ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 августа 2009 года N 326

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2010 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА

(в редакции постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.10.2009 N 442, от 21.09.2010 N 420)

Заслушав и обсудив доклад Министерства экономического развития Республики Саха (Якутия) "О прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2010 год и на период до 2012 года", с целью подготовки проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2010 - 2012 годы, Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Принять за основу для подготовки проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2010 - 2012 годы прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2010 год и на период до 2012 года согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Министерству промышленности Республики Саха (Якутия) (Голубенко А.В.), Министерству строительства и промышленности строительных материалов Республики Саха (Якутия) (Дереповский С.Я.), Министерству транспорта, связи и информатизации Республики Саха (Якутия) (Членов В.М.), Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (Охлопков С.С.), Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (Антоненко А.А.), Министерству по делам предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) (Кормилицына Е.И.) обеспечить выполнение производственных и финансовых показателей развития курируемых отраслей на уровне не ниже принятого прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2010 год и на период до 2012 года.

3. Опубликовать настоящее постановление в республиканских средствах массовой информации.

4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Данчикову Г.И.

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Е.БОРИСОВ





Приложение
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 4 августа 2009 года N 326

ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2010 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА

   (в редакции постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.10.2009 N 442)

Введение

Прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2010 год и на период до 2012 года разработан во исполнение Бюджетного кодекса РФ, Закона Республики Саха (Якутия) от 26 декабря 2007 года 525-З N 1095 - III "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Республике Саха (Якутия)", Закона Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2009 года 650-З N 191-IV "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия), регулирующие бюджетные правоотношения" и распоряжения Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 апреля 2009 года N 332-р "О разработке прогноза социально-экономического развития и проекта государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2010 - 2012 годы".

Прогноз социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2010 год и на период до 2012 года разработан с учетом сложившихся тенденций и внешнеэкономической конъюнктуры мировых рынков в условиях влияния глобального кризиса на экономику с возможным снижением темпов роста отдельных показателей и учитывает эффект от реализации мер, направленных на оздоровление экономики.

В качестве целевых ориентиров использованы основные положения:

Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, одобренной Правительством Российской Федерации (Протокол N 5 от 8 февраля 2007 года);

Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ и Бюджетных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ;

Основных направлений налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов;

федеральных целевых программ и отраслевых стратегий развития РФ;

государственных, республиканских и ведомственных целевых программ;

программ социально-экономического развития муниципальных образований;

инвестиционных программ развития бизнес-структур, реализующих инвестиционные проекты на территории Республики Саха (Якутия);

планов антикризисных действий Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

В работе использованы материалы Саха(Якутия)стата, органов исполнительной власти, администраций муниципальных районов, городских округов, предприятий и организаций республики.

Исходное состояние и условия функционирования экономики на период до 2012 года


 Оценка социально-экономического развития на 2009 год

Динамика основных показателей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) в 2009 году обусловлена влиянием глобального кризиса. После десяти лет умеренного роста по отдельным позициям в экономике республики наблюдается замедление темпов роста, а по ряду основных показателей - даже снижение. Вместе с тем темпы роста валового регионального продукта остаются выше среднероссийских. Помесячная оценка валового регионального продукта республики в первом полугодии существенно выше, чем в целом по Российской Федерации (разброс от 5 до 10 процентных пунктов).

Реальный сектор продолжает испытывать на себе действие мультипликативного эффекта сжатия спроса. В результате снижения спроса наблюдается сокращение производства, ухудшение финансовых результатов, обостряется ситуация с взаиморасчетами, увеличиваются риски неплатежей по банковским кредитам, заработной плате, в бюджет.

В промышленности с марта месяца текущего года наблюдается снижение индекса промышленного производства, в Российской Федерации снижение наблюдается с ноября месяца 2008 года. По итогам года индекс промышленного производства в республике составит 93,1% за счет падения добычи полезных ископаемых, в том числе каменного угля, алмазов, за счет снижения показателей обрабатывающих производств.

Значительное снижение добычи угля по сравнению с 2008 годом, более чем на 30% в целом по году, обусловлено резким спадом производства в металлургической промышленности как внутри страны, так и за ее пределами. В связи со значительным снижением уровня добычи на разрезе "Нерюнгринский" ОАО ХК "Якутуголь" по предварительной оценке объем добычи угля в 2009 году составит 8 344 тыс. тонн.

Объем добычи алмазов в 2009 году оценивается на сумму 2 296,8 млн. долл. США со снижением к уровню прошлого года на 12%. Учитывая тенденцию сокращения объема продаж в связи с падением спроса на мировых рынках, в 2009 году реализация сырых алмазов снизится на 26% в долларовом выражении к 2008 году.

Производство бриллиантов в 2009 году ожидается в объеме 70,0 млн. долл. США или на уровне 47,6% к предыдущему году. Основными причинами снижения производства бриллиантов также являются: снижение покупательского спроса на производимую продукцию, невозможность привлечения финансовых средств для приобретения сырья, необходимость погашения процентных ставок за ранее взятые кредиты.

В 2009 году в деятельности предприятий транспорта республики ожидается снижение объемов перевозок грузов всеми видами транспорта до 88,3% за счет сокращения грузовых перевозок основными перевозчиками Ленским филиалом ОАО "Сургутнефтегаз", АК "АЛРОСА", выполняющими свыше 48% всех автоперевозок крупных и средних предприятий.

Вместе с тем в связи с продолжением практической реализации Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года в 2009 году остается высокой инвестиционная активность. По оценке до конца года инвестиции составят 174,7 млрд. рублей или 108% к 2008 году в сопоставимых ценах. Значительные инвестиции предусмотрены на завершение до конца года строительства I этапа нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", на разработку Талаканского НГКМ, на строительство объектов Эльгинского угольного комплекса, объектов железнодорожного транспорта, в том числе по пусковому комплексу "Томмот - Якутск (Нижний Бестях)", на реализацию Программы газификации населенных пунктов Республики Саха (Якутия), в том числе по строительству объекта "Средневилюйское ГКМ - Мастах - Берге - Якутск" (III нитка).

Реализация мероприятий Программы социально-экономического развития села обеспечит в 2009 году производство валовой продукции сельского хозяйства на 17,6 млрд. рублей с ростом в сопоставимых ценах к 2008 году на 5,4% за счет увеличения объемов реализации на убой скота и птицы в живом весе, производства молока, сбора овощей и зерновых культур.

В первом полугодии текущего года финансовое состояние предприятий и организаций республики имеет тенденцию к ухудшению. С начала года фиксируется отрицательный сальдированный финансовый результат, который в январе - мае 2009 года составил 13,2 млрд. рублей против сальдированной прибыли в сумме 13 млрд. рублей. Доля убыточных организаций в общем количестве организаций по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличилась на 8,3%, составив 48,2 процентов.

В течение I полугодия по причине отсутствия собственных средств у предприятий и организаций фиксируется просроченная задолженность по заработной плате, в основном в добыче полезных ископаемых, обрабатывающем производстве, сельском хозяйстве. На 21 июня она составила 62,1 млн. рублей, при этом изменение объемов задолженности с начала года характеризуется неравномерной динамикой.

В целях предупреждения и снижения негативного воздействия финансового кризиса на экономику республики Правительством Республики Саха (Якутия) ведется оперативный мониторинг социально-экономической и общественно-политической ситуации. Под особым вниманием находится финансово-хозяйственная деятельность бюджетообразующих предприятий: алмазо-бриллиантового комплекса, угольной и нефтегазовой промышленности. Предпринимаемые меры Правительства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) должны дать положительные сдвиги в вопросах стабилизации финансового состояния предприятий и организаций республики. До конца года балансовая прибыль по всем видам деятельности ожидается в сумме 10,5 млрд. рублей, прибыль рентабельных предприятий - 15,7 млрд. рублей.

Потребительский рынок в течение I полугодия 2009 года характеризовался сохранением объемов оборота розничной торговли и даже некоторым ростом платных услуг населению. Однако, до конца года с учетом прогнозируемого снижения реальных доходов населения, ростом потребительских цен до 12,7%, ожидается снижение показателей потребительского рынка: оборота розничной торговли и платных услуг до 99%.

Одним из важнейших по значению приоритетов в действиях Правительства является социальная поддержка населения в условиях кризиса, в том числе через сохранение и создание новых рабочих мест, развитие малого бизнеса, поддержку безработных, решение проблем по взятым ипотечным кредитам для людей, которые оказались в сложной жизненной ситуации, в том числе в связи с увольнениями.

В 2009 году ситуация на рынке труда республики характеризуется снижением численности занятых в экономике и ростом численности безработных. К концу года численность занятых в экономике снизится на 1,4 процентов и составит 477,2 тысяч человек, вырастет уровень общей безработицы до 9,9%, официальной безработицы - до 3,8% от экономически активного населения.

К концу 2009 года номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника по республике составит 26,1 тыс. рублей с ростом на 9,5% к уровню 2008 года, при этом уровень реальной заработной платы снизится до 97,2%.

Номинальные среднедушевые денежные доходы населения к концу 2009 года достигнут 20,8 тысяч рублей с ростом на 11,3% по сравнению с 2008 годом, при этом уровень реальных располагаемых денежных доходов снизится до 98,8%.

Численность населения республики, имеющего среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, по итогам 2009 года увеличится до 21,3%, что на 1,7 процентных пункта выше уровня 2008 года.

Социально-экономическая ситуация в республике в 2009 году остается достаточно сложной, отрицательные тенденции начала года продлятся до конца года. Многое будет зависеть от того, как развивается экономическая ситуация в целом в Российской Федерации и от эффективности предпринимаемых в республике и на федеральном уровне антикризисных мер.


 Основные факторы развития и макроэкономические параметры прогноза

Долгосрочные ориентиры развития экономики республики определены в одобренной Правительством Российской Федерации в феврале 2007 года региональной стратегии развития - Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года (далее по тексту - Схема).

В целях исполнения Схемы реализуются План социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2007 - 2011 годы и система программно-целевого государственного регулирования, состоящая из 25 целевых программ.

В 2008 - 2009 годах Правительством республики проведена кропотливая работа по согласованию проекта Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области до 2025 года с точки зрения ее синхронизации с основными положениями Схемы.

В настоящее время в рамках реализации основных направлений Схемы рассмотрены и решены важнейшие вопросы отдельных стратегических проектов, реализация которых окажет значительное влияние на развитие социальной сферы, смежных отраслей, развитие рынка труда.

Решены вопросы маршрута газопроводной системы на территории Якутии в едином коридоре со строящейся нефтепроводной системой "ВС-ТО", переданы в разработку Чаяндинское и другие месторождения газа республики. Кратно ускорены темпы обустройства Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения.

Начато освоение Эльгинского каменноугольного месторождения, реализуется целый ряд новых угольных проектов по строительству новых шахт, модернизации и обновлению существующих производств.

Обеспечено федеральное финансирование строительства объектов железнодорожной линии, реконструкции восьми аэропортов.

Начато строительство Эльконского горно-металлургического комбината, проведен конкурс на разработку урановых месторождений. Решены вопросы разведки железных руд и попутных компонентов в Южной Якутии ряда месторождений.

Завершены поисково-оценочные и разведочные работы на площади Кючусского рудного поля. Проводятся поисково-оценочные работы на Куранахской золотоносной площади.

Возросла минерально-сырьевая база коренных алмазов за счет разведки запасов месторождения Верхне-Мунское, глубоких горизонтов трубки Ботуобинская, россыпи алмазов р. Хара-Мас. На кимберлитовой трубке "Мир" АК "АЛРОСА" завершен важный этап строительства первого подземного рудника по добыче алмазов.

Достигнутые с начала реализации Схемы результаты позволяют утверждать, что меры, предпринятые в предыдущие годы Правительством Республики Саха (Якутия), смягчат воздействие на экономику республики глобального кризиса. Так как заложена хорошая основа для позитивных структурных изменений в экономической и социальной сфере.

Но бюджетное планирование сегодня осуществляется в ситуации, когда сохраняются высокие риски продолжения глобального экономического кризиса.

В 2009 году ожидается спад ВРП республики до 96,2% по отношению к предыдущему году, в 2010 году - до 97,9 (по I варианту), до 99,2% (по II варианту). Восстановление положительного роста ВРП ожидается только после 2010 года.

На протяжении прогнозного периода будет сохраняться высокий уровень числа безработных, инфляция будет снижаться медленно, впервые за десятилетие прогнозируется снижение реального уровня доходов граждан.

Мировая экономика продолжит оказывать существенное влияние на динамику спроса на товары российского экспорта и цены на них, в связи с чем планирование социально-экономического развития в рассматриваемый период будет базироваться на сдержанных прогнозах роста цен на сырье.

При этом основной задачей является поддержание макроэкономической стабильности, как фундаментального условия устойчивого развития экономики, и сохранение в условиях глобального кризиса долговременных приоритетов развития. По-прежнему актуальным остается усиление стимулирующей роли налоговой системы, внедрение энергоэффективных технологий, расширение инновационной активности предприятий и поддержка их модернизаций.

Инструментами реализации задач Правительства Республики Саха (Якутия) по преодолению ограничений и проблем социально-экономического развития, максимальному использованию возможностей экономического роста являются:

система республиканских, ведомственных и муниципальных целевых программ, национальных проектов;

инвестиционная программа Республики Саха (Якутия);

система федеральных целевых программ, в том числе ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" (проект), отраслевые программы и стратегии развития Российской Федерации;

использование всех доступных инструментов государственно-частного партнерства;

налоговое, тарифное и таможенное регулирование;

перспективные планы развития предприятий республики и потенциальных инвесторов и другие.

Таблица 1


 Основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2012 года, в %



 Показатели


2008

отчет


 2009

оценка

 Прогноз              

2012 к 2008

 году    

 2010    

 2011    

 2012    

1

вар.

2

вар.

1

вар.

2

вар.

1

вар.

2

вар.

1

вар.

2

вар.

Темп роста

(снижения)

ВРП         

103,7

 96,2

 97,9

 99,2

103,3

106,4

100,2

101,5

 97,5

103,1

ИФО

промышлен-

ного

производства


103,1


 93,1


104,2


105,2


103,0


105,7


103,8


105,6


104,3


109,9

в том числе

без

учета добычи

алмазов     


112,7


 102,7


111,6


114,4


107,8


114,5


108,5


112,1


134,1


150,8

Темп роста

инвестиций в

основной

капитал     


112,0


 108,0


 68,6


 71,3


112,5


122,0


112,1


111,7


 93,4


104,9

Реальные

располага-

емые

денежные

доходы

населения   



107,9



 98,8



102,9



104,0



103,5



104,6



104,1



106,0



109,5



113,9

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»