Действующий

О ПРОЕКТЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦЕЛЕВОГО ВИДЕНИЯ ДО 2050 ГОДА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Цель разработки Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года (далее - Стратегия) - это определение миссии, целей, задач, приоритетов, направлений развития, ключевых проектов, результатов, основных параметров ресурсных источников, необходимых для достижения системы стратегических целей и задач долгосрочного социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

Правовую основу Стратегии составляют Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закон Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2016 года N 1742-З N 1041-V "О стратегическом планировании в Республике Саха (Якутия)".

Стратегия согласована с документами стратегического планирования, разрабатываемыми и утверждаемыми (одобряемыми) органами государственной власти Российской Федерации в части полномочий Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).

Стратегия призвана консолидировать усилия органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия), институтов гражданского общества и каждого жителя Республики Саха (Якутия) на создание внутренних и внешних условий для реализации стратегических целей и задач социально-экономической политики Республики Саха (Якутия).

Стратегия является основой для разработки и реализации государственных программ Республики Саха (Якутия), схемы территориального планирования Республики Саха (Якутия) и плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).

Разработка Стратегии велась на основе следующих принципов:

принцип приоритетности интересов человека - формирование и приумножение человеческого капитала, создание комфортного пространства и общественных институтов для полноценной реализации потенциала человека;

принцип устойчивого развития - переход к модели развития, основой которой является удовлетворение потребности текущего периода без ущерба для будущих поколений;

принцип бережного отношения к природным экосистемам и окружающей среде;

принцип концентрации ресурсов на результат - первоочередность реализации комплексных высокоэффективных мероприятий, в том числе при пространственном развитии территорий;

принцип интегрального управления инвестициями на основе долгосрочной инвестиционной стратегии;

принцип проектного управления.

Процессные подходы к разработке Стратегии:

открытость - обеспечение доступности информации об основных положениях Стратегии, вовлечение населения и бизнеса в общественное обсуждение проекта Стратегии;

экспертная оценка - экспертиза промежуточных и итоговых проектов Стратегии, проведение семинаров и конференций;

баланс интересов заинтересованных сторон: населения, крупного бизнеса, малого и среднего предпринимательства, федеральных органов власти, органов исполнительной власти, местного самоуправления;

совмещение и устойчивая взаимосвязь концептуального и операционального этапов - одновременная проработка базовых идей до уровня текущих мероприятий с выработкой концепций всех документов стратегического планирования - от стратегии до мероприятий государственных программ, схемы территориального планирования, плана мероприятий по реализации стратегии, стратегий муниципальных образований в ходе работы Проектного офиса;

проработка механизма управления реализацией Стратегией - выстраивание тесной взаимосвязи реализации Стратегии со структурой органов власти, институтов развития, общественных институтов, органов местного самоуправления.

В Стратегии раскрывается прибрежно-морской компонент, который предполагает реализацию перспективной экономической модели развития Северного морского пути как транснациональной морской магистрали круглогодичного функционирования, проведение научных исследований и применение новых технологий в прибрежной зоне, сохранение в прилегающей акватории Мирового океана уникальных природных объектов и биоразнообразия на основе расширения и оптимизации деятельности особо охраняемых природных территорий (и акваторий) федерального и республиканского значения, а также их использования для целей развития международного и внутреннего экологического туризма.

В Стратегии использованы результаты НИР "Республика Саха (Якутия)-2050. Форсайт исследование", Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова и Сибирский федеральный университет; НИР "Сценарные условия и основные макроэкономические параметры прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года", Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.