В соответствии с пунктом 1 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 03.02.2006 N Пр-154 в Республике Саха (Якутия) разработана и реализуется Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года (далее Схема-2020), одобренная Правительством Российской Федерации (протокол заседания N 5 от 08.02.2007).
В середине текущего десятилетия создание системы новых базовых отраслей, опережающее развитие инфраструктуры, обеспечивающих долгосрочное социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия), позволило республике выйти в лидеры по динамике темпов роста экономики.
За период реализации Схемы-2020 (2015 год к 2006 году) валовой региональный продукт увеличился в 3,5 раза в абсолютном выражении при плане по инновационному варианту в 3,1 раза. В сопоставимых ценах ВРП увеличился на 30,4% (план - на 45,5%), что почти в 1,8 раза опережает среднероссийский темп (16,6%).
На рост интегрального показателя экономики оказали влияние структурные изменения в промышленности: в дополнение к традиционным базовым отраслям по добыче алмазов, золота и угля, создается современный нефтегазовый комплекс. Объем промышленной продукции увеличился в 3,7 раза (план 3,6 раза), при этом индекс промышленного производства топливно-энергетического комплекса составил 3,8 раза к 2006 году при плане в 2,9 раза. Вместе с тем, не достигнуты планы по индексу обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды.
Несмотря на диверсификацию экономики, сохраняется ресурсно-сырьевая модель экономического роста Республики Саха (Якутия). При отсутствии на национальном уровне механизмов эффективного перераспределения экспортных доходов на развитие несырьевого сектора "локомотивом роста" продолжает оставаться добывающий сектор. Производство обрабатывающих отраслей за десятилетний период в сопоставимых ценах снизилось на 14,4% (2015 год к 2005 году). Валовая продукция сельского хозяйства сократилась на 14,6% со сжатием доли в сельскохозяйственном производстве ДВФО.
Положительной стороной усиления сырьевой направленности развития Республики стал рост среднедушевого производства ВРП, отношение номинального среднедушевого ВРП к среднему по РФ увеличилось с 1,53 в 2005 году до 1,71 в 2014 году, при этом рост показателя отмечается и при учете межрегиональной дифференциации цен.
За 2007 - 2015 годы привлечено инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования по Республике Саха (Якутия) в объеме 1 570,6 млрд рублей. По итогам 2015 года в сравнении с 2006 годом объем инвестиций в основной капитал вырос в 1,8 раза, что существенно выше инновационного варианта (в 1,43 раза) Схемы-2020. По итогам 2015 года удельный вес инвестиций в основной капитал в объеме ВРП республики составил 27,3%, для сравнения - доля инвестиций в основной капитал в ВВП России по итогам 2015 года составила 18%. Размер государственных активов увеличился в 2,5 раза.
Основными направлениями инвестирования в экономику Республики Саха (Якутия) в 2015 году, как и в предыдущие годы являлось новое строительство, на долю которого приходилось от 65 - 85% общего объема инвестиций в основной капитал. Доля инвестиций направляемых на модернизацию и реконструкцию осталась на уровне 2007 г. 5,6%.
Доля инвестиций в основной капитал направляемых организациями на приобретение основных средств увеличилась на 3% по сравнению с 2007 г. до отметки более 22%.
Численность населения увеличилась и на 1 января 2016 года составила 959,7 тыс. чел. (в 2006 г. численность населения составляла 954,4 тыс. чел.).
По оценке доля численности занятых в секторе малого и среднего предпринимательства в среднегодовой численности занятых, составляет по республике 31,1%, по России - 0,2%. С 2006 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличилось на 55,2%. Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства за 2014 год по сравнению с 2008 годом увеличился в 2 раза и занимает в общем обороте Российской Федерации около 0,5%. Доля сектора малого и среднего предпринимательства за 2014 год в валовом региональном продукте составляет 15,2%.
Доходы консолидированного бюджета увеличились в 3,3 раза (план - в 3,4 раза), в том числе налоговые доходы - в 4,3 раза (план - в 4,4 раза). При этом расходы растут опережающими темпами, что связано с обеспечением выполнения растущих социальных обязательств. В результате обеспечивается социальная стабильность в регионе.
Основной показатель - ожидаемая продолжительность жизни в 2015 году достигла 70,3 лет, что на 6,3% выше инновационного плана, но ниже среднероссийского уровня (71,39 лет).
Меры, направленные на улучшение рождаемости, поддержки материнства, улучшение качества предоставляемых медицинских услуг позволили снизить показатели по снижению младенческой смертности на 28,3% при плане по инновационному варианту на 15,1%.
За период 2007 - 2015 годы введено 617,6 км дорог общего пользования, подвижность населения возросла на 29,1% (при плане 25,5%), что выше, чем по Дальневосточному федеральному округу (снижение на 8%) и в целом по РФ (рост на 4%).
Обеспеченность жилыми помещениями превысила плановые показатели и на конец 2015 года составила 21,5 кв. м на 1 жителя республики, что тем не менее ниже среднероссийского показателя (24,4 - 2015 год) и показателя ДФО (23,2). За период 2007-2015 годы введено 3,3 млн кв. м. жилья.
Плотность пользования Интернет увеличилась в 5 раз и составляет 42 на 100 человек. Вместе с тем, по данным выборочного наблюдения населения, доля домохозяйств, имеющих персональный компьютер и доступ к сети Интернет ниже среднероссийского показателя (по данным за ноябрь - декабрь 2015 года - 56,9% против 68,4%).
Реальные денежные доходы населения в период с 2006 по 2015 год возросли на 36,1%, в целом по России - на 33,7%. Вместе с тем, отмечается тенденция сокращения отрыва среднедушевых денежных доходов населения от среднероссийских и средних по Дальнему Востоку показателей в номинальном выражении.
Удельный вес численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в 2007 году составлял 20,3% (или 194,1 тыс. человек). В последующие шесть лет доля бедного населения сокращалась и в 2013 году снизилась до 16,3% (или 156 тыс. человек). С 2014 года ухудшение экономической ситуации повлияло на рост доли бедного населения: в 2014 году показатель составил 17,4% (или 166,1 тыс. человек), в 2015 году, по предварительным данным - 18,9% (или 181,2 тыс. человек). Уровень бедности в республике выше, чем показатель в среднем по России (в 2015 году - 18,9% и 13,3% соответственно).
В процесс государственного управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и проектного управления, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь в рамках программно-целевого подхода.
Созданы все элементы инвестиционной и инновационной инфраструктуры. Население полностью охвачено предоставлением государственных и муниципальных услуг в режиме "одного окна" на базе многофункциональных центров.
По итогам оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации за 2014 год Республика Саха (Якутия) заняла 7 место (за 2013 год - 17-е место).
Таким образом, за последние годы Республика Саха (Якутия) укрепила статус ведущего и динамично развивающегося субъекта Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе.
Главные цели Схемы-2020 в основном достигнуты: экономический рост приобрел устойчивый характер, заложены основы масштабных структурных и институциональных изменений.
Несмотря на достигнутые успехи, усиливается сырьевая экспортно-ориентированная модель экономики республики, зависимость от добычи полезных ископаемых, доля которой составила 45,2% в ВРП - 3 место в стране (в среднем по РФ - 10,4%), при этом доля добычи алмазов в Якутии по итогам 2015 года составила 20,1% от общего объема ВРП.
Сильное влияние оказывают складывающиеся мировые тенденции развития отраслей экономики и изменения цен на сырье. В связи с перспективой производства искусственных алмазов, активным развитием альтернативных видов топлива и энергии, возможностью открытия и освоения новых крупных месторождений за рубежом, при ухудшении горно-геологических условий отработки местных месторождений, возрастают риски для ключевых отраслей экономики и государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Недостаточно развитая социальная инфраструктура, продолжающийся с 1990-х миграционный отток населения, в том числе квалифицированных кадров, низкое качество жизни наряду с неразвитой инфраструктурой, прежде всего энергетической и транспортной, тормозят динамичное развитие Республики Саха (Якутия).
Без опережающего развития инфраструктуры невозможно достижение ключевой стратегической цели Российской Федерации - закрепления населения на Дальнем Востоке России.