Действующий

О ПРОЕКТЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА


3.11. Гражданское общество


Становление России как демократического правового и социально развитого государства предопределяет проведение в Республике Саха (Якутия) государственной политики, направленной на развитие гражданского общества, активное вовлечение его институтов в социально-экономическую жизнь с учетом реализации долгосрочной Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

Одним из важнейших условий для становления сильного гражданского общества Республики Саха (Якутия) является его институционализация, что подразумевает создание наиболее эффективных политических, экономических, правовых, организационных и других условий функционирования.

Развитие институтов гражданского общества в республике непосредственно связано с повышением мотивационной готовности людей к общественной активности и гражданскому участию, добровольчеству и волонтерству, формированием культуры гражданского участия и коллективных гражданских действий, поддержкой деятельности институтов гражданского общества со стороны органов государственной власти, расширением сферы общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

В республике отмечается высокий уровень общественной активности. На территории республики по состоянию на 1 ноября 2016 года зарегистрировано 2112 некоммерческих организаций, в том числе 1415 СО НКО, из которых 7 состоит в реестре поставщиков социальных услуг республики. Республика накопила уникальный исторический опыт самоорганизации населения - туелбэ. В настоящее время на территории республики работают 1384 туелбэ, из них 13 официально зарегистрированы в форме территориальных общественных самоуправлений (далее - ТОС). ТОС становится важной формой гражданской активности, самоорганизации граждан для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения в республике и важным инструментом для решения самых разных социально значимых для населения вопросов, касающихся благоустройства территорий, проведения культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы в микрорайонах, организации актов милосердия и благотворительности.

Некоммерческие организации являются организационной основой гражданского общества и играют важную роль в развитии демократии, представляют интересы различных групп общества, обеспечивают им широкие возможности для участия в процессе выработки и принятия решений, занимаются защитой прав человека, через механизмы общественной экспертизы и контроля способствуют прозрачности и эффективности работы государственных структур. Все более весомым становится вклад социально ориентированных НКО (далее - СО НКО) в сферу предоставления социальных услуг, обеспечение занятости населения, при этом вовлекая в экономическую деятельность инвалидов, пенсионеров, молодежь и т.п. Привлечение СО НКО к деятельности в сфере оказания социальных услуг является одним из основных ориентиров развития некоммерческого сектора, способствующим развитию конкуренции и повышению качества в сфере социального обслуживания.

Государственная поддержка СО НКО расширяет возможности их развития. Предоставление имущественной и финансовой поддержки на конкурсной основе, налоговые льготы, привлечение СО НКО к реализации государственной политики в социальной сфере, к участию в госзакупках, пропаганда и популяризация, информационное сопровождение деятельности СО НКО, в том числе на интернет-портале, консультационная и координационная поддержка, методическая помощь, в том числе по подготовке, дополнительному профессиональному образованию работников и добровольцев СО НКО, являются приоритетными направлениями реализуемой в Республике Саха (Якутия) государственной политики по развитию институтов гражданского общества. Поддержка системы негосударственных ресурсных центров развития гражданских инициатив и СО НКО позволит оказывать информационную, консультационную и методическую поддержку на местах.

Необходимыми условиями решения задач социально-экономического и культурного развития муниципалитетов и местного сообщества является обеспечение устойчивости основных механизмов поддержки и развития некоммерческого сектора, принятие муниципальных программ по поддержке СО НКО, обеспечение прозрачности их реализации, развитие социальной инфраструктуры для увеличения доступности рынка услуг и ресурсов для СО НКО. В данный момент финансовая поддержка СО НКО осуществляется в 25 муниципальных районах и двух городских округах республики, что составляет 75% от всех муниципальных образований.

Непрерывный мониторинг, анализ и оценка эффективности развития НКО в республике позволят четко и своевременно реагировать на изменения в третьем секторе и обеспечат эффективную реализацию всех мер государственной поддержки СО НКО в Республики Саха (Якутия).

Важным и неотъемлемым элементом гражданского общества является развитая система общественных объединений, созданных в целях обеспечения прав и свобод каждого члена общества. Особое место в правозащитной сфере в Республики Саха (Якутия) занимает Общественная палата Республики Саха (Якутия) - институт взаимодействия граждан Российской Федерации, проживающих на территории Якутии, некоммерческих организаций, зарегистрированных на территории республики, с органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления. Общественная палата ведет активную работу с гражданами, взаимодействует с некоммерческими организациями, проводит экспертизу законопроектов, инициирует общественные слушания и участвует в "круглых столах", проводит благотворительные акции и мероприятия.

Другим эффективным каналом взаимодействия государства с гражданским обществом является институт коллегиальных органов (координационные и общественные советы) при органах исполнительной власти и органах местного самоуправления. Общественные советы являются механизмом осуществления общественного контроля по участию граждан и организаций в обсуждениях актуальных проблем в режиме переговорных площадок, разработке административных регламентов, выработке различных форм экспертного обсуждения законопроектов и согласованных общественно-значимых решений органов исполнительной власти и местного самоуправления. Принят Закон Республики Саха (Якутия) "Об общественном контроле в Республике Саха (Якутия)", который регламентирует формы и субъекты общественного контроля. Расширение сферы общественного контроля в формате активного участия представителей иных независимых общественных объединений в работе координационных и общественных советов - необходимое условие поступательного развития. Формирование атмосферы информационной открытости как важнейшего условия полноценного взаимодействия власти с институтами гражданского общества свидетельствуют о зрелости и развитости гражданского общества Республики Саха (Якутия).

Гражданское общество не может эффективно и поступательно развиваться без взаимодействия государства и гражданского общества на принципах свободного и равного доступа к информации и знаниям. Вовлечение общества в совместную работу, направленную на социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) возможно при условии проведения качественных изменений в деятельности органов государственной и муниципальной власти, построенных на принципах открытости. В целях совершенствования диалога общества и власти в Республике Саха (Якутия), повышения качества государственного и муниципального управления Главой Республики Саха (Якутия) подписан Указ от 8 ноября 2014 года N 143 "Об открытом государственном и муниципальном управлении". В настоящий момент в республике идет активный процесс формирования, реализации и совершенствования системы "Открытое Правительство".

Еще одним эффективным информационным инструментом, обеспечивающим открытость и доступность власти, является публичный отчет органов государственной власти перед населением.

В Республике Саха (Якутия) практика проведения отчетов исполнительных органов государственной власти перед населением внедрена с 1998 года. На протяжении 18 лет осуществляется выезд во все населенные пункты республики, где с участием глав муниципальных образований Республики Саха (Якутия) обсуждается не только сам доклад о деятельности Правительства за отчетный год, но и об исполнении постановочных вопросов населения, поставленных на предыдущем отчете. Тем самым обеспечивается обратная связь.

Консолидация усилий власти и гражданского общества, в том числе по активизации важнейшего ресурса - социально ответственного и инициативного гражданина, является основой социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

Одной из особенностей "умной экономики" является ставка на индивидуальные качества человека, что может привести к "атомизации" общества и тесно связанной с этим утере национальной идентичности. Сглаживанию негативных глобальных тенденций будет способствовать пассионарность - внутренняя энергетика многонационального народа Якутии, движущая сила его культурного, экономического и геополитического созидания.

Ц-1.11. Пассионарное и толерантное гражданское общество - основа для решения долгосрочных задач социально-экономического развития на основе равноправного взаимодействия общества и государства.

Задачи и основные мероприятия:

З-1.11.1. Совершенствовать механизмы участия общества в вопросах социально-экономического развития и национальной политики:

- предоставление консультационной, координационной поддержки и методической помощи СО НКО, поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев СО НКО;

- совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества;

- поддержка общественных институтов;

- развитие публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации на базе муниципальных библиотек, создание при библиотеках центров для инициативной молодежи и граждан старшего возраста; центров по обучению компьютерной грамотности и пользованию полезными интернет-ресурсами.

3-1.11.2 Развитие гражданской солидарности и правового сознания населения:

- создание условий для формирования и развития институтов гражданского общества, развития публичной сферы;

- укрепление морально-нравственного состояния общества, сохранение традиционных норм и ценностей,

- создание условий для конструктивного диалога поколений, укрепление социокультурных связей и взаимопонимания между различными социальными группами;

- формирование у детей и молодежи правовой культуры и гражданской ответственности, привлечение молодежи к участию в общественно-политической жизни.

Проекты: