Социально-экономическое развитие и жизнедеятельность Республики Саха (Якутия) с ее огромной территорией, на тысячи километров удаленной от крупных промышленных центров России, во многом определяется состоянием и эффективностью функционирования транспортной системы.
Главной особенностью транспортной системы республики является слабое развитие наземных коммуникаций. Более 85% территории имеет сезонную транспортную доступность. Основной объем грузов перевозится в короткий навигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте республики составляет 43,7%. Около 88% объема производства товаров и услуг находится в районах, обслуживаемых сезонно. Только 16% населения проживает в зоне круглогодичного транспортного сообщения, из 629 сельских населенных пунктов лишь 48 связаны с районными центрами дорожной сетью с твердым типом покрытия, 25 районов из 33 не имеют надежной транспортной связи с центром республики и близлежащими районами. Наиболее серьезные проблемы сложились в транспортном обслуживании населения, проживающего в арктической зоне республики, где связь с отдаленными поселками и наслегами традиционно осуществлялась воздушным транспортом и вездеходной техникой. Высокая стоимость перевозок на самолетах и вертолетах, отсутствие транспорта высокой проходимости является сегодня реальным ограничивающим фактором в обеспечении свободы перемещения населения и решения жизненно важных социальных задач.
В соответствии с приоритетами социально-экономического развития республики, в целях создания устойчивой, динамично развивающейся транспортной системы постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31.05.2004 N 258 утверждена Транспортная стратегия Республики Саха (Якутия).
Стратегической целью функционирования и развития транспортной системы республики является обеспечение устойчивого поступательного развития экономики республики, подъема уровня и качества жизни населения, обеспечение национальной безопасности на Северо-Востоке России. Освоение уникальных природных ресурсов республики, вовлечение природного потенциала Якутии в экономику России, ее экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанский регион невозможны без коренной перестройки транспортной системы.
Задачами развития транспортной системы, направленными на реализацию стратегической цели и непосредственно связанными с долгосрочными социально-экономическими приоритетами республики, являются следующие:
- развитие транспорта в увязке с перспективными сценариями развития производительных сил;
- создание всесезонной опорной транспортной сети без разрывов и "узких мест" с выходом в единую транспортную сеть страны;
- коренное обновление, модернизация и пополнение парка транспортных средств;
- повышение надежности и доступности услуг пассажирского транспорта для всех слоев населения республики;
- государственная поддержка транспортной деятельности предприятий при перевозках пассажиров и грузов в районах проживания малочисленных народов Крайнего Севера и сферах низкой рентабельной деятельности транспорта при выполнении важных государственных задач;
- обеспечение безопасности на транспорте;
- создание системы экологической безопасности транспортной деятельности;
- обеспечение транспорта современными техническими средствами связи, информатизация транспорта на основе использования современных телекоммуникационных и навигационных систем;
- полномасштабное использование транзитного потенциала Северного морского пути, обеспечение безопасности плавания по его трассам судов смешанного "река-море" плавания;