как эффективного способа использования государственных земельных ресурсов;
организация системной, планомерной работы по эффективному их использованию, в том числе по предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в республиканской собственности (подготовку, заключение и учет договоров аренды, расчет и начисление арендной платы, контроль за платежами, составление списков неплательщиков, ведение претензионно-исковой работы);
создание государственного земельного кадастра и обеспечение мониторинга использования земель, выявление неиспользуемых и неэффективно используемых земельных участков;
развитие земельного рынка, стимулирование приватизационных и инвестиционных процессов в сфере земельных отношений.
3. Оценка развития земельного рынка за период с 2001 по 2003 год
В настоящее время нормативная правовая база рынка земельных ресурсов России находится в стадии формирования и не действует в полной мере. В этих условиях требуется своевременно производить совершенствование нормативных правовых отношений в сфере земельных отношений Республики Саха (Якутия).
Нестабильное состояние и стагнация региональных земельных рынков, низкая эффективность государственного регулирования земельного рынка, процессов приватизации земель, инвестирования, ипотеки и оборота земельных ценных бумаг также относятся к числу актуальных проблем управления земельными ресурсами. Не совершенна и инфраструктура обеспечения земельного рынка, в силу чего представляется необходимым введение построенных на научной основе и с учетом передового опыта принципов и методов государственного регулирования и стимулирования предпринимательской инициативы в сфере землеустройства.
Необходима реорганизация сложившейся системы государственного управления земельными ресурсами, обеспечивающая оптимизацию регулирования процесса землеустройства, арендных отношений на землю, инвестиционной деятельности на земельном рынке. Негативные последствия несовершенства системы управления достаточно очевидны: ведомственное дублирование управленческих функций, неупорядоченность взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления при реализации земельной политики, неэффективность распределения бюджетных средств и снижение объемов земельных платежей в бюджеты.
В соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) является уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными участками, ведению единой государственной политики в области земельных отношений на территории республики. В рамках работы в данном направлении предприняты следующие меры:
созданы комиссии по обеспечению поступления доходов от арендной платы за землю во все уровни бюджетов в 23 улусах (районах) из 35 существующих. На заседаниях комиссий рассмотрены 101 предприятие, имеющие задолженности по арендным платежам за землю на общую сумму 71 млн. рублей;
с введением на территории Республики Саха (Якутия) института местного самоуправления с целью его активного вовлечения в сферу земельных отношений проводится работа по совершенствованию действующих нормативных правовых актов, направленных на реализацию государственной политики республики в сфере управления земельными правоотношениями.
Процесс разграничения государственной собственности на землю на территории Республики Саха (Якутия) начат в 2001 году и в настоящее время идет медленными темпами. Возникают объективные трудности, приводящие к затягиванию процесса разграничения государственной собственности на землю: частичное несоответствие документации государственного кадастрового учета земельных участков современным требованиям, отсутствие у правообладателей земельных участков необходимых финансовых средств на проведение землеустроительных работ для постановки на государственный кадастровый учет, проблемы межведомственного взаимодействия, отсутствие, преимущественно в северных улусах, квалифицированных кадров в землеустроительных, кадастровых организациях; отсутствие отделений БТИ, Кадастровой и Регистрационной палаты в некоторых улусах, недостаточное осознание руководителями организаций приоритетности задач по разграничению государственной собственности на землю и недостаточный контроль с их стороны за оформлением землеустроительной документации, за проведением государственного кадастрового учета закрепленных земельных участков, регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки; затягивание правообладателями решения вопросов по представлению сведений о закрепленных земельных участках. Эти причины негативным образом сказываются на процессе разграничения государственной собственности на землю, что приводит к невозможности реализации правомочий собственника по распоряжению землями и обеспечения поступления существенных средств в доходную часть бюджетов всех уровней.
В результате проведения земельной реформы на территории Республики Саха (Якутия) начал формироваться рынок земельных участков, находящихся в собственности у физических и юридических лиц. Так как приватизация земельных участков под объектами недвижимости, находящимися в собственности у граждан и юридических лиц, носит заявительный характер, государство не имеет права обязать собственников объектов недвижимости выкупать земельные участки. Поэтому спрогнозировать поступление доходов в бюджет от приватизации земельных участков затруднительно.
По состоянию на 1 января 2004 года принято решение о приватизации 57 земельных участков на общую сумму 15502 тыс. рублей, площадь проданных участков составила 17,897 га. Также при приватизации государственных унитарных предприятий земельные участки, находящиеся под объектами недвижимости, включаются в расчет уставного капитала создаваемых акционерных обществ, что позволяет повысить рыночную капитализацию их акций, инвестиционную привлекательность предприятий и вовлечение в гражданский оборот большего количества земельных участков.
Необходимо обеспечить привлекательность приватизации земельных участков, как инструмента, позволяющего повысить инвестиционную привлекательность самого предприятия и привлечь кредитные ресурсы с использованием земельного участка как объекта гражданско-правовых отношений для развития производства. Выкуп земельных участков в собственность при краткосрочном и среднесрочном рассмотрении позволяет понизить финансовые издержки по оплате арендных платежей за землю.
В настоящее время основной формой пользования землей на территории Республики Саха (Якутия) является право постоянного пользования и право аренды земельных участков.
Принято 3322 решения по предоставлению земельных участков в аренду на территории муниципальных образований республики.
Получены и внесены в базу данных списки физических и юридических лиц-арендаторов земельных участков 30 улусов и городов, всего 33112 арендаторов, площадь арендованных земель составляет 34306 га.
За 2003 год поступление доходов от арендной платы за землю в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) составило 320,494 млн. рублей, в том числе в республиканский бюджет 164,464 млн. рублей, т.е. 156% от установленного планового задания на 2003 год.
4. Меры по повышению эффективности управления земельными ресурсами в Республике Саха (Якутия)
В целях повышения эффективности управления земельными ресурсами на территории Республики Саха (Якутия) необходимо реализовать следующие мероприятия:
1. В целях увеличения доходной части государственного бюджета республики от аренды и приватизации земельных участков:
принимать меры по взысканию задолженности по арендной плате за землю, в рамках работы комиссии по обеспечению поступления доходов от арендной платы за землю во все уровни бюджетов;
проводить работу по созданию полного реестра плательщиков арендной платы за землю на территории республики для установления экономически эффективных базовых размеров арендной платы за землю, ведения результативной претензионной исковой работы, направленной на взимание недоимок и пени с арендаторов-должников, обеспечения контроля за начислением арендной платы, усиления контроля за целевым и эффективным использованием сданных в аренду земель;
для вовлечения новых земель в оборот арендных отношений проводить мероприятия по переоформлению юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды;
проводить информационно-разъяснительную работу по освещению особенностей приватизации земельных участков;
обеспечить своевременное оформление государственными унитарными предприятиями, подлежащими преобразованию в открытые акционерные общества, земельно-кадастровых дел на земельные участки, находящиеся у них в пользовании;
разработать механизм компенсации потерь республиканского бюджета, связанных с безвозмездным и льготным предоставлением и использованием земельных участков на основании решений органов власти.
2. В целях осуществления эффективной государственной политики в сфере землепользования необходимо:
производить совершенствование нормативной правовой базы в сфере земельных отношений с учетом социально-экономической ситуации;
информационное обеспечение в сфере земельных отношений, что позволит повысить уровень полноты и достоверности информации о процессах, происходящих в республике в области управления земельными ресурсами;
формирование системы информационного обеспечения деятельности Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия), обеспечивающей получение, учет, хранение, обработку и выдачу данных об операциях с земельными участками, а также информации, необходимой для проведения предпродажной подготовки приватизируемых предприятий, с учетом стоимости земельных участков;
ведение Реестра временно неиспользуемых земельных участков при систематическом выявлении неиспользуемых и нерационально используемых земель для последующего их перераспределения;