Действующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2003 - 2004 ГОДЫ


1.4.5. Совершенствование политики управления государственной и муниципальной собственностью


Данное направление Программы нацелено на обеспечение роста неналоговых доходов республиканского бюджета и местных бюджетов посредством совершенствования управления и обеспечения прозрачности деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, хозяйственных обществ с долей государственного участия или участия органов местного самоуправления. В рамках данной Программы будут решены следующие задачи:

консолидация усилий государственных органов исполнительной власти, экономических институтов на четкое определение и реализацию базовых функций государства в регулировании экономики, государственной поддержке производства товаров и услуг, оптимизации государственных доходов и расходов республики;

формирование муниципальной собственности как финансовой основы системы местного самоуправления;

совершенствование системы управления государственными и муниципальными предприятиями, оптимизация количества унитарных предприятий и учреждений, разработка критериев создания и функционирования организаций в форме унитарных предприятий и учреждений;

создание системы рационального управления государственными и муниципальными активами, в том числе в сфере использования объектов недвижимости;

активизация процесса приватизации, важным условием эффективности которого должна стать качественная предпродажная подготовка приватизируемых предприятий, в том числе с привлечением специализированных оценочных и антикризисных компаний.

В рамках данного направления Программы будут реализованы следующие программные мероприятия:

1. Поддержка реализации разработанной и утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.03.2001 N 173 Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Республике Саха (Якутия).

2. Проведение процедур разграничения объектов собственности, земли и недвижимого имущества между органами государственного управления РФ и РС(Я) и органами местного самоуправления РС(Я), создание топографических основ и реестров муниципальной собственности.

3. Разработка и внедрение методики баланса государственного капитала РС(Я) на основе существующих научных разработок и обеспечения сводного аналитического учета всех форм и видов государственного имущества по рыночной стоимости.

4. Совершенствование арендных отношений, обеспечение роста неналоговых доходов на основе создания пообъектного перечня высокодоходной недвижимости РС(Я) на территории республики и за ее пределами, проведения ее рыночной оценки и передачи в аренду исключительно в коммерческих целях на выгодных условиях.

5. Разработка и внедрение методики оценки финансового состояния и эффективности деятельности государственных и муниципальных предприятий, на основе которой органы государственного управления и органы местного самоуправления будут обеспечены достоверной информацией о системе общественных финансов, реальном состоянии активов.

6. Анализ экономической конъюнктуры и определение перечня объектов для возможной продажи в целях получения максимальной прибыли при реализации излишних государственных активов.

7. Обеспечение эффективности приватизационного процесса в соответствии с новой редакцией федерального закона о приватизации, расширяющего инструментарий приватизации государственного и муниципального имущества, повышение ликвидности приватизируемых предприятий с введением обязательного порядка приватизации земельных участков одновременно с имуществом предприятия.

8. Формирование оптимальной структуры государственных пакетов акций, системы учета и контроля государственных долей, развитие рынка корпоративных ценных бумаг, совершенствование дивидендной политики.

9. Разработка механизма передачи государственного имущества, пакетов акций, государственных учреждений из федеральной собственности в республиканскую.

10. Формирование института представителей и поверенных государства в органах управления акционерными обществами, повышение эффективности их работы на основе качественного анализа и мониторинга их деятельности.

11. Совершенствование законодательной базы управления унитарными предприятиями и государственными пакетами акций, в том числе законодательного регулирования классификации и режима использования государственного и муниципального имущества РС(Я).

12. Оптимизация количества унитарных предприятий и учреждений, снижение бюджетных расходов на их содержание, ликвидация государственных учреждений и предприятий, прекративших финансово-хозяйственную деятельность.

13. Развитие системы аудита государственных и муниципальных унитарных предприятий.

14. Снижение рисков путем внедрения системы страхования государственного и муниципального имущества, активов унитарных предприятий и учреждений, бюджетных организаций, разработка Положения о порядке страхования государственного имущества РС(Я) и мониторинга механизма внедрения страхования государственного и муниципального имущества, привлечение региональных страховых компаний к рыночной оценке государственного и муниципального имущества.