ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УКАЗ
от 24 июня 2004 года N 1623
О Концепции развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на период до 2008 года и дополнительных мерах по организации взаимодействия органов исполнительной власти с органами местного самоуправления
ФАКТИЧЕСКИ УТРАТИЛ СИЛУ - истечение срока действия
В целях обеспечения реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организации постоянного взаимодействия исполнительных органов государственной власти с органами местного самоуправления, постановляю:
1 .Утвердить прилагаемую Концепцию развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на период до 2008 года.
2.Внести изменения и дополнения в План совместных действий органов государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия) по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждённый Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 8 января 2004 года N 1373 "О плане совместных действий органов государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия) по реализации Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" согласно приложению.
3. Возложить на Департамент по взаимодействию с территориальными органами исполнительной власти и муниципальными образованиями Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) координацию правового регулирования мероприятий по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в системе органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия).
4. Установить, что органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия):
- осуществляют постоянное взаимодействие с органами местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) в соответствии с функциями их деятельности и мероприятиями Республиканской программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления;
- вносят предложения и принимают меры по вопросам наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Саха (Якутия).
5. Правительству Республики Саха (Якутия) (Борисов Е.А.) до 1 декабря 2004 года рассмотреть вопросы о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в части обеспечения взаимодействия с органами местного самоуправления.
6. Министерству имущественных отношений Республики Саха (Якутия) (Макарова Г.М.), Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (Берёзкин Э.Б.), Министерству экономического развития Республики Саха (Якутия) (Ефимов В.П.), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики (Попов В.Л.), Министерству по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Саха (Якутия) (Сухоборов В.Л.) образовать до 1 января 2005 года, в пределах установленных штатной численности и фонда заработной платы, структурные подразделения по вопросам местного самоуправления.
7. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.
8. Настоящий Указ вступает в силу с момента опубликования.
Президент
Республики Саха (Якутия)
В.Штыров
КОНЦЕПЦИЯ развития местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на период до 2008 года
В Республике Саха (Якутия) в полном объёме реализована Концепция перехода к местному самоуправлению в 2002-2003 годах.
В Конституцию Республики Саха (Якутия) внесены изменения, закрепляющие осуществление местного самоуправления в административно-территориальных единицах и поселениях. Разработан и принят блок законодательных актов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления и регулирующих вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления, разграничения собственности на этапе становления муниципальных образований. В 2002 году по итогам местных референдумов сформирована целостная система муниципальных образований в улусах и городе республиканского значения Якутске, состоялись выборы органов местного самоуправления. С 2004 года в муниципальных образованиях повсеместно действует система местных бюджетов, завершаются мероприятия по формированию муниципальной собственности. Органами государственной власти Республики Саха (Якутия) принимаются правовые, организационные, финансово-экономические меры в целях обеспечения становления муниципальных образований, укрепления их социально-экономического положения.
В общественном сознании происходит понимание необходимости преодоления психологии огосударствления власти и внесения полной определённости в отношении целей муниципальной реформы и организующих ее процессов, заложения в предстоящий период основ институционализации гражданского общества через формирование целостной системы демократических правовых норм и создание структурного единства местных самоуправляющихся сообществ.
В ходе дальнейшего развития муниципальной реформы должны быть реализованы положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с принципами территориальной организации территория Республики Саха (Якутия) должна быть разграничена между поселениями и до 1 ноября 2005 года проведены выборы органов местного самоуправления во вновь созданных муниципальных образованиях. В связи с этим, данная Концепция предусматривает на первоначальном этапе, в 2004-2005 годах, реализацию переходных положений Федерального закона.
После 1 января 2006 года в Республике Саха (Якутия) должен быть осуществлён переход на повсеместно сформированную организационную структуру муниципальных образований различного типа. В 2006-2007 годах будут реализованы мероприятия становления системы муниципальных образований на поселенческом уровне, совершенствования межбюджетных отношений. С учётом истечения срока полномочий органов местного самоуправления в улусах (районах) и городе республиканского значения Якутске подготовлены условия для формирования, предусмотренной Федеральным законом, системы органов муниципальной власти.
Предстоит усовершенствовать систему муниципального управления посредством внедрения новейших информационных технологий, обеспечить конституционное право граждан и их общественных объединений на доступ к государственным и муниципальным информационным ресурсам.
Концепция призвана определить и закрепить основные принципы и подходы к реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с учётом местных условий, самоуправленческих традиций и специфики жизни населения в Республике Саха (Якутия).
Основные положения Концепции одобрены участниками республиканской научно-практической конференции "Местное самоуправление в Республике Саха (Якутия): правовые, социально-экономические и финансовые проблемы" 15-16 апреля 2004 года, заседаний Общественно-консультативного совета при Президенте Республики Саха (Якутия), Совета по местному самоуправлению при Президенте Республики Саха (Якутия) в июне 2004 года.
Обеспечение конституционных гарантий прав граждан на осуществление местного самоуправления и их эффективной реализации. Дальнейшее развитие муниципальной реформы в Республике Саха (Якутия) на основе реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
1.Создание правовых, социально-экономических и финансовых условий для формирования инфраструктуры муниципальных районов и поселений;
2.Совершенствование законодательства Республики Саха (Якутия) в области местного самоуправления, приведение нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия) о муниципальных институтах в соответствие с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
3.Создание муниципальных образований в поселениях, завершение формирования системы местного самоуправления в муниципальных районах и поселениях;
4.Законодательное установление статуса и границ муниципальных районов. Выработка подходов к определению границ территорий вновь образуемых муниципальных образований в наслегах, городах, посёлках, законодательное установление их границ и наделение муниципальных образований соответствующим статусом городских и сельских поселений;
5. Решение вопросов порядка формирования органов местного самоуправления во вновь образуемых муниципальных образованиях, назначение и проведение выборов в них;
6.Формирование социально-экономической инфраструктуры муниципальных образований, разграничение предметов местного значения, муниципальной собственности между муниципальными образованиями различных типов;
7.Установление эффективной системы межбюджетных отношений, адаптированной к изменениям федерального законодательства и основанной на соблюдении баланса интересов органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления муниципальных районов и поселений.
8.Обеспечение реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в полном объёме.
Принципы и подходы к решению задач муниципальной реформы:
Принципы муниципальной реформы
1.Всемерное соблюдение конституционных прав и свобод человека, максимальное приближение местных органов публичной власти к населению;
2. Выборность представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований.
3.Разделение территории республики между муниципальными образованиями трёх типов: муниципальные районы, городские округа и поселения;
4.Обеспечение соответствия границ территорий муниципальных образований границам существующих административно-территориальных единиц, сохранение при муниципализации поселений территорий традиционного наслежного самоуправления;
Муниципальное устройство Республики Саха (Якутия):
В Республике Саха (Якутия) в границах улусов (районов), города республиканского значения Якутска действуют муниципальные образования, наделяемые законом Республики Саха (Якутия) статусом муниципального района, городского округа.
В наслегах, посёлках, городах Республики Саха (Якутия) создаются муниципальные образования. Границы создаваемых муниципальных образований устанавливаются в соответствии с границами административно-территориальных единиц: наслегов, посёлков, городов.
На территориях с низкой плотностью населения и в отдалённых и труднодоступных местностях могут быть образованы сельские, городские поселения с численностью населения менее 1000 человек.
Муниципальные образования в наслегах наделяются законом Республики Саха (Якутия) статусом сельского поселения.
Муниципальные образования в городах и посёлках наделяются законом Республики Саха (Якутия) статусом городского поселения.
На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях наслеги сельские населённые пункты с численностью населения менее 100 человек могут не наделяться статусом поселения. Данные наслеги и сельские населённые пункты могут не входить в состав поселений, если такие решения приняты на сходах граждан, проживающих в соответствующих наслегах или сельских населённых пунктах.
Административные центры муниципальных районов и сельских поселений в Республике Саха (Якутия) устанавливаются законом Республики Саха (Якутия).
На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях требования транспортной доступности в течение рабочего дня до административного центра муниципального района и обратно для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района, и требования пешеходной доступности в течение рабочего дня до административного центра сельского поселения и обратно, не применяются.
Органы местного самоуправления
В структуре органов местного самоуправления в каждом муниципальном образовании обязательными являются: представительный орган местного самоуправления, глава муниципального образования, исполнительно-распорядительный орган.
Представительный орган местного самоуправления городского, сельского поселения состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при свободном выдвижении кандидатов и тайном голосовании.
Представительный орган муниципального района:
а).Может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной, независимо от численности населения, нормой представительства;
б).Может избираться на муниципальных выборах. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.
Главы муниципальных образований избираются населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательное права при тайном голосовании либо представительным органом муниципального образования из его состава.
В случае формирования представительного органа муниципального района из глав поселений и делегируемых в его состав депутатов представительных органов поселений, глава муниципального района, независимо от способа его избрания, является по должности председателем представительного органа муниципального района.
Руководитель исполнительно-распорядительного органа муниципального района назначается по контракту, условия которого в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, утверждаются представительным органом муниципального района, в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий Республики Саха (Якутия) -законом Республики Саха (Якутия).
Глава муниципального образования в поселениях с численностью населения до 1000 человек является руководителем представительного органа местного самоуправления и руководителем исполнительно-распорядительного органа.
В Республике Саха (Якутия) устанавливаются следующие наименования органов местного самоуправления и выборных (назначаемых) должностных лиц местного самоуправления:
-Представительный орган местного самоуправления - улусный (районный), окружной, городской, поселковый, наслежный, сельский совет;
-Глава муниципального образования - глава улуса (района), округа, города, посёлка, наслега, села;
-Исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - улусная (районная), окружная, городская, поселковая, наслежная, сельская администрация;
-Руководитель исполнительно-распорядительного органа -управляющий местной (улусной (районной), окружной, городской, поселковой, наслежной, сельской) администрацией.
1. Взаимодействие органов местного самоуправления, органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и общественных объединений граждан в целях развития местного самоуправления, формирования основ гражданского общества осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами, Конституцией (Основным Законом) Республики Саха (Якутия), законами Республики Саха (Якутия), актами Президента Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия), нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2.Взаимодействие органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления по отдельным вопросам может регулироваться договорами и соглашениями между органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления, заключаемыми в установленном законом порядке.
З.В целях координации своей деятельности органы местного самоуправления и органы государственной власти Республики Саха (Якутия) вправе создавать временные и постоянно действующие совместные координационные, консультационные, совещательные и другие рабочие органы.
Порядок формирования и осуществление деятельности таких органов определяется нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
4.Органы государственной власти создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для развития местного самоуправления, содействуют информационно-методическому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих, выборных должностных лиц местного самоуправления.