Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА 2014 - 2016 ГОДЫ


 II. Характеристика текущего состояния


В условиях глобализации экономики эффективное и ответственное управление общественными финансами имеет фундаментальное значение с точки зрения обеспечения устойчивости региональной бюджетной системы, а также общей финансовой стабильности и устойчивого экономического роста. Исходя из накопленного за последние годы опыта в области управления общественными финансами, включая результаты бюджетных реформ, предлагаются к внедрению мероприятия по развитию и применению общепризнанных динамичных и гибких принципов, стандартов и критериев эффективного и ответственного управления бюджетными расходами.

Программа Правительства Республики Саха (Якутия) по повышению эффективности бюджетных расходов на 2014 - 2016 годы - программа Республики Саха (Якутия), разработанная в соответствии с Бюджетным посланием Президента Республики Саха (Якутия) "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики в Республике Саха (Якутия) на 2014 год", пунктом 8 основных тезисов Послания Президента Республики Саха (Якутия) от 4 февраля 2014 года Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) на 2014 год, федеральной Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р, на основании государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.03.2013 N 293-р, государственной программы Российской Федерации "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами, повышения устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 376-р, определяет основные направления действий органов исполнительной власти и местных администраций Республики Саха (Якутия) в сфере повышения эффективности управления бюджетными расходами. Ответственным исполнителем Программы по повышению эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года и указанных государственных программ Российской Федерации является Минфин России, который отвечает за формирование основных принципов и инструментов по обеспечению эффективного и ответственного управления системой общественных финансов Российской Федерации на основе:

нормативного правового регулирования, методологического обеспечения и организации бюджетного процесса,

обеспечения своевременного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере,

обеспечения функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации,

эффективного управления государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации,

развития международного финансово-экономического сотрудничества Российской Федерации,

обеспечения надежности и прозрачности финансовой системы,

создания равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и повышения качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами,

повышения эффективности функционирования финансовых рынков.

Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает значительный, а по ряду направлений - решающий вклад в достижение практически всех стратегических целей государственной политики, в том числе путем создания и поддержания благоприятных условий для экономического роста за счет обеспечения макроэкономической стабильности и соблюдения принятых ограничений по налоговой и долговой нагрузке, повышения уровня и качества жизни населения, укрепления обороноспособности и безопасности страны.

Министерство финансов Российской Федерации в последние годы сосредоточилось, прежде всего, на формировании стабильной финансовой основы для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на базе современных принципов эффективного управления государственными и муниципальными финансами, что, в свою очередь, способствует социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Но достижение результатов государственной политики зависит в первую очередь от активного участия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в ее реализации. Укрепление бюджетной системы и обеспечение устойчивого экономического роста являются основными целями государственной политики Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) в настоящий период.

За рассматриваемый отчетный период динамику и структуру доходных источников государственного бюджета можно представить графически следующим образом:

Диаграмма 1

(млн. руб.)

┌═════════════════════════════════════════════════════════════════════════‰
│            Государственный бюджет Республики Саха (Якутия)              │
│                                                                         │
│                                                        ┌══════════‰     │
│                                                        │          │     │
│                                                        │  57087   │     │
│                                       ┌══════════‰     │  <***>   │     │
│                      ┌══════════‰     │          │     │          │     │
│                      │          │     │  59914,6 │     │          │     │
│     ┌══════════‰     │  58559,8 │     │  <***>   │     ├══════════┤     │
│     │ 40916,1  │     │   <***>  │     │          │     │          │     │
│     │  <***>   │     │          │     ├══════════┤     │          │     │
│     ├══════════┤     ├══════════┤     │          │     │  72336,3 │     │
│     │   48011  │     │  53633,7 │     │  58895,1 │     │   <**>   │     │
│     │   <**>   │     │   <**>   │     │   <**>   │     │          │     │
│     │          │     │          │     │          │     │          │     │
│     ├══════════┤     ├══════════┤     ├══════════┤     ├══════════┤     │
│     │6150,6 <*>│     │8731,1 <*>│     │7140,9 <*>│     │7345,3 <*>│     │
│  ┌══┴══════════┴══┬══┴══════════┴══┬══┴══════════┴══┬══┴══════════┴═══‰ │
│       2010 год         2011 год         2012 год         2013 год       │
│                                                                         │
│    <*> Неналоговые доходы                                               │
│    <**> Безвозмездные поступления                                       │
│    <***> Налоговые доходы                                               │
└═════════════════════════════════════════════════════════════════════════…


Как видно из диаграммы 1, за анализируемый период наметился динамичный рост доходов государственного бюджета. Поступление доходов в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) в 2013 году к объемам доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2010 году увеличилось на 143,8%. В 2010 году в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) поступило 95 077,7 млн. рублей, а в 2013 году объем доходов составил 136 768,6 млн. рублей.

За 2010 - 2013 годы рост доходов за счет собственных источников государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета безвозмездных поступлений составил 136,9%. В 2010 году за счет налоговых и неналоговых доходов в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) поступило 47 066,7 млн. рублей, а в 2013 году уже - 64 432,3 млн. рублей.

Также наметилась устойчивая динамика роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия). За четыре последних года поступления от этих источников увеличились на 142,3%. В 2010 году в консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия) поступило налоговых и неналоговых доходов на сумму 56 931,3 млн. руб., а в 2013 году поступили средства в размере 81 024,0 млн. руб.

Динамика налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия) за анализируемый период представлена в таблице 1.