ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
(в ред. распоряжения Правительства Белгородской области от 28.12.2017 N 597-рп)
Прогноз социально-экономического развития области на период до 2030 года (далее - долгосрочный прогноз) разработан департаментами и управлениями области совместно с администрациями муниципальных районов и городских округов на основе анализа тенденций развития, итогов социально-экономического развития области за 2016 год и оценки 2017 года, с учетом намерений хозяйствующих субъектов и стратегических направлений развития области.
Социально-экономическая политика Правительства области в долгосрочной перспективе будет проводиться на основе приоритетов, определенных в Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, Стратегии "Формирование регионального солидарного общества" на 2011 - 2025 годы, приоритетов инновационного развития, обозначенных Президентом и Правительством Российской Федерации, Губернатором области, положений государственных программ области и проектов. Среди них: повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, развитие сельского хозяйства и сельских территорий, активизация научной и инновационной деятельности, развитие малого и среднего предпринимательства, реализация мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата, импортозамещение, создание новых высокопроизводительных рабочих мест и рост производительности труда, подготовка квалифицированных рабочих кадров, дальнейшее развитие социального сектора, формирование комфортной жизненной среды, повышение стандартов и уровня жизни населения области.
При разработке долгосрочного прогноза учитывались ключевые риски устойчивого социально-экономического развития области, обусловленные как внешними для региона и страны факторами, так и внутренними ограничениями.
Расчет основных показателей долгосрочного прогноза проводился на вариантной основе, в составе трех вариантов - консервативного (вариант 1), базового (вариант 2) и целевого (вариант 3). Базовый вариант принят за основу при разработке прогноза социально-экономического развития области на период до 2030 года.
В 2016 году состояние экономики Белгородской области характеризовалось позитивными тенденциями. Этому способствовал системный подход к решению поставленных задач и конструктивное сотрудничество с региональными бизнес-структурами и населением. Основными инструментами достижения поставленных задач, ускоренного и результативного развития экономики являются проектный и программно-целевой методы управления регионом.
В 2017 году в области сохраняется стабильная ситуация в промышленном и сельскохозяйственном производстве, улучшение конкурентной среды, повышение показателей уровня жизни населения.
Объем валового регионального продукта области по оценке составит в 2017 году в текущих основных ценах 774,7 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2016 года на 3,6 процента.
Индекс промышленного производства в текущем году ожидается на уровне 105,5 процента. Валовая продукция сельского хозяйства оценивается в объеме 239,4 млрд. рублей, или 103 процента в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года. По предварительным расчетам оборот розничной торговли в 2017 году достигнет 312,5 млрд. рублей, объем платных услуг населению области - 80,9 млрд. рублей, с ростом к 2016 году в сопоставимых ценах 100,6 процента и 100,4 процента соответственно.
Размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций за 2017 год оценивается в сумме 29,1 тыс. рублей, что в номинальном выражении на 7,5 процента выше уровня 2016 года. В 2017 году в области ожидается уменьшение показателей смертности населения, сохранение положительного сальдо миграции, в результате численность населения области по оценке на 1 января 2018 года составит 1552,9 тыс. человек.
В ходе разработки основных показателей прогноза социально-экономического развития области на период до 2030 года учитывались прогнозы Министерства экономического развития Российской Федерации, а также проводимые Правительством области мероприятия по укреплению конкурентоспособных позиций региона, привлечению инвестиций в инновационные секторы экономики и высокотехнологичные проекты развития производств, повышение качества инфраструктуры, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, улучшение социальных параметров развития.
Реализация приоритетных стратегических направлений экономической политики позволит минимизировать угрозы зависимости экономики области от конъюнктуры мировых и внутренних рынков железорудного сырья, металлургической и сельскохозяйственной продукции, обеспечить повышение конкурентоспособности экономики и социальной сферы региона на основе кластерного подхода с использованием механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства, проектного и программного управления.