В условиях глобализации экономики эффективное и ответственное управление общественными финансами имеет фундаментальное значение с точки зрения обеспечения устойчивости региональной бюджетной системы, а также общей финансовой стабильности и устойчивого экономического роста. Исходя из накопленного за последние годы опыта в области управления общественными финансами, включая результаты бюджетных реформ, предлагаются к внедрению мероприятия по развитию и применению общепризнанных динамичных и гибких принципов, стандартов и критериев эффективного и ответственного управления бюджетными расходами.
Программа Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов на 2014 - 2016 годы - программа Республики Саха (Якутия), разработанная в соответствии с Бюджетным посланием Президента Республики Саха (Якутия) "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики в Республике Саха (Якутия) на 2014 год", пунктом 8 основных тезисов Послания Президента Республики Саха (Якутия) от 4 февраля 2014 года Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на 2014 год, федеральной Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р, на основании государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.03.2013 N 293-р, государственной программы Российской Федерации "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 376-р, определяет основные направления действий органов исполнительной власти и местных администраций Республики Саха (Якутия) в сфере повышения эффективности управления бюджетными расходами. Ответственным исполнителем Программы по повышению эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года и указанных государственных программ Российской Федерации является Минфин России, который отвечает за формирование основных принципов и инструментов по обеспечению эффективного и ответственного управления системой общественных финансов Российской Федерации на основе:
нормативного правового регулирования, методологического обеспечения и организации бюджетного процесса,
обеспечения своевременного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере,
обеспечения функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации,
эффективного управления государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации,
развития международного финансово-экономического сотрудничества Российской Федерации,
обеспечения надежности и прозрачности финансовой системы,
создания равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и повышения качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами,
повышения эффективности функционирования финансовых рынков.
Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает значительный, а по ряду направлений - решающий вклад в достижение практически всех стратегических целей государственной политики, в том числе путем создания и поддержания благоприятных условий для экономического роста за счет обеспечения макроэкономической стабильности и соблюдения принятых ограничений по налоговой и долговой нагрузке, повышения уровня и качества жизни населения, укрепления обороноспособности и безопасности страны.
Министерство финансов Российской Федерации в последние годы сосредоточилось, прежде всего, на формировании стабильной финансовой основы для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на базе современных принципов эффективного управления государственными и муниципальными финансами, что, в свою очередь, способствует социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Но достижение результатов государственной политики зависит в первую очередь от активного участия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в ее реализации. Укрепление бюджетной системы и обеспечение устойчивого экономического роста являются основными целями государственной политики Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) в настоящий период.
За рассматриваемый отчетный период динамику и структуру доходных источников государственного бюджета можно представить графически следующим образом:
Диаграмма 1
(млн. руб.)
┌═════════════════════════════════════════════════════════════════════════‰
│ Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) │
│ │
│ ┌══════════‰ │
│ │ │ │
│ │ 57087 │ │
│ ┌══════════‰ │ <***> │ │
│ ┌══════════‰ │ │ │ │ │
│ │ │ │ 59914,6 │ │ │ │
│ ┌══════════‰ │ 58559,8 │ │ <***> │ ├══════════┤ │
│ │ 40916,1 │ │ <***> │ │ │ │ │ │
│ │ <***> │ │ │ ├══════════┤ │ │ │
│ ├══════════┤ ├══════════┤ │ │ │ 72336,3 │ │
│ │ 48011 │ │ 53633,7 │ │ 58895,1 │ │ <**> │ │
│ │ <**> │ │ <**> │ │ <**> │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ ├══════════┤ ├══════════┤ ├══════════┤ ├══════════┤ │
│ │6150,6 <*>│ │8731,1 <*>│ │7140,9 <*>│ │7345,3 <*>│ │
│ ┌══┴══════════┴══┬══┴══════════┴══┬══┴══════════┴══┬══┴══════════┴═══‰ │
│ 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год │
│ │
│ <*> Неналоговые доходы │
│ <**> Безвозмездные поступления │
│ <***> Налоговые доходы │
└═════════════════════════════════════════════════════════════════════════…
Как видно из диаграммы 1, за анализируемый период наметился динамичный рост доходов государственного бюджета. Поступление доходов в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в 2013 году к объемам доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2010 году увеличилось на 143,8%. В 2010 году в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) поступило 95 077,7 млн. рублей, а в 2013 году объем доходов составил 136 768,6 млн. рублей.
За 2010 - 2013 годы рост доходов за счет собственных источников государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета безвозмездных поступлений составил 136,9%. В 2010 году за счет налоговых и неналоговых доходов в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) поступило 47 066,7 млн. рублей, а в 2013 году уже - 64 432,3 млн. рублей.
Также наметилась устойчивая динамика роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия). За четыре последних года поступления от этих источников увеличились на 142,3%. В 2010 году в консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) поступило налоговых и неналоговых доходов на сумму 56 931,3 млн. руб., а в 2013 году поступили средства в размере 81 024,0 млн. руб.
Динамика налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) за анализируемый период представлена в таблице 1.