Недействующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДОБЫЧИ, РЕАЛИЗАЦИИ И ПЕРЕРАБОТКИ МАМОНТОВОЙ КОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

III. Проблемы развития добычи, реализации и переработки мамонтовой кости на территории Республики Саха (Якутия)


Мамонтовая кость имеет почти 300-летнюю историю традиционного природопользования коренных малочисленных народов Крайнего Севера в Республике Саха (Якутия).

В начале 1990-х годов в Якутии функционировал "Национальный Мамонтовый фонд" - монопольное предприятие, контролирующее и осуществляющее сбор и переработку мамонтовой кости. Прекращение бюджетного финансирования и запрет экспорта для пополнения оборотных средств фонда по закупке у населения бивней мамонта и их промышленного сбора привели к финансовой несостоятельности и ликвидации предприятия.

В связи с тем, что принятый в феврале 1992 года Закон Российской Федерации "О недрах" не регулировал промышленную добычу (сбор) ископаемой мамонтовой кости, Республика Саха (Якутия) как единственная заинтересованная сторона предпринимала все возможные меры государственного регулирования, начиная от стадии научного и геологического изучения, организации промышленного сбора, оборота и переработки мамонтовой кости до проведения ежегодных международных аукционов по продаже мамонтовой кости и организации Всероссийских фестивалей косторезного искусства с участием всех ведущих косторезных центров России, образования особо охраняемых геологических объектов в районах уникального скопления остатков мамонтовой фауны ("мамонтовых кладбищ").

Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 17 июля 1992 года N 199 "О неотложных мерах по охране, сбору, закупке и использованию бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны на территории Республики Саха (Якутия)" юридически был определен промышленный сбор бивня мамонта на территории арктических улусов Республики Саха (Якутия).

Более 10 лет за пределы Якутии вывозилось 15 - 20 тонн сырья ежегодно, но при этом не производилась оценка вывозимого материала на предмет музейной и научной ценности, отсутствовал контроль за сбором и вывозом бивней мамонта за пределы Якутии; в бюджет не поступали платежи за пользование природными ресурсами.

С 2003 года Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию по решению Межведомственной комиссии по недропользованию при Правительстве Республики Саха (Якутия) начал выдавать лицензии на добычу ИМК путем сбора с поверхности бивня мамонта и других остатков мамонтовой фауны индивидуальным предпринимателям, родовым общинам, юридическим лицам сроком на один год. Всего было выдано 23 лицензии 14-ти недропользователям. Общий объем добычи мамонтовой кости составил 14,7 тонн, налог на добычу полезного ископаемого - 247 тыс. рублей.

Для повышения эффективности работы в области правового регулирования вопросов пользования недрами в целях добычи (сбора) бивня мамонта и других остатков мамонтовой фауны в Республике Саха (Якутия) был принят ряд нормативно-правовых документов:

постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 ГС N 425-III "О Положении о порядке выдачи лицензий (разрешений) на право пользования недрами на территории Республики Саха (Якутия) при изучении, сборе, добыче бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны в коммерческих целях, раскопке трупных и скелетных остатков мамонтовой фауны в научных целях", Положение о вознаграждении за находку остатков мамонтовой фауны, имеющих научную и музейную ценность;

Закон Республики Саха (Якутия) от 16.06.2005 250-З N 507-III "О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом - ископаемыми остатками мамонтовой фауны";

"Временные рекомендации по методике проведения ГРР, классификации, порядку учета и списания сырьевых ресурсов бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны, добываемых в коммерческих целях на территории Республики Саха (Якутия)", утвержденные Государственным комитетом Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию 6 апреля 2004 года.

С созданием в Республике Саха (Якутия) нормативно-правовой базы для регулирования сбора и добычи остатков мамонтовой фауны и его рационального использования достигнуты следующие результаты:

сложилась система предоставления права пользования недрами по лицензиям, увеличился срок действия лицензии до 3 лет;

определились основные предприятия и физические лица, занимающиеся добычей бивней мамонта;

усилился контроль за соблюдением выполнения условий лицензионных соглашений, появилась ежегодная подробная отчетность недропользователей по объемам добычи, закупа, реализации сырья;

увеличился доход населения и недропользователей, в бюджет республики начали поступать доходы от добычи полезного ископаемого;

в рамках участия недропользователей в социально-экономическом развитии территорий добычи бивня мамонта в арктических поселках Тикси и Депутатский были созданы небольшие цеха (мастерские) по переработке добытого сырья, появились дополнительные рабочие места для населения;

введена обязательная санитарно-ветеринарная экспертиза вывозимого за пределы Якутии бивня мамонта и других остатков мамонтовой фауны и экспертиза на предмет ее научной и музейной ценности в ФГНУ "Институт прикладной экологии Севера";

увеличилось количество палеонтологических открытий, связанных с обнаружением скелетных и трупных остатков мамонтовой фауны, имеющих уникальную научную ценность.

В 2005 - 2007 годах на основе созданной региональной правовой системы недропользования при добыче (сборе) мамонтовой кости в арктических районах (Североякутской костеносной провинции) Якутии ежегодно добывалось 25 - 35 тонн мамонтовой кости.

За период действия республиканских законов с 2004 по 2007 год количество пользователей недр для добычи ископаемой мамонтовой кости увеличилось от 28 до 36, лицензии были оформлены на 46 участках недр Абыйского, Аллаиховского, Анабарского, Булунского, Усть-Янского, Оленекского, Нижнеколымского, Верхоянского и Среднеколымского улусов (районов).

С принятием Закона Республики Саха (Якутия) 811-З N 515-IV от 14 апреля 2010 года "О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом - ископаемыми остатками мамонтовой фауны", отменяющим передачу права пользования участками недр в связи с превышением полномочий Республики Саха (Якутия), возникла проблема получения полной и достоверной информации о мамонтовом бизнесе, поскольку пользователи стали отчитываться в добровольном порядке.

Принятые меры по частичной отмене республиканского закона привели к разрушению не только налаженной системы рационального пользования, но и к полной потере контроля за деятельностью предприятий, занятых добычей (сбором), реализацией мамонтовой кости на территории Республики Саха (Якутия).

С августа 2008 года было выдано 25 лицензий на 90 участков на общий объем сбора ИМК до 45 тонн. По итогам 2008 года отчитались трое обладателей лицензий на 9 тонн мамонтовой кости. При этом по оценке специалистов, фактическая добыча превысила 20 тонн. По информации Северо-Восточного управления внутренних дел на транспорте в том же году за пределы Якутии было вывезено более 31,5 тонн мамонтовой кости, в том числе из Булунского улуса (района) - 9,3 тонн.

В настоящее время статус ископаемой мамонтовой кости как особого полезного ископаемого не определен, отсутствует государственная политика по отношению к этому сырью.