ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 января 2003 года N 28

ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ЗА 2002 ГОД И ОСНОВНЫХ ЗАДАЧАХ НА 2003 ГОД

Заслушав и обсудив итоги социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за 2002 год, Правительство Республики Саха (Якутия) отмечает, что в течение 2002 года в результате согласованных действий законодательной и исполнительной ветвей власти и общества, планомерной реализации предвыборной программы Президента и Вице-президента Республики Саха (Якутия) "Будущее в наших руках", Плана действий Правительства Республики Саха (Якутия) в области социально-экономической политики на 2002-2003 годы, перспективных программ развития приоритетных отраслей производства и социальной сферы в целом сохранялась положительная динамика важнейших показателей экономики. За 2002 год валовой региональный продукт составил 101,5% в сопоставимых ценах к уровню 2001 года, производство промышленной продукции - 101,7%, потребительских товаров - 102,5%, продукции сельского хозяйства - 102,8%, розничный товарооборот - 122,8%, платных услуг населению - 109,1%.

Без учета добычи алмазов АК "АЛРОСА" рост промышленного производства составил 109,8% (против 97,3% в прошлом году) и был обеспечен предприятиями золотодобывающей (110,8%), алмазодобывающей (102,6%), нефтеперерабатывающей (111,9%), газовой (111,7%) и легкой промышленности (143,8%).

Предприятия топливно-энергетического комплекса обеспечили выполнение государственного заказа на поставку топливно - энергетических ресурсов для нужд жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы и населения. По сравнению с прошлогодним уровнем возрос объем первичной переработки нефти, включая газоконденсат, производство дизельного топлива, бензина автомобильного, углеводородных сжиженных газов.

Предприятия жилищно-коммунального хозяйства добились стабильной работы всех систем жизнеобеспечения. Ход подготовки к отопительному сезону 2002/2003 года прошел с опережением графика, весь жилищный фонд республики был обеспечен теплом к 15 сентября.

Наблюдается положительная динамика в работе транспортного комплекса. Обеспечена доставка водным и наземными видами транспорта всех предъявленных к перевозке грузов. Активизировалось строительство железной дороги Беркакит - Томмот, в 2002 году Правительством республики на эти цели было выделено 380 млн. руб. и сданы во временную эксплуатацию участок железнодорожного пути протяженностью 135 км и 50 мостов.

Доходная часть Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за 2002 год исполнена на 35,6 млрд. рублей (102,8% к плану), в том числе по налоговым доходам - 13,2 млрд. рублей (104,8%). Финансовая помощь из федерального бюджета составила 9,9 млрд. рублей.

Не выполнены планы поступлений средств в целевые бюджетные фонды: целевой бюджетный фонд реализации социально-экономического развития улусов алмазной провинции - 81,3%, территориальный дорожный фонд - 99% с учетом дополнительных доходов.

Расходная часть бюджета республики в 2002 году отличалась высоким удельным весом расходов, направляемых на выплату заработной платы (40% от текущих расходов против 24% в 2001 году) или по сравнению с 2001 годом объем фонда оплаты труда возрос с 6,5 млрд. рублей до 11,2 млрд. рублей. Стабильно осуществлялось финансирование жилищно-коммунального хозяйства - направлено 4,2 млрд. рублей, сельского хозяйства и рыболовства - 3,5 млрд. рублей, в том числе за счет возвратных средств 0,9 млрд. рублей, государственная поддержка закупки и доставки продукции - 5,9 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 3,7 млрд. рублей.

В 2002 году в целях покрытия дефицита бюджета республикой впервые после дефолта 1998 года были размещены облигации государственного займа на сумму 470 млн. рублей. В текущем году планируется выпуск облигаций государственного займа на сумму до 800 млн. рублей.

Повышен рейтинг республики: международное агентство Moody's повысило кредитный рейтинг Республики Саха (Якутия) с "Са" до "Саа3" (прогноз стабильный), агентство "Эксперт РА" - рейтинг по инвестиционному потенциалу с 44 места в 1996 году до 18 в текущем году.

Опережение роста заработной платы (35,1%) над темпами инфляции (13,5%) и снижение задолженности по ее выплате (на 5,8% по сравнению с прошлым годом, в том числе в бюджетной сфере на 14%) обеспечили рост на 15,4% реальных денежных доходов населения. Рост доходов населения стимулировал рост оборота розничной торговли в сопоставимых ценах - 122,8% к уровню 2001 года. В результате реализации Республиканской целевой программы поддержки малого предпринимательства и развития занятости в Республике Саха (Якутия) на 2002-2004 годы удалось снизить уровень общей безработицы с 8,2% до 6,6%, общая численность безработных уменьшилась на 16%.

По сравнению со средними показателями по Российской Федерации в республике сложились более высокие темпы роста реальных доходов населения, среди регионов ДВФО отмечается самый высокий процент рождаемости и самый низкий уровень смертности, официальной безработицы и преступности.

В 2002 году на территории Республики Саха (Якутия) действовали 17 федеральных целевых программ и 30 республиканских целевых программ. Объем фактического финансирования по сравнению с 2001 годом федеральных целевых программ остался на уровне, республиканских целевых программ уменьшился в 2,1 раза.

В течение отчетного года были разработаны основные республиканские целевые программы, направленные на развитие отраслей народного хозяйства, в том числе по газификации населенных пунктов, социально-экономическому развитию села, реформированию жилищно-коммунального хозяйства, развитию золотодобычи и ювелирного производства, воздушного транспорта, высоких технологий в телекоммуникациях, телевидении и радиовещании, почтовой связи, малого предпринимательства.

Несмотря на сохранение положительной динамики экономического роста, продолжают усиливаться негативные тенденции развития экономики. Наблюдается снижение объемов производства в алмазогранильной (65%), лесной и деревообрабатывающей (77%), нефтедобывающей (94%) и пищевой промышленности (98,5%). Рост издержек производства, связанных с опережающим ростом инфляции к уровню динамики курса доллара, повышением заработной платы, ростом цен и тарифов на продукцию естественных монополий на внутреннем рынке, а также введение 25 главы Налогового кодекса, в соответствии с которой предприятия и организации имели возможность уменьшать налогооблагаемую прибыль на все экономически обоснованные затраты, повлияло на снижение балансовой прибыли в целом по республике (на 24,6% по сравнению с прошлым годом). Доля убыточных предприятий к общему числу предприятий выросла на 4,5%.

Необходимо отметить недостаточно организованную работу со стороны отраслевых министерств по выполнению Государственного заказа на управление социально-экономическими процессами на 2002 год, который состоял из 62 индикаторов, закрепленных за каждым министерством и ведомством. По итогам отчетного года выполнение Государственного заказа составило 43,5% (выполнено 27 индикаторов), не выполнено 35 индикаторов. Низкий процент выполнения установленных индикаторов отмечается у Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (из 7 не выполнено 6), Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (из 13 не выполнено 10), Министерства промышленности Республики Саха (Якутия) (из доведенных 4 индикаторов ни один не выполнен).

С доведенным Государственным заказом на 2002 год справились Министерство финансов Республики Саха (Якутия), Министерство транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) и Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию.

По доведенным заданиям по производству и реализации продукции на 2002 год по производству 36 видов продукции выполнено по 11 видам, или 30,5%, по реализации за пределы республики из 16 видов продукции выполнено по 9 видам, или 56,3%.

Наиболее успешно справились с заданиями г. Нерюнгри, Ленский, Жиганский и Булунский улусы. Необходимо повысить ответственность за выполнение заданий в Аллаиховском, Оленекском, Усть-Янском и Горном улусах.

Во многих улусах отмечалось свертывание производства продукции (деловой древесины, пиломатериалов, макаронных и колбасных изделий, безалкогольных напитков).

Продолжается рост дебиторской и кредиторской задолженности - на 1 декабря 2002 года размер кредиторской задолженности крупных и средних предприятий по республике составил 63,1 млрд. рублей, дебиторской - 42,6 млрд. рублей, соответственно кредиторская задолженность превысила дебиторскую на 20,5 млрд. рублей (48,1%).

Ухудшение финансового состояния предприятий, сокращение государственных капитальных вложений из-за значительного роста фонда оплаты труда обусловили снижение инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах на 16,9%.

По состоянию на 1 января 2003 года просроченная задолженность по выплате заработной платы составила 1547,5 млн. руб. и снизилась с начала года на 5,8%, по сравнению с предыдущим месяцем сокращение составило 14,2%. При этом на долю Республики Саха (Якутия) приходится 33,7% от общего объема задолженности по регионам Дальневосточного федерального округа и 4,9% (на 1 декабря) - в целом по Российской Федерации.

Прогнозный план (программа) приватизации Республики Саха (Якутия) на 2002 год был утвержден лишь в конце года. Это существенно сократило возможности его реализации, прямые доходы от приватизации в бюджет не получены. Приватизировано государственное предприятие "Якутуголь" в акционерное общество со 100% долей государства. Определена рыночная стоимость республиканских пакетов акций для их приватизации в 2003 году.

Сформирована правовая основа и организационный механизм управления государственными предприятиями. Впервые в Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в 2002 году поступили отчисления части чистой прибыли государственных предприятий в размере 89,5 млн. рублей. Начата работа по разграничению государственной собственности на землю и формированию перечней земельных участков, на которые у республики возникает право собственности.

В целях повышения эффективности хозяйственного комплекса, интенсивного развития транспортной и энергетической инфраструктуры, финансового оздоровления предприятий, повышения конкурентоспособности продукции, роста производительности труда, уровня жизни и занятости населения республики Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Считать основными задачами органов государственной власти, органов местного самоуправления, трудовых коллективов, предпринимателей, общественных организаций и населения республики в 2003 году:

формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований при эффективной реализации конституционных полномочий местного самоуправления, создание условий для финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований;

привлечение инвестиций для реализации программ развития топливно-энергетического, транспортного, лесопромышленного комплексов, золотодобывающей, алмазообрабатывающей и ювелирной промышленности, связи, производства потребительских товаров, туризма, малого предпринимательства, с учетом модернизации и максимальной загрузки мощностей, внедрения инновационных разработок, снижения затратности производства, повышения конкурентоспособности товаров и услуг;

существенное увеличение роли предприятий топливно - энергетического комплекса республики в обеспечении потребностей жилищно-коммунального хозяйства, бюджетной сферы, населения и других потребителей топливных ресурсов, закрепление опыта поставок нефтепродуктов местного производства;

повышение надежности электроэнергетики: продолжение строительства ЛЭП "Мирный - Нюрба", ЛЭП "Хандыга - Джебарики Хая", третьей очереди Вилюйской ГЭС, строительство ТЭЦ малой мощности, разработку и реализацию программы развития малых угольных разрезов;

решение вопросов предоставления права пользования недрами по освоению Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения, Чаяндинского газоконденсатного месторождения и других месторождений нефти и газа; газификация сельских населенных пунктов, в том числе заречных улусов республики;

реализацию энергосберегающей политики, проведение структурных преобразований в отрасли жилищно-коммунального хозяйства с целью повышения эффективности, устойчивости и надежности функционирования ее систем жизнеобеспечения, повышение качества оказываемых услуг;

реализацию программы социально-экономического развития села, регулирование земельных отношений, совершенствование заготовительный системы, развитие материально-технической базы агропромышленного комплекса;

наращивание налогооблагаемой базы, приведение бюджетных обязательств в соответствие с доходами, оптимизацию сети бюджетных учреждений, обеспечение контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств;

продолжение строительства железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск с вводом во временную эксплуатацию участка железной дороги ст. Нерюнгри-грузовая - ст. Томмот по грузовому движению, формирование Томмотского транспортного узла, продолжение строительства автомобильных дорог республиканского значения "Вилюй" и "Амга";

завершение реформирования предприятий авиационного транспорта, обновление парка воздушных судов, обеспечение доступности авиационных услуг для населения;

дальнейшее развитие сети связи с расширением предоставления современных мультимедийных услуг цифровой связи, глобальной сети "Интернет", видеоконференцсвязи, организации телевизионного вещания программы "Якутия" на всей территории республики;

увеличение числа занятых, организацию 5200 новых рабочих мест, в том числе 1600 в сфере малого предпринимательства, привлечение сельского населения в промышленность;

усиление роли социального партнерства в регулировании заработной платы в зависимости от увеличения объемов производства, укрепления финансового состояния предприятий, снижения задолженности по оплате труда;

сокращение числа убыточных предприятий государственного сектора экономики.

2. Руководителям министерств, госкомитетов, главам муниципальных образований районов и городов республики, предприятиям и организациям:

2.1. В срок до 1 марта 2003 года на расширенных заседаниях коллегий (активов) обсудить итоги социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) за 2002 год с детальным рассмотрением итогов развития курируемых отраслей (районов, городов), с обсуждением причин невыполнения государственного заказа на управление социально-экономическими процессами, а также доведенных заданий, постановкой конкретных задач развития каждой отрасли (районов, городов) на 2003 год и принятием мер по ликвидации допущенного отставания от установленных заданий.

2.2. Взять под особый контроль выполнение государственного заказа на управление социально-экономическими процессами на 2003 год и выполнение заданий предприятиями курируемых отраслей в соответствии с приложениями N 1-2 к настоящему постановлению. Отраслевым министерствам и ведомствам утвердить и довести в срок до 1 марта т.г. задания по производству и реализации продукции по крупным предприятиям и представить в Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по статистике и Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия).

2.3. Обеспечить ежемесячный мониторинг по выполнению установленных заданий предприятиями курируемых отраслей в соответствии с приложением N 2 к настоящему постановлению с ежеквартальным рассмотрением на коллегиях.

2.4. Обеспечить исполнение намеченных мероприятий Республиканской программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления.

2.5. В срок до 1 мая т.г. завершить согласование перечней государственного имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность, с учетом разграничения предметов ведения между органами исполнительной власти и местного самоуправления.

2.6. Всем отраслевым министерствам и ведомствам Республики Саха (Якутия), курирующим деятельность государственных унитарных предприятий и акционерных обществ с долей республики, в срок до 1 апреля т.г. представить в Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) рекомендуемый размер дивидендов на государственный пакет акций, а также перечень государственных предприятий, с указанием размера отчислений от чистой прибыли в доход Государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2003 год по результатам деятельности организаций за 2002 год, анализа потребностей организаций в финансировании основной деятельности.

2.7. В срок до 1 октября 2003 года обеспечить поступление отчислений части чистой прибыли государственных унитарных предприятий по итогам 2002 года в Государственный бюджет Республики Саха (Якутия).

2.8. Усилить взаимодействие органов исполнительной власти и крупных хозяйствующих субъектов по формированию государственного заказа и обеспечению их нужд за счет производства товаров, работ и услуг местными товаропроизводителями.

2.9. Совместно с хозяйствующими субъектами принять меры по ликвидации задолженности по выплате заработной платы работникам и обеспечить снижение доли убыточных предприятий на 20% по итогам 2003 года.

2.10. Усилить контроль за исполнением нормативных документов Правительства Республики Саха (Якутия), повысить ответственность за качество подготовки проектов решений Правительства Республики Саха (Якутия) в соответствии с Регламентом Правительства, утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 17.11.2002 N 495.

3. Министерству финансов Республики Саха (Якутия):

3.1. Совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по торговле и материально-техническим ресурсам, Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) в срок до 1 марта т.г. внести на утверждение Правительства Республики Саха (Якутия) согласованный с органами муниципальных образований порядок исполнения бюджетных обязательств республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований в части финансирования расходов, в том числе порядок финансирования государственного заказа на поставку топливно - энергетических ресурсов и продукции производственно-технического назначения, продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости для нужд жилищно-коммунального хозяйства, бюджетной сферы и населения.

3.2. Совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) в срок до 1 марта т.г. внести в Правительство Республики Саха (Якутия) порядок расчетов с ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" за поставляемые в централизованном порядке уголь, нефтяное и газоконденсатное топливо и порядок оформления документов в соответствии с действующим законодательством по бухгалтерскому и налоговому учету.

4. Министерству промышленности Республики Саха (Якутия):

4.1. В срок до 1 мая т.г. внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) проект программы развития малых угольных предприятий на 2003-2007 годы, предусмотрев мероприятия по техническому перевооружению действующих предприятий, закрытие или перепрофилирование низкоэффективных предприятий, строительство брикетных установок по переработке бурых углей.

4.2. Совместно с ОАО ННГК "Саханефтегаз":

обеспечить своевременный запуск к навигационному периоду временного нефтепровода Талакан - Витим;

обеспечить завершение первого пускового комплекса постоянного нефтепровода Талакан - Витим.

4.3. Совместно с Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию провести необходимую подготовительную работу в органах государственной власти Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации по организации и проведению в 2003 году конкурсов (аукционов) на право пользования недрами Талаканского и Чаяндинского нефтегазоконденсатных месторождений.

4.4. Обеспечить выполнение соглашения между Правительством Республики Саха (Якутия) и ОАО "Газпром" о создании совместного юридического лица для освоения нефтегазовых ресурсов на территории Республики Саха (Якутия).

4.5. Совместно с Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию, Министерством экономического развития Республики Саха (Якутия) в срок до 20 февраля т.г. внести на утверждение Правительства Республики Саха (Якутия) республиканскую целевую программу "Стабилизация добычи олова и производства оловоконцентрата на территории Республики Саха (Якутия) в 2002-2006 годах".

4.6. Совместно с Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию, ОАО "Депутатсколово" в срок до 1 мая т.г. подготовить технико-экономическое обоснование по включению россыпного месторождения олова "Тирехтях" в перечень объектов, разработка которых может быть предоставлена на условиях соглашения о разделе продукции.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»