УКАЗ
от 28 декабря 2007 года N 789
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2008 - 2015 ГОДЫ
В целях дальнейшего развития системы местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) и реализации итоговых документов республиканской научно-практической конференции "Проблемы реализации Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на этапе переходного периода" постановляю:
1. Утвердить Концепцию развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2015 годы согласно приложению N 1.
2. Утвердить План действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации Концепции развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2015 годы согласно приложению N 2.
3. Рекомендовать Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), территориальным федеральным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления Республики Саха (Якутия) обеспечить согласованную работу по реализации Концепции развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2015 годы и Плана действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации Концепции развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2015 годы.
4. Возложить на Совет по местному самоуправлению при Президенте Республики Саха (Якутия) (Николаев А.С.), Департамент по вопросам местного самоуправления Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) (Никифоров М.В.) координацию мероприятий по реализации Концепции развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2015 годы и Плана действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации Концепции развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2015 годы.
5. Органам исполнительной власти Республики Саха (Якутия) осуществлять постоянное взаимодействие с органами местного самоуправления Республики Саха (Якутия) в соответствии с функциями своей деятельности в целях обеспечения государственных гарантий прав населения на осуществление местного самоуправления.
6. Считать утратившим силу Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2004 года N 1623 "О Концепции развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на период до 2008 года и дополнительных мерах по организации взаимодействия органов исполнительной власти с органами местного самоуправления" с 1 января 2008 года.
7. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.
8. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на Руководителя Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) Николаева А.С.
9. Указ вступает в силу с момента опубликования.
Президент
Республики Саха (Якутия)
В.ШТЫРОВ
г. Якутск
28 декабря 2007 года
N 789
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2008 - 2015 ГОДЫ
В республике реализованы положения Концепции развития местного самоуправления на период до 2008 года и План совместных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, утвержденные Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2004 года N 1623.
Принятая на период 2002 - 2005 г.г. "Республиканская программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления" выполнена, и в настоящее время реализуется следующая республиканская программа государственной поддержки местного самоуправления на 2006 - 2008 г.г.
В соответствии с указанными программными документами органами государственной власти Республики Саха (Якутия) созданы и совершенствуются правовые, организационные, финансово-экономические условия развития двухуровневой системы местного самоуправления. В целях обеспечения муниципальной реформы с 2003 года приняты 104 республиканских закона, которые стали правовой основой деятельности органов местного самоуправления. Законодательно установлены границы и статусы 446 муниципальных образований, в т.ч. 34 муниципальных районов, 2 городских округов, 49 городских и 361 сельского поселения.
В муниципальную собственность безвозмездно передано имущество государственной собственности суммарной стоимостью около 110 млрд. руб. Проводится работа по разграничению объектов собственности между муниципальными районами и поселениями, инвентаризация и паспортизация имущества, наметились позитивные тенденции в социально-экономическом развитии муниципальных образований. Оказывается постоянная методическая, консультативно-правовая помощь органам местного самоуправления, создана система подготовки и переподготовки кадров для муниципальной службы.
Сформированные в октябре 2005 года органы местного самоуправления поселений с 1 января 2006 года осуществляют собственные полномочия по решению вопросов местного значения в полном объеме.
30 марта 2006 года на I съезде муниципальных образований республики учрежден Совет муниципальных образований Республики Саха (Якутия) - ассоциация межмуниципального сотрудничества.
Вместе с тем состояние местного самоуправления в республике характеризируется рядом основных проблем:
- нестабильностью федерального законодательства, влекущей сложности его применения;
- недостаточным использованием экономического потенциала муниципальных образований;
- недостаточной финансовой обеспеченностью закрепленных полномочий для их качественного исполнения;
- слабым внедрением современных технологий в муниципальном управлении.
Концепцией развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2015 г.г. (далее - Концепция) предусмотрено завершение мероприятий переходного периода реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и дальнейшее углубление муниципальной реформы, позволяющей поднять на более высокий уровень институт местного самоуправления.
Правовой основой Концепции являются Конституция Российской Федерации, Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия), федеральные и республиканские правовые акты, регулирующие вопросы местного самоуправления.
В положениях Концепции с учетом достигнутых результатов определены цели, приоритетные направления и задачи развития местного самоуправления и социально-экономических основ муниципальных образований, механизмы и сроки реализации которых будут конкретизированы в планах действий органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Целью развития местного самоуправления является совершенствование института местного самоуправления для обеспечения его эффективной деятельности как необходимого условия улучшения качества жизни населения.
Основными направлениями деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации поставленной цели являются:
1. Совершенствование законодательной базы местного самоуправления и развитие муниципального нормотворчества.
2. Совершенствование системы бюджетного регулирования и межбюджетных отношений, укрепление финансово-экономической базы местного самоуправления.
3. Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления и улучшение качества оказываемых ими услуг.
4. Развитие механизмов участия населения в осуществлении местного самоуправления и активизация самоорганизации граждан.
Для реализации основных направлений развития местного самоуправления предусматривается решение следующих первоочередных задач:
1. Совершенствование законодательной базы местного самоуправления и развитие муниципального нормотворчества:
1.1. Развитие республиканской нормативной правовой базы местного самоуправления в соответствии с требованиями федерального законодательства с учетом местных условий и традиций;
1.2. Развитие муниципальных нормативных правовых актов в соответствии с требованиями законодательства;
1.3. Совершенствование законодательства о передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий с учетом интересов населения и эффективности их реализации;
1.4. Научно-методическое и консультативно-правовое сопровождение органами государственной власти мероприятий муниципальной реформы;
1.5. Развитие правовых условий участия населения в муниципальном нормотворчестве;
1.6. Обеспечение доступа органов местного самоуправления и населения к правовым информационным базам по местному самоуправлению.
2. Совершенствование системы бюджетного регулирования и межбюджетных отношений, укрепление финансово-экономической базы местного самоуправления:
2.1. Повышение уровня сбалансированности местных бюджетов;
2.2. Совершенствование методики распределения средств фондов компенсаций и финансовой поддержки муниципальных образований;
2.3. Эффективное использование муниципальной собственности и земельных ресурсов;
2.4. Концессионные механизмы в управлении жилищно-коммунальным хозяйством;
2.5. Внедрение инновационных технологий эффективного управления бюджетным процессом, муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством;
2.6. Взаимодействие с федеральными структурами по администрированию местных налогов и совершенствование системы бюджетного регулирования;
2.7. Совершенствование планирования социально-экономического развития территорий муниципальных образований;
2.8. Внедрение мониторинга, оценки результативности муниципальных программ в системе управления муниципального образования и в практике управления объектами муниципальной собственности;
2.9. Развитие муниципальной статистики;
2.10. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, развития среднего и малого бизнеса, предпринимательства.
3. Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления и улучшение качества оказываемых ими услуг:
3.1. Внедрение инновационных технологий в сфере управления;
3.2. совершенствование форм и методов управления муниципальным хозяйством, муниципальной собственностью;
3.3. Совершенствование мер государственной поддержки местного самоуправления для создания стимулов развития муниципальных образований;
3.4. Развитие системы муниципального здравоохранения, образования, культуры;
3.5. Активное участие органов местного самоуправления в конкурсных отборах Федеральной целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований, приоритетных национальных проектах, грантах и других государственных программах;
3.6. Внедрение и активное использование современных телекоммуникационных средств связи и технологии в информационном обмене между органами государственной власти и органами местного самоуправления, дистанционном обучении муниципальных служащих;
3.7. Эффективное использование органами местного самоуправления возможностей межмуниципальных объединений и хозяйственных обществ при решении вопросов местного значения;
3.8. Активное участие муниципальных образований в работе организаций межмуниципального сотрудничества, в развитии международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Республики Саха (Якутия);
3.9. Совершенствование территориальных основ местного самоуправления с целью повышения эффективности управления муниципальными образованиями;
3.10. Разработка и реализация республиканской и муниципальных программ развития муниципальной службы;
3.11. Ежегодное формирование государственного заказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц, замещающих государственные должности Республики Саха (Якутия), лиц, замещающих выборные муниципальные должности, а также профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия) и работников государственных учреждений Республики Саха (Якутия), муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;
3.12. Формирование механизмов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.
4. Развитие механизмов участия населения в осуществлении местного самоуправления и активизация самоорганизации граждан:
4.1. Вовлечение населения в принятие управленческих решений и совершенствование механизмов контроля за эффективностью деятельности органов местного самоуправления со стороны населения;
4.2. Развитие условий и проведение информационно-разъяснительной работы по использованию различных форм самоорганизации граждан по месту своего жительства;
4.3. Повышение правовой культуры населения в вопросах местного самоуправления;
4.4. Укрепление и развитие институтов гражданского общества, и их взаимодействие при решении вопросов местного значения.
Реализация предложенных в Концепции задач по развитию местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на 2008 - 2015 годы позволит повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2008 - 2015 ГОДЫ
┌═══════┬════════════════════════┬══════════════┬═════════════════‰
│ N │ Мероприятия │ Сроки │ Ответственные │
├═══════┼════════════════════════┴══════════════┴═════════════════┤
│ I. │ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ МЕСТНОГО │
│ │САМОУПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО НОРМОТВОРЧЕСТВА │
├═══════┼═════════════════════════════════════════════════════════┤
│ 1.1. │ Развитие республиканской нормативной правовой базы │
│ │ местного самоуправления в соответствии с требованиями │
│ │ федерального законодательства с учетом местных условий │
│ │ и традиций │
├═══════┼════════════════════════┬══════════════┬═════════════════┤
│1.1.1. │Внесение предложений в│ ежегодно и │ Департамент по │
│ │План законотворческой│ поквартально │вопросам местного│
│ │деятельности │ │ самоуправления │
│ │Правительства Республики│ │ АПиП РС(Я) │
│ │Саха (Якутия) по│ │ │
│ │развитию местного│ │ │
│ │самоуправления │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│1.1.2. │Проведение парламентских│ постоянно │ Комитет по МСУ │
│ │слушаний по вопросам│ │Госсобрания РС(Я)│
│ │развития нормативной│ │ совместно с │
│ │правовой базы местного│ │ Администрацией │
│ │самоуправления │ │ Президента и │
│ │ │ │ Правительства │
│ │ │ │ РС(Я) │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│1.1.3. │Организация обмена│ постоянно │ Администрация │
│ │опытом с другими│ │ Президента и │
│ │субъектами Российской│ │ Правительства │
│ │Федерации │ │ РС(Я) │
├═══════┼════════════════════════┴══════════════┴═════════════════┤
│ 1.2. │Развитие базы муниципальных нормативных правовых актов в │
│ │ соответствии с требованиями законодательства │
├═══════┼════════════════════════┬══════════════┬═════════════════┤
│1.2.1. │Проведение юридической│ │ │
│ │экспертизы принятых│ │ │
│ │органами местного│ │ │
│ │самоуправления │ │ Департамент по │
│ │нормативных правовых│ │государственно - │
│ │актов │ постоянно │правовым вопросам│
├═══════┼════════════════════════┤ │ АПиП РС(Я) │
│1.2.2. │Ведение Регистра│ │ │
│ │муниципальных │ │ │
│ │нормативных правовых│ │ │
│ │актов │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│1.2.3. │Создание и ведение│ постоянно │ │
│ │органами местного│ │ │
│ │самоуправления реестра│ │ │
│ │муниципальных правовых│ │ │
│ │актов. Направление│ │ │
│ │органами местного│ │ │
│ │самоуправления │ │ │
│ │муниципальных правовых│ │ │
│ │актов для включения в│ │ │
│ │Регистр муниципальных│ │ │
│ │правовых актов.│ │ Органы местного │
│ │Проведение мониторинга,│ │ самоуправления │
│ │оценки эффективности│ │ │
│ │принятых органами│ │ │
│ │местного самоуправления│ │ │
│ │нормативных правовых│ │ │
│ │актов │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┤ │
│1.2.4. │Разработка и принятие│ ежегодно │ │
│ │плана нормотворческой│ │ │
│ │работы органов местного│ │ │
│ │самоуправления │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│1.2.5. │Консультативно -│ постоянно │ Департамент по │
│ │методическое │ │вопросам местного│
│ │сопровождение │ │ самоуправления │
│ │деятельности органов│ │ АПиП РС(Я), │
│ │местного самоуправления│ │ Совет │
│ │в области муниципального│ │ муниципальных │
│ │нормотворчества │ │образований РС(Я)│
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│1.2.6. │Проведение │ ежегодно │ Департамент по │
│ │республиканских │ │государственно - │
│ │(зональных) семинаров│ │правовым вопросам│
│ │для работников│ │и Департамент по │
│ │юридических служб│ │вопросам МСУ АПиП│
│ │органов местного│ │ РС(Я) │
│ │самоуправления по│ │ │
│ │вопросам муниципального│ │ │
│ │нормотворчества │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│1.2.7. │Активное применение│ по мере │ Органы местного │
│ │органами местного│необходимости │ самоуправления │
│ │самоуправления права│ │ │
│ │законодательной │ │ │
│ │инициативы для│ │ │
│ │совершенствования │ │ │
│ │законодательства на│ │ │
│ │основе практики в│ │ │
│ │области местного│ │ │
│ │самоуправления │ │ │
├═══════┼════════════════════════┴══════════════┴═════════════════┤
│ 1.3. │ Совершенствование законодательства о передаче органам │
│ │ местного самоуправления отдельных государственных │
│ │ полномочий с учетом интересов населения и эффективности │
│ │ их реализации │
├═══════┼════════════════════════┬══════════════┬═════════════════┤
│1.3.1. │Проведение мониторинга,│ ежегодно │ │
│ │оценки эффективности│ │ │
│ │переданных органам│ │ │
│ │местного самоуправления│ │ │
│ │отдельных │ │ │
│ │государственных │ │ Департамент по │
│ │полномочий │ │вопросам местного│
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┤ самоуправления │
│1.3.2. │Формирование перечня│ ежегодно │ АПиП РС(Я), │
│ │передаваемых органам│ │ Министерства и │
│ │местного самоуправления│ │ ведомства │
│ │отдельных │ │ │
│ │государственных │ │ │
│ │полномочий, подготовка│ │ │
│ │постановления │ │ │
│ │Правительства Республики│ │ │
│ │Саха (Якутия) │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│1.3.3. │Внесение изменений в│ 2008 год │ Департамент по │
│ │Закон Республики Саха│ │вопросам местного│
│ │(Якутия) от 10 июля 2002│ │ самоуправления │
│ │года 41-З N 417-II "О│ │ АПиП РС(Я) │
│ │порядке наделения│ │ │
│ │органов местного│ │ │
│ │самоуправления в│ │ │
│ │Республике Саха (Якутия)│ │ │
│ │отдельными │ │ │
│ │государственными │ │ │
│ │полномочиями" в части│ │ │
│ │установления требований│ │ │
│ │к методике расчета│ │ │
│ │минимальных финансовых│ │ │
│ │потребностей │ │ │
│ │муниципальных │ │ │
│ │образований в реализации│ │ │
│ │отдельных │ │ │
│ │государственных │ │ │
│ │полномочий, включая│ │ │
│ │средства на их│ │ │
│ │администрирование │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│1.3.4. │Внесение предложений в│ 2008 год │ Администрация │
│ │Государственную Думу РФ│ │ Президента и │
│ │о внесении изменений в│ │ Правительства │
│ │Федеральный закон│ │ Республики Саха │
│ │N 131-ФЗ, в части│ │ (Якутия) │
│ │поправок, │ │ │
│ │предусматривающих, в│ │ │
│ │случае наделения ОМСУ│ │ │
│ │отдельными │ │ │
│ │государственными │ │ │
│ │полномочиями, передачу в│ │ │
│ │составе субвенций, в том│ │ │
│ │числе на│ │ │
│ │администрирование │ │ │
│ │осуществления │ │ │
│ │соответствующих │ │ │
│ │полномочий, а также│ │ │
│ │отмену требования о│ │ │
│ │финансировании расходов│ │ │
│ │на содержание органов│ │ │
│ │местного самоуправления│ │ │
│ │исключительно за счет│ │ │
│ │собственных доходов│ │ │
│ │бюджетов соответствующих│ │ │
│ │муниципальных │ │ │
│ │образований │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│1.3.5. │Внесение предложения в│ 2008 год │ Министерство │
│ │Правительство РФ о│ │ финансов РС(Я), │
│ │внесении изменений в│ │ Военный │
│ │Методику распределения│ │комиссариат РС(Я)│
│ │субвенций бюджетам│ │ │
│ │субъектов РФ на│ │ │
│ │осуществление полномочий│ │ │
│ │по первичному воинскому│ │ │
│ │учету на территориях,│ │ │
│ │где отсутствуют военные│ │ │
│ │комиссариаты, в части: │ │ │
│ │- учета дополнительных│ │ │
│ │ассигнований в связи с│ │ │
│ │применением процентных│ │ │
│ │надбавок к заработной│ │ │
│ │плате в районах Крайнего│ │ │
│ │Севера; │ │ │
│ │- включения расходов на│ │ │
│ │оплату стоимости проезда│ │ │
│ │к месту отпуска и│ │ │
│ │обратно лицам,│ │ │
│ │работающим в районах│ │ │
│ │Крайнего Севера и│ │ │
│ │приравненных к ним│ │ │
│ │местностях; │ │ │
│ │- применения индексов│ │ │
│ │бюджетных расходов с│ │ │
│ │учетом стоимостной│ │ │
│ │разницы потребительских│ │ │
│ │цен на товары и услуги│ │ │
│ │для республики │ │ │
├═══════┼════════════════════════┴══════════════┴═════════════════┤
│ 1.4. │ Научно-методическое и консультативно-правовое │
│ │ сопровождение органами государственной власти │
│ │ мероприятий муниципальной реформы │
├═══════┼════════════════════════┬══════════════┬═════════════════┤
│1.4.1. │Разработка методических│ постоянно │ Органы │
│ │рекомендаций, проектов│ │ государственной │
│ │модельных нормативных│ │ власти РС(Я) │
│ │правовых актов органов│ │ │
│ │местного самоуправления │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│1.4.2. │Организация выездных│ ежегодно │ Органы │
│ │консультационно -│ │ государственной │
│ │методических экспертиз│ │ власти РС(Я), │
│ │деятельности органов│ │ Исполнительная │
│ │местного самоуправления │ │ дирекция Совета │
│ │ │ │ муниципальных │
│ │ │ │образований РС(Я)│
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│1.4.3. │Обеспечение работы│ постоянно │ │
│ │методического Совета по│ │ │
│ │местному самоуправлению,│ │ │
│ │ведение Реестра│ │ │
│ │методических │ │ Департамент по │
│ │рекомендаций, проектов│ │вопросам местного│
│ │модельных нормативных│ │ самоуправления │
│ │правовых актов органов│ │ АПиП РС(Я) │
│ │местного самоуправления │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┤ │
│1.4.4. │Выпуск брошюр по│ регулярно │ │
│ │вопросам местного│ │ │
│ │самоуправления │ │ │
├═══════┼════════════════════════┴══════════════┴═════════════════┤
│ 1.5. │ Развитие правовых условий участия населения в │
│ │ муниципальном нормотворчестве │
├═══════┼════════════════════════┬══════════════┬═════════════════┤
│1.5.1. │Совершенствование │ постоянно │ Органы местного │
│ │муниципальных │ │ самоуправления │
│ │нормативных правовых│ │ │
│ │актов, регулирующих│ │ │
│ │формы участия населения│ │ │
│ │в муниципальном│ │ │
│ │нормотворчестве │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│1.5.2. │Проведение районных и│ ежегодно │ Органы местного │
│ │республиканских │ │ самоуправления, │
│ │совещаний органов│ │ Администрация │
│ │территориального │ │ Президента и │
│ │общественного │ │ Правительства │
│ │самоуправления граждан │ │ РС(Я), │
│ │ │ │ Исполнительная │
│ │ │ │ дирекция Совета │
│ │ │ │ муниципальных │
│ │ │ │образований РС(Я)│
├═══════┼════════════════════════┴══════════════┴═════════════════┤
│ 1.6. │ Обеспечение доступа органов местного самоуправления │
│ │ и населения к правовым информационным базам │
│ │ по местному самоуправлению │
├═══════┼════════════════════════┬══════════════┬═════════════════┤
│1.6.1. │Создание специальных│ 2008 - 2009 │ Органы местного │
│ │сайтов администраций│ г.г. │ самоуправления │
│ │муниципальных │ │ │
│ │образований │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│1.6.2. │Издание и│систематически│ Администрация │
│ │распространение │ │ Президента и │
│ │сборников законов│ │ Правительства │
│ │Республики Саха (Якутия)│ │ РС(Я) │
│ │в области местного│ │ │
│ │самоуправления │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│1.6.3. │Обеспечение │ постоянно │ Органы местного │
│ │использования населением│ │ самоуправления, │
│ │возможностей │ │ Министерство │
│ │республиканской │ │ культуры и │
│ │централизованной │ │ духовного │
│ │библиотечной системы│ │ развития РС(Я) │
│ │доступа к правовым│ │ │
│ │информационным базам по│ │ │
│ │местному самоуправлению │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│1.6.4. │Создание собственных│ при │ │
│ │муниципальных средств│необходимости │ │
│ │массовой информации │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┤ │
│1.6.5. │Информирование населения│ постоянно │ │
│ │о проектах нормативных│ │ │
│ │правовых актов на сайтах│ │ Органы местного │
│ │органов местного│ │ самоуправления │
│ │самоуправления, │ │ │
│ │организация их│ │ │
│ │обсуждения с│ │ │
│ │использованием │ │ │
│ │информационных │ │ │
│ │технологий │ │ │
├═══════┼════════════════════════┴══════════════┴═════════════════┤
│ II. │ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И │
│ │ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, УКРЕПЛЕНИЕ │
│ │ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БАЗЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ │
├═══════┼═════════════════════════════════════════════════════════┤
│ 2.1. │ Повышение уровня сбалансированности местных бюджетов │
├═══════┼════════════════════════┬══════════════┬═════════════════┤
│2.1.1. │Совершенствование форм│ постоянно │ Министерство │
│ │статистической │ │ экономического │
│ │отчетности для│ │ развития РС(Я), │
│ │планирования развития│ │ТО ФС статистики │
│ │муниципальных │ │ по РС(Я) │
│ │образований и│ │ │
│ │качественного │ │ │
│ │выравнивания бюджетной│ │ │
│ │обеспеченности │ │ │
│ │муниципальных │ │ │
│ │образований │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│2.1.2. │Совершенствование │ постоянно │ Министерство │
│ │среднесрочного │ │ финансов РС(Я), │
│ │финансового планирования│ │Минэкономразвития│
│ │и программно-целевых│ │ РС(Я) │
│ │методов планирования │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│2.1.3. │Разработка для органов│ 2008 год │ │
│ │местного самоуправления│ │ │
│ │методических │ │ │
│ │рекомендаций по│ │ │
│ │внедрению принципов│ │ │
│ │бюджетирования, │ │ │
│ │ориентированного на│ │ │
│ │результат, формирование│ │ │
│ │прогноза бюджета по│ │ │
│ │среднесрочному │ │ │
│ │планированию │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┤ Министерство │
│2.1.4. │Разработка методических│ 2008 год │ финансов РС(Я) │
│ │рекомендаций по│ │ │
│ │преобразованию бюджетных│ │ │
│ │учреждений, оказывающих│ │ │
│ │социальные услуги, в│ │ │
│ │автономные учреждения │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┤ │
│2.1.5. │Разработка типового│ 2008 год │ │
│ │порядка формирования│ │ │
│ │муниципального задания│ │ │
│ │на предоставление│ │ │
│ │муниципальных услуг │ │ │
├═══════┼════════════════════════┴══════════════┴═════════════════┤
│ 2.2. │ Совершенствование методики распределения средств фондов │
│ │ компенсаций и финансовой поддержки муниципальных │
│ │ образований │
├═══════┼════════════════════════┬══════════════┬═════════════════┤
│2.2.1. │Совершенствование │ по мере │ Министерство │
│ │методики распределения│необходимости │ финансов РС(Я), │
│ │средств фондов│ │ отраслевые │
│ │компенсаций и финансовой│ │ министерства │
│ │поддержки муниципальных│ │ РС(Я) │
│ │образований в целях│ │ │
│ │повышения их│ │ │
│ │эффективности и│ │ │
│ │возможностей │ │ │
│ │межбюджетного │ │ │
│ │регулирования │ │ │
├═══════┼════════════════════════┴══════════════┴═════════════════┤
│ 2.3. │ Эффективное использование муниципальной собственности │
│ │ и земельных ресурсов │
├═══════┼════════════════════════┬══════════════┬═════════════════┤
│2.3.1. │Эффективное │ постоянно │ Органы местного │
│ │использование │ │ самоуправления │
│ │возможностей │ │совместно с УФНС │
│ │программного комплекса│ │ по РС(Я) │
│ │"Муниципальные │ │ │
│ │образования" │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│2.3.2. │Создание │ по мере │ Органы местного │
│ │специализированных МУПов│необходимости │ самоуправления │
│ │(МУ) для оформления│ │ │
│ │правоустанавливающих │ │ │
│ │документов на земельные│ │ │
│ │участки и недвижимость,│ │ │
│ │проведения работ по│ │ │
│ │межеванию │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│2.3.3. │Создание единой│ 2008 год │ │
│ │методологии учета│ │ │
│ │муниципального имущества│ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┤ │
│2.3.4. │Создание единой│ 2008 - 2009 │ │
│ │автоматизированной │ г.г. │ │
│ │информационной системы о│ │ │
│ │состоянии земельных│ │ │
│ │ресурсов по всем│ │ │
│ │категориям земель,│ │ │
│ │уровням и формам│ │ │
│ │собственности и│ │ │
│ │хозяйствования, │ │ │
│ │обеспечивающей │ │ │
│ │информационный обмен│ │ МИО РС(Я) │
│ │между структурами,│ │ │
│ │задействованными в сфере│ │ │
│ │земельных отношений и│ │ │
│ │эффективного управления│ │ │
│ │земельными ресурсами │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┤ │
│2.3.5. │Реализация │ 2008 - 2010 │ │
│ │республиканской целевой│ г.г. │ │
│ │программы "Развитие│ │ │
│ │системы государственного│ │ │
│ │и муниципального учета│ │ │
│ │объектов недвижимости в│ │ │
│ │Республике Саха (Якутия)│ │ │
│ │на 2008 - 2010 годы" │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│2.3.6. │Активизация деятельности│ постоянно │ Органы местного │
│ │органов местного│ │ самоуправления │
│ │самоуправления по│ │ │
│ │увеличению неналоговых│ │ │
│ │доходов │ │ │
├═══════┼════════════════════════┴══════════════┴═════════════════┤
│ 2.4. │ Концессионные механизмы в управлении │
│ │ жилищно-коммунальным хозяйством │
├═══════┼════════════════════════┬══════════════┬═════════════════┤
│2.4.1. │Разработка механизма│ 2008 - 2009 │ МИО РС(Я), │
│ │передачи (прикрепления)│ г.г. │ органы местного │
│ │муниципального имущества│ │ самоуправления │
│ │(имущественных │ │ │
│ │комплексов) │ │ │
│ │муниципальной казне │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│2.4.2. │Разработка и реализация│ 2008 год │ │
│ │муниципальных программ│ │ │
│ │по созданию условий│ │ │
│ │становления и развития│ │ │
│ │системы управляющих│ │ │
│ │организаций (управляющих│ │ Органы местного │
│ │компаний, ТСЖ и т.п.) в│ │самоуправления и │
│ │поселениях │ │ Министерство │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┤ ЖКХиЭ РС(Я) │
│2.4.3. │Эффективная реализация│ с 2008 г. │ │
│ │комплекса задач и│ │ │
│ │мероприятий по│ │ │
│ │реформированию жилищно -│ │ │
│ │коммунального хозяйства│ │ │
│ │на муниципальном уровне │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│2.4.4. │Проведение │ постоянно │ Органы местного │
│ │целенаправленной работы│ │ самоуправления │
│ │с инвесторами для│ │ │
│ │заключения концессионных│ │ │
│ │соглашений │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│2.4.5. │Безвозмездная передача│ с 2008 г. │ Министерство │
│ │объектов жилищно -│ │ ЖКХиЭ РС(Я) │
│ │коммунального хозяйства│ │ │
│ │в муниципальную│ │ │
│ │собственность │ │ │
├═══════┼════════════════════════┴══════════════┴═════════════════┤
│ 2.5. │ Внедрение инновационных технологий эффективного │
│ │ управления бюджетным процессом, муниципальной │
│ │ собственностью, муниципальным хозяйством │
├═══════┼════════════════════════┬══════════════┬═════════════════┤
│2.5.1. │Внедрение системы│ 2008 - 2009 │Минэкономразвития│
│ │электронных │ г.г. │ РС(Я), │
│ │муниципальных закупок │ │ органы местного │
│ │ │ │ самоуправления │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│2.5.2. │Внедрение инновационных│ постоянно │ Минфин РС(Я), │
│ │технологий эффективного│ │ органы местного │
│ │управления бюджетным│ │ самоуправления │
│ │процессом, в том числе│ │ │
│ │средствами │ │ │
│ │телекоммуникаций с│ │ │
│ │использованием │ │ │
│ │защищенных каналов│ │ │
│ │технологической сети│ │ │
│ │спутниковой связи │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│2.5.3. │Внедрение инновационных│ постоянно │ МИО РС(Я), │
│ │технологий эффективного│ │ органы местного │
│ │управления муниципальной│ │ самоуправления │
│ │собственностью, │ │ │
│ │муниципальным хозяйством│ │ │
├═══════┼════════════════════════┴══════════════┴═════════════════┤
│ 2.6. │ Взаимодействие с федеральными структурами │
│ │ по совершенствованию системы налогового │
│ │ и бюджетного регулирования │
├═══════┼════════════════════════┬══════════════┬═════════════════┤
│2.6.1. │Обеспечение │ постоянно │ УФНС по РС(Я), │
│ │информационного обмена в│ │ органы местного │
│ │соответствии с│ │ самоуправления │
│ │постановлением │ │ муниципальных │
│ │Правительства РФ N 410│ │ районов │
│ │от 12 августа 2004 года│ │ │
│ │"О порядке│ │ │
│ │взаимодействия органов│ │ │
│ │государственной власти│ │ │
│ │субъектов РФ и органов│ │ │
│ │местного самоуправления│ │ │
│ │с территориальными│ │ │
│ │органами федерального│ │ │
│ │органа исполнительной│ │ │
│ │власти, уполномоченного│ │ │
│ │по контролю и надзору в│ │ │
│ │области налогов и│ │ │
│ │сборов" │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│2.6.2. │Внесение предложений в│ 2008 год │ Администрация │
│ │Государственную Думу РФ│ │ Президента и │
│ │о внесении изменений в│ │ Правительства │
│ │Налоговый кодекс РФ в│ │ Республики Саха │
│ │части уплаты налогов по│ │ (Якутия) │
│ │месту жительства│ │ │
│ │налогоплательщиков │ │ │
│ │(фактической работы) │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│2.6.3. │Разработка и заключение│ 2008 год │ Органы местного │
│ │Соглашений в области│ │ самоуправления, │
│ │информационного │ │ Управление │
│ │взаимодействия при│ │ Роснедвижимости │
│ │ведении государственного│ │ по РС(Я) │
│ │кадастра недвижимости│ │ │
│ │между органом│ │ │
│ │кадастрового учета и│ │ │
│ │органами местного│ │ │
│ │самоуправления │ │ │
├═══════┼════════════════════════┴══════════════┴═════════════════┤
│ 2.7. │ Совершенствование планирования социально-экономического │
│ │ развития территорий муниципальных образований │
├═══════┼════════════════════════┬══════════════┬═════════════════┤
│2.7.1. │Разработка и защита│ ежегодно │Минэкономразвития│
│ │прогнозов социально -│ │ РС(Я), │
│ │экономического развития│ │ органы местного │
│ │муниципальных │ │ самоуправления │
│ │образований │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│2.7.2. │Разработка и│ ежегодно │Минэкономразвития│
│ │корректировка программ│ │ РС(Я), │
│ │социально-экономического│ │ органы местного │
│ │развития МО на│ │ самоуправления │
│ │среднесрочный период │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│2.7.3. │Определение состава│ 2008 год │ Министерство │
│ │информации, необходимой│ │ финансов РС(Я), │
│ │для прогнозирования и│ │Минэкономразвития│
│ │планирования органами│ │ РС(Я), │
│ │местного самоуправления│ │ Управление ФНС │
│ │социально-экономического│ │ по РС(Я) │
│ │развития МО, и порядка│ │ │
│ │ее предоставления│ │ │
│ │налоговыми органами, а│ │ │
│ │также порядка│ │ │
│ │взаимодействия налоговых│ │ │
│ │органов и органов│ │ │
│ │местного самоуправления│ │ │
│ │в целях улучшения│ │ │
│ │администрирования │ │ │
│ │местных налогов │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│2.7.4. │Создание хранилища│ │ ГУ НАИЦП РС(Я), │
│ │информационных ресурсов│ │ органы местного │
│ │для прогнозирования и│ │ самоуправления, │
│ │планирования социально -│ │ НП "РТКС" │
│ │экономического развития│ │ │
│ │муниципальных │ │ │
│ │образований. Организация│ │ │
│ │и обеспечение удаленного│ │ │
│ │доступа к информационным│ │ │
│ │ресурсам с│ │ │
│ │использованием │ │ │
│ │защищенных каналов │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│2.7.5. │Разработка │ 2008 год │ Органы местного │
│ │(корректировка) │ │ самоуправления │
│ │генеральных планов│ │ поселений │
│ │населенных пунктов│ │ │
│ │поселений │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│2.7.6. │Разработка │ 2008 год │ Органы местного │
│ │(корректировка) │ │ самоуправления │
│ │документов │ │ муниципальных │
│ │территориального │ │ районов │
│ │планирования │ │ │
│ │муниципальных районов │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│2.7.7. │Содействие и│ 2008 - 2009 │ Минстрой РС(Я), │
│ │софинансирование │ г.г. │Минэкономразвития│
│ │мероприятий по│ │ РС(Я) │
│ │разработке генеральных│ │ │
│ │планов застройки│ │ │
│ │населенных пунктов│ │ │
│ │поселений и│ │ │
│ │территориального │ │ │
│ │планирования │ │ │
│ │муниципальных районов │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│2.7.8. │Разработка │ до 2009 г. │ Органы местного │
│ │(корректировка) и│ │ самоуправления │
│ │утверждение правил│ │ │
│ │землепользования и│ │ │
│ │застройки территорий│ │ │
│ │муниципальных │ │ │
│ │образований │ │ │
├═══════┼════════════════════════┴══════════════┴═════════════════┤
│ 2.8. │ Внедрение мониторинга оценки результативности │
│ │ муниципальных программ в системе управления │
│ │ муниципального образования и в практике управления │
│ │ объектами муниципальной собственности │
├═══════┼════════════════════════┬══════════════┬═════════════════┤
│2.8.1. │Разработка показателей│ 2008 │Минэкономразвития│
│ │оценки результативности│ │ РС(Я) │
│ │муниципальных программ в│ │ │
│ │системе управления│ │ │
│ │муниципального │ │ │
│ │образования для│ │ │
│ │проведения мониторинга│ │ │
│ │по видам муниципальных│ │ │
│ │образований │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│2.8.2. │Разработка показателей│ 2008 │ Минимущество │
│ │оценки результативности│ │ РС(Я) │
│ │управления объектами│ │ │
│ │муниципальной │ │ │
│ │собственности для│ │ │
│ │проведения мониторинга│ │ │
│ │по видам муниципальных│ │ │
│ │образований │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│2.8.3. │Распространение лучшей│ постоянно │Минэкономразвития│
│ │практики │ │ РС(Я), │
│ │результативности │ │ Минимущество │
│ │муниципальных программ в│ │ РС(Я) │
│ │системе управления│ │ │
│ │муниципального │ │ │
│ │образования и управления│ │ │
│ │объектами муниципальной│ │ │
│ │собственности │ │ │
├═══════┼════════════════════════┴══════════════┴═════════════════┤
│ 2.9. │ Развитие муниципальной статистики │
├═══════┼════════════════════════┬══════════════┬═════════════════┤
│ 2.9.1 │Расширение перечня│ 2008 год │Минэкономразвития│
│ │показателей │ │ РС(Я), │
│ │статистического учета,│ │ ТО ФС │
│ │характеризующих │ │Госстатистики по │
│ │состояние экономики и│ │ РС(Я) │
│ │социальной сферы│ │ │
│ │муниципальных │ │ │
│ │образований │ │ │
├═══════┼════════════════════════┴══════════════┴═════════════════┤
│ 2.10. │ Создание благоприятных условий для привлечения │
│ │ инвестиций, развития среднего и малого бизнеса, │
│ │ предпринимательства │
├═══════┼════════════════════════┬══════════════┬═════════════════┤
│2.10.1.│Разработка и принятие│ 2008 год │ │
│ │муниципальных программ│ │ │
│ │развития малого и│ │ │
│ │среднего │ │ │
│ │предпринимательства, │ │ │
│ │предусматривающие формы,│ │ │
│ │условия и порядок│ │ │
│ │поддержки, определенные│ │ │
│ │федеральным │ │ │
│ │законодательством │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┤ │
│2.10.2.│Привлечение │ постоянно │ │
│ │дополнительного ресурса│ │ │
│ │через создание│ │ │
│ │благоприятных условий│ │ │
│ │для работы бизнеса,│ │ │
│ │привлечения инвестиций и│ │ │
│ │инновационных проектов,│ │ Органы местного │
│ │используя наличие│ │ самоуправления │
│ │природных ресурсов,│ │ │
│ │рабочей силы;│ │ │
│ │предоставление налоговых│ │ │
│ │льгот, обеспечение│ │ │
│ │быстрого прохождения│ │ │
│ │согласительно -│ │ │
│ │разрешительных процедур│ │ │
│ │и т.д. │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┤ │
│2.10.3.│Искусственное создание│ постоянно │ │
│ │дополнительных ресурсов│ │ │
│ │для развития, пополнения│ │ │
│ │финансовой составляющей│ │ │
│ │муниципального │ │ │
│ │образования (развитие│ │ │
│ │инфраструктуры │ │ │
│ │предпринимательства, │ │ │
│ │туризма т.д.) │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│2.10.4.│Создание сети│ 2008 - 2009 │ Министерство │
│ │информационно -│ г.г. │транспорта, связи│
│ │маркетинговых центров в│ │и информатизации │
│ │районных центрах на│ │ РС(Я), │
│ │основе │ │ ГУ НАИЦП РС(Я), │
│ │телекоммуникационной │ │ НП "РТКС" │
│ │спутниковой сети│ │ │
│ │республики │ │ │
├═══════┼════════════════════════┴══════════════┴═════════════════┤
│ III. │ ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО │
│ │САМОУПРАВЛЕНИЯ И УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОКАЗЫВАЕМЫХ ИМИ УСЛУГ│
├═══════┼═════════════════════════════════════════════════════════┤
│ 3.1. │ Внедрение инновационных технологий в сфере управления │
├═══════┼════════════════════════┬══════════════┬═════════════════┤
│3.1.1. │Заключение соглашений с│ 2008 - 2009 │ Администрация │
│ │научно -│ г.г. │ Президента и │
│ │исследовательскими │ │ Правительства │
│ │институтами о совместной│ │ Республики Саха │
│ │работе, проведение│ │ (Якутия) │
│ │конкурсов на заказ│ │ │
│ │научно-исследовательских│ │ │
│ │работ в области местного│ │ │
│ │самоуправления │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│3.1.2. │Создание Центра│ 2008 г. │ │
│ │проведения обучающей и│ │ │
│ │консалтинговой работы│ │ │
│ │для привлечения│ │ │
│ │населения в проекты│ │ │
│ │развития местного│ │ │
│ │самоуправления │ │ │
│ │(консультативная работа,│ │ │
│ │сопровождение, тренинг│ │ │
│ │для привития реальных│ │ Совет │
│ │навыков самоуправления,│ │ муниципальных │
│ │правильного выстраивания│ │ образований │
│ │модели развития│ │ РС(Я), │
│ │отдельного │ │ Департамент по │
│ │муниципального │ │вопросам местного│
│ │образования) │ │ самоуправления │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┤ АПиП РС(Я) │
│3.1.3. │Использование │ постоянно │ │
│ │возможностей федеральных│ │ │
│ │структур для проведения│ │ │
│ │обучающей и│ │ │
│ │консалтинговой работы│ │ │
│ │(Институт общественных и│ │ │
│ │гуманитарных инициатив,│ │ │
│ │Центр инноваций "МЭР" и│ │ │
│ │т.д.) │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤
│3.1.4. │Содействие органам│ постоянно │ │
│ │местного самоуправления│ │ │
│ │муниципальных районов по│ │ │
│ │формированию │ │ │
│ │представительных органов│ │ │
│ │в отдельных│ │ │
│ │муниципальных районах в│ │ │
│ │соответствии с пунктом 1│ │ │
│ │части 4 статьи 35│ │ │
│ │Федерального закона│ │ │
│ │N 131-ФЗ │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┤ Департамент по │
│3.1.5. │Внесение предложений в│ 2008 год │вопросам местного│
│ │Государственную Думу РФ│ │ самоуправления │
│ │о внесении изменений в│ │ АПиП РС(Я) │
│ │Федеральный закон│ │ │
│ │N 131-ФЗ, в части│ │ │
│ │исключения части 4 ст.│ │ │
│ │53 и части 2 ст. 55,│ │ │
│ │т.е. отмены требования│ │ │
│ │перечисления субвенций│ │ │
│ │из бюджетов поселений в│ │ │
│ │бюджет муниципального│ │ │
│ │района на финансирование│ │ │
│ │решения вопросов│ │ │
│ │межмуниципального │ │ │
│ │характера │ │ │
├═══════┼════════════════════════┴══════════════┴═════════════════┤
│ 3.2. │Совершенствование форм и методов управления муниципальным│
│ │ хозяйством, муниципальной собственностью │
├═══════┼════════════════════════┬══════════════┬═════════════════┤
│3.2.1. │Принятие и реализация│ 2008 - 2009 │ Органы местного │
│ │программ формирования│ г.г. │ самоуправления, │
│ │муниципальной земельной│ │ МИО РС(Я) │
│ │собственности │ │ │
├═══════┼════════════════════════┼══════════════┼═════════════════┤