Действующий

Об утверждении региональной программы "Охрана атмосферного воздуха в Ростовской области" (с изменениями на 15 января 2024 года)



Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


(в ред. постановления Правительства Ростовской области от 29.11.2019 N 862)



В настоящее время основными причинами сохранения или увеличения уровня загрязнения атмосферного воздуха являются значительный рост автотранспортных средств, интенсивное строительство, развитие промышленного производства на фоне снижения площади озеленения населенных пунктов.


Анализ качества атмосферного воздуха показывает, что основными вредными примесями, концентрации которых обуславливают повышенный уровень загрязнения в населенных пунктах Ростовской области, являются формальдегид, азота оксиды, углерода оксид, взвешенные вещества, бенз(а)пирен и углеводороды.


Основными источниками этих загрязнений остаются автомобильный транспорт (азота оксиды, углерода оксид, взвешенные вещества), предприятия топливно-энергетического и машиностроительного комплексов (бенз(а)пирен, серы диоксид, сероводород, фторид водорода), предприятия строительной индустрии (взвешенные вещества).


В перечень основных загрязнителей атмосферного воздуха, имеющих стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, входят объекты теплоэнергетического, металлургического, нефтехимического комплексов, машиностроения, производства стройматериалов, пищевых продуктов, в частности такие крупные предприятия, как: Новочеркасская ГРЭС, ОАО "Энергопром - Новочеркасский электродный завод", ООО "Производственная Компания "Новочеркасский электровозостроительный завод"; ООО "Лукойл-Ростовэнерго", муниципальное унитарное предприятие "Теплокоммунэнерго", ООО Комбайновый завод "Ростсельмаш", ООО "Ростовский литейный завод", Ростовский вертолетный производственный комплекс публичное акционерное общество "Роствертол", Северо-Кавказская железная дорога - филиал ОАО "Российские железные дороги", ООО "Ростсельмашэнерго", ООО "Аристотель", ЗАО "Юг Руси", ОАО "Таганрогский металлургический завод", АО Теплоэнергетическое предприятие тепловых сетей "Теплоэнерго", ОАО "Таганрогский котлостроительный завод "Красный котельщик", публичное акционерное общество "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Бериева", Волгодонское производственное подразделение ООО "Лукойл-Ростовэнерго", ОАО "Волгодонской комбинат древесных плит", ООО "Волгодонское специализированное дорожное ремонтно-строительное управление", Волгодонская атомная электростанция в г. Волгодонске, ОАО "Стройфарфор", ООО "Шахтинская Газотурбинная электростанция", ООО "Ростовский электрометаллургический заводъ" в г. Шахты и другие. При этом хозяйствующие субъекты Ростовской области осуществляют производственный контроль за атмосферным воздухом, а также реализуют мероприятия по охране атмосферного воздуха.


Законодательством в области охраны атмосферного воздуха закреплен принцип обязательности государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществляемого органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Правовыми средствами охраны атмосферного воздуха являются: нормирование качества атмосферного воздуха и предельно допустимых воздействий со стороны отдельных источников; разрешительный порядок вредных воздействий на состояние атмосферного воздуха; мониторинг атмосферного воздуха.


В целях снижения негативного воздействия на атмосферный воздух в рамках полномочий субъекта Российской Федерации минприроды Ростовской области осуществляется государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Указанное мероприятие осуществляется в рамках основной деятельности и не требует отдельного финансирования.


Процессы, связанные с загрязнением атмосферного воздуха в Ростовской области и антропогенным воздействием на окружающую среду, требуют принятия эффективных управленческих решений в области охраны атмосферного воздуха в целях определения причин и источников негативного воздействия, разработки и реализации мер по улучшению экологической ситуации. Реализация мероприятия по мониторингу загрязнения атмосферного воздуха позволяет получать достоверную информацию о его состоянии, а также изменениях в зонах негативного воздействия в промышленных центрах Ростовской области. Информация о состоянии атмосферного воздуха в городах Азове, Волгодонске, Ростове-на-Дону, Таганроге, Цимлянске, Новочеркасске и Шахтах формируется на основании данных, получаемых со стационарных постов государственной сети наблюдения. В других городах Ростовской области, не имеющих таких постов, осуществляется методом маршрутного обследования уровня загрязнения атмосферного воздуха.


Дополнительным источником информации могут являться результаты наблюдений за состоянием качества атмосферного воздуха на территории Ростовской области при проведении социально-гигиенического мониторинга, осуществляемого Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, а также данные о содержании загрязняющих веществ, получаемые хозяйствующими субъектами в рамках производственного контроля за охраной атмосферного воздуха. Указанная информация, поступающая в минприроды Ростовской области в соответствии с соглашениями об информационно-методическом обмене, позволит не только увеличить объем информации о состоянии атмосферного воздуха, но и обеспечить комплексный подход в решении вопросов минимизации негативного воздействия на атмосферный воздух. При этом информация о состоянии и динамике изменений показателей загрязнения атмосферного воздуха позволяет использовать данные мониторинга для принятия мер, направленных на улучшение состояния атмосферного воздуха и экологической обстановки на территории Ростовской области.


Необходимо отметить, что существуют факторы (риски), наступление которых может повлечь за собой снижение значений показателей реализации Программы. Возможными финансово-экономическими факторами (рисками) реализации Программы может являться отсутствие финансирования или неполное финансирование мероприятий из различных источников, предусмотренных Программой. Нормативно-правовые риски связаны с возможным возникновением пробелов и коллизий в правовом регулировании, а также изменениями законодательства в области охраны атмосферного воздуха, что сопровождается невозможностью выполнения положений Программы в связи с данными изменениями. Технические риски связаны с отказом функционирования технических устройств, необходимых для проведения мониторинга атмосферного воздуха. Техногенные и экологические риски связаны с возникновением любой крупной природной или техногенной аварии, вероятность которой полностью исключить нельзя, что может также негативно сказаться на реализации мероприятий Программы.


В целях минимизации рисков в процессе реализации Программы предусматриваются: организация системы контроля за исполнением Программы; мониторинг достижения цели и задач в ходе реализации Программы и внесение предложений о ее корректировке (при необходимости); оперативное реагирование на изменения федерального законодательства путем своевременной разработки и принятия соответствующих региональных нормативных правовых актов.