В нормативном правовом обеспечении на этапе перехода к Электронному правительству и развитию информационного общества Республика Саха (Якутия) руководствуется:
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года N 478 года "О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет";
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р, утвердившим сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в электронном виде;
Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации В. Путиным 7 февраля 2008 года N Рп-212, и другими документами.
Республика является одним из субъектов Российской Федерации, где активно проводятся мероприятия по реализации развития информационной телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий. С 2001 года реализован ряд целевых программ, в том числе мероприятия, которые соответствовали федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)". Такой подход позволил республике провести с 2004 по 2008 годы совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством массовых коммуникаций и связи Российской Федерации ряд проектов на условиях долевого участия.
После утверждения в 2001 году первой редакции республиканской целевой программы информатизации и ФЦП "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" пройдено несколько этапов развития ИКТ инфраструктуры от автоматизации процессов государственного управления, внедрения цифровых технологий связи, информатизации и телевидения, предоставления новых видов услуг связи населению и бизнесу до решения задач создания информационного общества.
В результате созданы элементы системы поддержки принятия управленческих решений (СППР), система ГАС "Управление", центры общественного доступа, база данных официальных документов Республики Саха (Якутия) с 1922 по 1990 годы и др. проекты.
Но следует отметить, что действующая в настоящий период Республиканская целевая программа (РЦП) "Электронная Якутия на период 2009 - 2011 годы" направлена, в основном, на реализацию мероприятий по автоматизации деятельности органов государственной власти республики, что не полностью отвечает требованиям мероприятий Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации.
Как следствие, в республике имеют место следующие проблемы:
не сформирована единая среда межведомственного информационного взаимодействия территориальных представительств федеральных органов власти и ведомств, республиканских органов государственного управления и органов муниципального самоуправления;
недостаточный и неравномерный уровень предоставления современных услуг связи на территории республики, который не позволяет в полном объеме оказывать государственные услуги в электронном виде;
в условиях децентрализованного развития ИКТ невозможен свод достижений в навигационных и ГИС-системах при создании единой логистики транспорта, дорог, завоза грузов, видов транспорта, мониторинга передачи грузов по видам транспорта от места загрузки до места конечного получателя этих грузов в республике;
низкий охват государственных и муниципальных служащих мероприятиями по обучению и приемам использования внедряемых информационных технологий.
Выявленные проблемы носят системный характер, приводящий к невозможности дальнейшего планомерного развития республики в информационном пространстве и, как следствие, к замедлению процессов реализации приоритетных задач и направлений социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
Решению указанных выше проблем должны способствовать поручения Президента Республики Саха (Якутия), изложенные в Указе от 26 января 2010 года N 1803 "О мерах по развитию информатизации и созданию организационной основы информационного общества в Республике Саха (Якутия)". Инструментом реализации данных поручений в части централизации всех мероприятий в сфере ИКТ и закупа программно-аппаратных средств будет являться республиканская целевая программа "Электронная Якутия: 2011 - 2015 годы и перспективные направления развития до 2018 года".
Уровень текущего состояния развития информационного общества можно охарактеризовать на основе данных мониторинга по следующим основным направлениям и факторам электронного развития региона:
1. В рамках реализации мероприятий по формированию ИКТ инфраструктуры информационного общества за последние пять лет реализации республиканских целевых программ информатизации в области внедрения информационно-телекоммуникационных технологий в органах государственного управления республикой достигнуты некоторые результаты. В 2003 году по результатам Всесоюзного конкурса "Электронная Россия" по номинации "Лучший регион в сфере ИКТ" республика заняла третье место в подноминации "ИКТ в образовании". В 2004 году - второе место среди субъектов Российской Федерации в номинации "Государственная поддержка информатизации". В области внедрения признана опорной зоной реализации мероприятий N 42 и N 51 ФЦП "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" - созданы электронная база данных официальных документов республики с 1922 по 1990 годы и система государственных закупок. С 2003 года республика совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ приступила к созданию системы поддержки принятия управленческих решений. С 2006 года признана опытным регионом по внедрению технологии электронной цифровой подписи, а Удостоверяющий центр Республики Саха (Якутия) вошел в зону доверия федерального Удостоверяющего центра Федерального агентства информационных технологий.
Республика Саха (Якутия) входит в перечень регионов, в которых проводится федеральный мониторинг состояния информатизации. Согласно имеющимся данным, республика входит в первую десятку регионов страны с наиболее развитой сетью пользователей - региональными компьютерными сетями в сфере государственного управления. В то же время по объемам финансирования сферы информатизации из регионального бюджета в пересчете на душу населения республика находится в числе тридцати регионов. Сравнение соотношения между приведенными выше показателями количества пользователей и суммы затрат убедительно демонстрирует, что в республике осуществляется системная работа по координации развития информатизации и внедрения высоких технологий в управленческую деятельность.
На базе сетевой системы, образуемой транспортной подсистемой - технологической сетью спутниковой связи Министерства финансов Республики Саха (Якутия) и информационно-телекоммуникационной подсетью органов власти функционирует обычная трехуровневая информационная инфраструктура, включающая управляющий комплекс на уровне межведомственных систем республиканского управления; ведомственные системы отраслевого уровня управления и системы муниципального уровня. Программные мероприятия охватывают все три обозначенных уровня архитектуры.
Многие перспективные направления работы в сфере информатизации находятся в зоне организации электронного взаимодействия правительства с населением и юридическими лицами. Фактически речь идет об ускоренном формировании единого информационного пространства для органов государственной власти всех уровней, создании государственных информационных ресурсов, предоставлении услуг населению и юридическим лицам, разработке и внедрении соответствующих регламентов, организации мероприятий по защите информации. Решение всех этих вопросов без централизованной единой координации и государственного регулирования невозможно.
2. За последние 5 лет наблюдается стабильное увеличение по основным показателям динамики увеличения человеческого капитала в республике. По прогнозам, проведенным экспертным путем, показатель "Увеличение образования программы развития ООН в Республике Саха (Якутия)" составляет 0,955, что превышает сложившийся средний общероссийский показатель. При этом неуклонно растет доля занятого населения с высшим образованием, где увеличение данного показателя за последние 5 лет составило свыше 25%, а в абсолютном выражении - более 100 тысяч человек. О приоритетной значимости образования свидетельствует неуклонный рост показателя "Увеличение доли студентов на 1 000 человек", который составляет на сегодня около 2%.
3. Основные результаты функционирования сектора экономики республики позволяют констатировать возобновление экономического роста. Так, рост ВРП в конце 2009 года сократил глубину падения экономики по итогам 2009 года до 2,7% к 2008 году.
В отличие от среднероссийских показателей валовое накопление является одним из основных источников роста экономики республики. Преимущественно за счет роста инвестиций в основной капитал кривая снижения ВРП республики в годовом исчислении в сопоставимых ценах находится выше ВВП России.
Следует отметить, что по оценке зарубежного рейтингового агентства "Standard&Poor's" Республика Саха (Якутия) имеет кредитный рейтинг по зарубежной шкале "ВВ- /Стабильный/-" ("ВВ минус"), рейтинг по российской шкале равен уровню "ruAA-". По оценке другого значимого иностранного рейтингового агентства "Fitch ratings" рейтинг Республики Саха (Якутия) в иностранной и национальной валюте по международной шкале равен уровню "ВВ", рейтинг по российской шкале равен "A+(rus)". По долгосрочным рейтингам по международной шкале в иностранной и национальной валюте и национальному долгосрочному рейтингу сохранен прогноз "Стабильный". В 2009 году российским рейтинговым агентством "Эксперт РА" присвоен по Республике Саха (Якутия) на 2009 - 2010 годы кредитный рейтинг уровня "А". Данная оценка показывает, что в среднесрочной перспективе республика с высокой вероятностью обеспечит своевременное выполнение всех финансовых обязательств, как текущих, так и возникающих в течение срока действия рейтинга (1 год).
По сравнению с показателями в среднем по России в республике темпы роста выше практически по всем основным позициям. Индикаторы деловой и потребительской активности в большей степени направлены на улучшение ситуации. Денежные доходы населения продолжают опережать темпы инфляции, растет товарооборот. Отмечается рекордно низкий темп инфляции как в России, так и в республике - 8,2% декабрь 2009 года к декабрю 2008 года. Реальный подъем экономики должен базироваться на преодолении системных рисков, тормозящих модернизацию.
В первую очередь, это планомерная реализация Схемы-2020, где большой приоритет отдан развитию ИКТ инфраструктуры как инструмента развития реальной экономики в республике.
4. В секторе государственного и муниципального управления на сегодня техническое оснащение ОГВ осуществлено в полном объеме. Такой же уровень по показателям развития каналов связи. Неуклонно растет показатель доли ОГВ, имеющих электронное отображение в Интернете, который составляет на данный момент около 100%, в то же время всего лишь 25% размещенной на сайтах информации соответствует требованиям ФЗ-8. При этом итоговая оценка официального представительства ОГВ, по прогнозным показателям ТО ФСГС по РС(Я), равняется 5 баллам, что выше средних общероссийских показателей.