ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 февраля 2011 года N 54

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ("ЫТЫК КЭРЭ СИРДЭР") ДО 2020 ГОДА


В целях реализации государственной экологической политики на территории Республики Саха (Якутия) и организации комплексной и целенаправленной деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия) по ее обеспечению Правительство Республики Саха (Якутия) постановляет:

1. Утвердить Концепцию развития системы особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия) ("Ытык Кэрэ Сирдэр") до 2020 года согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Министерству охраны природы Республики Саха (Якутия) (Григорьев В.А.) в 3-месячный срок разработать и внести на рассмотрение Правительства Республики Саха (Якутия) проект плана мероприятий (действий) по реализации Концепции.

3. Опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

4. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Степанова А.И.

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
Г.ДАНЧИКОВА





Утверждена
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 16 февраля 2011 года N 54

     

 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ("ЫТЫК КЭРЭ СИРДЭР") ДО 2020 ГОДА

     

Введение


Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия) до 2020 года (далее по тексту - Концепция) определяет цели, задачи, принципы и основные направления государственной экологической политики Республики Саха (Якутия) в области территориального сохранения и восстановления биологического и ландшафтного разнообразия.

Система особо охраняемых природных территорий (далее по тексту - система ООПТ) выступает одним из гарантов поддержания экологического равновесия в республике и предоставляет возможность для организации мониторинга биоразнообразия, природных процессов и явлений, осуществления экологического образования и просвещения населения, выполнения регионом международных обязательств Российской Федерации в сфере охраны природы.

Концепция направлена на создание эколого-социально-экономических и организационно-правовых условий для планомерного формирования современной и высокоэффективной республиканской системы ООПТ в условиях рыночной экономики.

Правовую базу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Конституция Республики Саха (Якутия), Закон Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года 105-З N 213-III "Об особо охраняемых природных территориях" и другие республиканские законы, а также нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), регулирующие деятельность республиканских органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды.

1. Современное состояние системы ООПТ ("Ытык Кэрэ Сирдэр")


Сохранение и развитие системы ООПТ Республики Саха (Якутия) в связи с ее глобальной значимостью в поддержании экологического равновесия и сохранении биоразнообразия в условиях криолитозоны, определяющей состояние климата всего континента, а также планами комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, является одним из декларированных приоритетов государственной экологической политики республики.

Опыт создания и внедрения в условиях рыночной экономики уникальной республиканской системы ООПТ "Ытык Кэрэ Сирдэр" положительно оценен российской общественностью и мировым сообществом. Ведется работа по включению природного парка "Ленские столбы" в Список мирового культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Ресурсный резерват республиканского значения "Кыталык" включен в Международную сеть особо охраняемых местообитаний редких журавлей Северо-Востока Азии (1997 г.). В число модельных российских территорий крупнейших международных проектов Программы ООН по охране окружающей среды и Глобального экологического фонда (UNEP/GEF) вошли ресурсный резерват "Кыталык" и Средний Алдан с ресурсными резерватами "Кюпский", "Чабда" и "Куолума-Чаппанда" (проект "Совершенствование сети охраняемых водно-болотных угодий, имеющих ключевое значение для стерха и других мигрирующих околоводных птиц в Азии", 2004 - 2009 г.г.), Нижнеколымский улус с ресурсным резерватом "Чайгургино" ("Комплексный экосистемный подход для сохранения биоразнообразия и снижения нарушенности среды обитания на трех модельных территориях Российской Арктики, 2005 - 2010 г.г.").

В настоящее время под особую охрану взято более 1/4 части территории республики, что составляет 908,0 тыс. кв. км, или около 30% площади республики, представленной уникальными или типичными арктическими и субарктическими экосистемами с их ценнейшим биологическим разнообразием. Это резервные территории - неповторимые и живописные места, эталонные ландшафты, места массового размножения, миграции и переходов диких животных, в т.ч. концентрации редких и исчезающих видов, хода и нерестилища ценных видов рыб, скопления и перелета птиц. Это исторически сложившиеся места проживания коренных малочисленных народов Севера, исполнения традиционных ритуалов поклонения природе и проведения национальных праздников, места, считающиеся священными, великими и неприкосновенными.

В состав действующей системы ООПТ входят:

1. Особо охраняемые природные территории федерального значения (3): государственные природные заповедники ("Усть-Ленский", "Олекминский") - 2, Ботанический сад Института биологических проблем криолитозоны СО РАН - 1.

2. Особо охраняемые природные территории республиканского значения (125): Природные парки ("Ленские Столбы", "Синяя", "Усть-Вилюйский", "Момский", "Колыма" и "Живые алмазы Якутии") - 6, государственный природный заказник ("Янские мамонты") - 1, ресурсные резерваты - 74, уникальные озера - 26, охраняемые ландшафты - 1 и памятники природы - 17.

3. Особо охраняемые природные территории местного (муниципального) значения - около 100 (см. табл. 1).

Также, с 1995 года на территории Якутии работает Международная научно-исследовательская станция "Лена-Норденшельд". Она образована в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании между Республикой Саха (Якутия) и Всемирным фондом дикой природы WWF (Стокгольм, ноябрь 1993 г.) и распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 1994 года N 195-РП для обеспечения и проведения научных и прикладных исследований в области изучения и охраны окружающей среды Арктики. Расположена в Булунском улусе Республики Саха (Якутия) на территории государственного природного заповедника "Усть-Ленский" и относится к разряду труднодоступных вследствие удаленности от населенных пунктов и расположения в суровых физико-географических и климатических условиях Арктики. Станция согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 апреля 1996 года N 144, является научно-исследовательским и производственным структурным подразделением Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия).

Таблица 1

     

Особо охраняемые природные территории в Якутии

 Статус   

 Категории            

Количество

Площадь, кв. км

Федеральный

 Заповедники           

 2    

 22 801,0   

 Ботанические сады        

 1    

 5,4   

 Итого              

 3    

 22 806,4   

Региональный

 Природные парки         

 6    

 78 740,7   

 Ресурсные резерваты       

 74    

 540 972,3   

 Государственный природный

 заказник             

 1    

 21 351,1   

 Охраняемые ландшафты       

 1    

 10,5   

 Уникальные озера         

 26    

 878,5   

 Памятники природы        

 17    

 5 312,2   

 Итого              

 125    

 647 264,4   

 Местный   

 Ресурсные резерваты       

 39    

 207 244,5   

 Зоны покоя            

 16    

 22 040,0   

 Резервные территории под

 памятники природы        

 32    

 5 087,6   

 Охраняемые ландшафты       

 1    

 3 495,0   

Ландшафтные этнографические парки

 1    

 1,4   

 Детские экологические парки   

 3    

 291,5   

 Уникальные озера         

 1    

 10,9   

 Итого              

 93    

 238 170,9   

 ВСЕГО              

 221    

 908 241,7   


Создание системы ООПТ было определено Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 16 августа 1994 года N 837 "О мерах по развитию особо охраняемых природных территорий". В ее основу положены исследования Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, выполненные по заказу тогда еще не преобразованного Министерства экологии и природопользования Республики Саха (Якутия) ("Разработка Системы особо охраняемых территорий в Республике Саха (Якутия) на ближайшую и отдаленную перспективу (1993 г.)").

На этапе обоснования, организации, формирования и становления системы ООПТ учитывались опыт российского и зарубежного законодательства, материалы научных обоснований ООПТ различного ранга, размещение производительных сил и биологических ресурсов, природно-зональное районирование, пожелания и заявки с мест и т.д. В основу генеральной схемы размещения ООПТ положена рукопись "Система особо охраняемых территорий Якутской АССР", подготовленная ныне Институтом биологических проблем криолитозоны СО РАН по заданию Госплана республики в 1990 году.

Обширность и малонаселенность территории республики позволили на первом этапе формирования ООПТ взять под контроль территории, мало подверженные антропогенному воздействию. Фактически под государственную охрану были взяты необжитые природные территории, что сохранило их от нерегулируемого антропогенного воздействия.

Со времени принятия Закона Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года 105-З N 213-III "Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)" накоплен значительный практический правоприменительный опыт, произошли изменения в действующем законодательстве как в сферах охраны окружающей среды и природопользования, так и в сфере организации государственной власти в Российской Федерации в части расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований. Практика применения указанного закона показала, что некоторые вопросы организации, функционирования и режима использования особо охраняемых природных территорий прописаны недостаточно четко либо упущены, что существенно сокращает область применения закона, приводит к разночтениям и произвольным толкованиям отдельных его положений в зависимости от интересов различных субъектов.

В связи с этим возникла необходимость внести в Закон Республики Саха (Якутия) "Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)" изменения и дополнения, устраняющие указанные недостатки.

Также необходимо внести в указанный Закон изменения, связанные с необходимостью установить четкий правовой режим создания, функционирования и изменения границ особо охраняемых природных территорий и отдельных их участков, уточнить порядок резервирования земельных участков для организации ООПТ, ввести порядок учета особо охраняемых природных территорий в различных видах документации при планировании градостроительной и иной деятельности, закрепить правовые механизмы финансирования ООПТ в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, обеспечить правовые условия для регулированного туризма и ряд других изменений.

2. Цель и задачи Концепции


Основной целью государственной экологической политики Республики Саха (Якутия) является повышение эффективности республиканской системы ООПТ "Ытык Кэрэ Сирдэр" в интересах устойчивого развития региона, поддержания экологической стабильности, сохранения национального природного и культурного достояния для настоящего и будущего поколений.

Целью Концепции является определение основных направлений государственной экологической политики в области развития особо охраняемых природных территорий "Ытык Кэрэ Сирдэр" до 2020 года.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

ввести перспективное и среднесрочное планирование для системы ООПТ в целом и обеспечить разработку планов управления для каждой ООПТ;

обеспечивать проведение регулярной оценки эффективности функционирования системы ООПТ, в т.ч. с учетом международных норм и критериев;

разработать перспективную схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения с учетом территориального планирования ООПТ федерального значения;

создать единую структуру государственного управления региональными ООПТ, обладающую необходимой полнотой полномочий и способную обеспечить оперативное управление системой ООПТ и ее поступательное развитие;

устранить пробелы и противоречия в нормативно-правовом обеспечении системы ООПТ регионального уровня;

обеспечить взаимодействие с органами местного самоуправления, с местным населением в области организации и функционирования ООПТ республики в рамках действующего законодательства;

разработать механизм привлечения внебюджетных средств к реализации программ ООПТ;

обеспечить правовые условия для регулирования туризма в целях сохранения экологического баланса территорий и организованного отдыха населения;

обеспечить современную научную поддержку развития и функционирования системы ООПТ, включая организацию и координацию научных исследований на ООПТ разных категорий;

обеспечить проведение кадровой политики, способствующей закреплению и привлечению на ООПТ квалифицированных специалистов.

3. Принципы реализации Концепции


Приоритет природоохранной цели. Приоритет сохранения природных комплексов, биоразнообразия и объектов природного и связанного с ним культурного наследия над иными задачами ООПТ. Это концептуальная основа существования системы ООПТ республики.

Бюджетное и внебюджетное финансирование. Средства государственного бюджета должны обеспечивать реализацию целей и задач ООПТ, что является базовым принципом их существования в развитых странах мира. Материально-техническая база ООПТ и проведение природоохранных мероприятий финансируются в рамках подпрограммы "Развитие системы особо охраняемых природных территорий Республики Саха (Якутия)" республиканской целевой программы "Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия)". В процессе реализации Концепции планируется создать механизм привлечения дополнительных инвестиций в программы ООПТ, в том числе ориентированных на устойчивое развитие экологического туризма, а также за счет международных проектов.

Научная обоснованность. Принятие управленческих решений в области ООПТ на основе научных исследований, мониторинга и оценок эффективности деятельности отдельных ООПТ и системы в целом.

Интеграция с интересами общества. Усиление вклада в устойчивое развитие на местном и региональном уровне, учет социально-экономических факторов и интересов всех причастных сторон. Взаимодействие всех заинтересованных ведомств и иных секторов общества.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»