МЕРОПРИЯТИЯ ПО УСИЛЕНИЮ РОЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ
┌═════┬══════════════════════════════════════════════┬══════════┬══════════════════════‰
│ NN │ Наименование мероприятий │ Сроки │ Ответственные за │
│ │ │исполнения│ исполнение <*> │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │
├═════┴══════════════════════════════════════════════┴══════════┴══════════════════════┤
│ Раздел I. Обновление содержания образования │
├═════┬══════════════════════════════════════════════┬══════════┬══════════════════════┤
│1.1. │Обеспечение преподавания курса русского языка │2006 - │Департамент │
│ │как обязательного предмета в школе III ступени│2010 гг. │образования │
│ │во всех общеобразовательных учреждениях │ │Муниципальные органы │
│ │области и в учреждениях начального │ │управления │
│ │профессионального образования с получением │ │образованием (МОУО) │
│ │среднего (полного) образования │ │Учреждения начального │
│ │ │ │профессионального │
│ │ │ │образования (УНПО) │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│1.2. │Освоение нового содержания учебных курсов │2006 - │Департамент │
│ │русского языка и литературы в соответствии с │2010 гг. │образования │
│ │государственными образовательными стандартами │ │МОУО │
│ │в учреждениях общего и начального │ │УНПО │
│ │профессионального образования │ │ │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│1.3. │Обеспечение преподавания: │2006 - │Департамент │
│ │- факультативных курсов и курсов по выбору │2010 гг. │образования │
│ │филологической направленности в учреждениях │ │МОУО │
│ │общего образования; │ │Областные │
│ │- учебных курсов "Культура речи", "Риторика" в│ │педагогические │
│ │областных педагогических колледжах │ │колледжи │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│1.4. │Реализация в учебном процессе на │2006 - │Владимирский │
│ │филологическом факультете ВГПУ серии │2010 гг. │государственный │
│ │спецкурсов и спецсеминаров по русскому языку и│ │педагогический │
│ │его истории: │ │университет │
│ │- "Спорные вопросы теории обособления членов │ │(ВГПУ) │
│ │предложения"; │ │ │
│ │- "Нерешенные вопросы синтаксического членения│ │ │
│ │предложения"; │ │ │
│ │- "Грамматическая категория рода и ее │ │ │
│ │отношение к категории лица"; │ │ │
│ │- "Русское словообразование"; │ │ │
│ │- "Теория текста и основы лингвистической │ │ │
│ │герменевтики"; │ │ │
│ │- "Динамика текста и слова"; │ │ │
│ │- "Проблема сочетаемости языковых единиц"; │ │ │
│ │- "Русская языковая картина мира"; │ │ │
│ │- "Вопросы владимирской ономастики"; │ │ │
│ │- "Вопросы синтаксиса осложненного │ │ │
│ │предложения"; │ │ │
│ │- "Присубстантивный инфинитив"; │ │ │
│ │- "Структура и семантика текста" │ │ │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│1.5. │Обеспечение преподавания курса "Русский язык и│2006 - │ВГПУ │
│ │культура речи" на нефилологических факультетах│2010 гг. │ │
│ │(дневная и заочная формы обучения) ВГПУ │ │ │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│1.6. │Максимальное использование воспитательного │2006 - │Департамент │
│ │потенциала филологических программ для │2010 гг. │образования │
│ │формирования духовных и нравственных качеств, │ │ │
│ │мировоззрения учащихся: │ │ │
│ │- обобщение положительного опыта работы │2006 - │Владимирский институт │
│ │учителей-словесников по соответствующей │2010 гг. │повышения квалификации│
│ │тематике; │ │работников образования│
│ │ │ │(ВИПКРО) │
│ │- организация работы по учебно-методическому │2006 - │МОУО │
│ │комплекту "Вокруг тебя - Мир..."; │2010 гг. │ │
│ │- разработка методических рекомендаций по │ │ВИПКРО │
│ │формированию духовно-нравственной культуры │2009 г. │ │
│ │учащихся на уроках русского языка, литературы │ │ │
│ │и во внеурочной деятельности; │ │ │
│ │- освоение современных методик и │ │МОУО │
│ │образовательных технологий, способствующих │ │Учреждения среднего │
│ │усилению воспитательного воздействия │2006 - │профессионального │
│ │филологических программ (диалог, проектная │2010 гг. │образования (УСПО) │
│ │деятельность и др.) │ │УНПО │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│1.7. │Реализация культурологического подхода в │2006 - │Департамент │
│ │преподавании русского языка и литературы: │2010 гг. │образования │
│ │- организация цикла уроков, бесед с учащимися │2006 - │МОУО │
│ │по краеведческой тематике ("Книги Древней │2010 гг. │Областные │
│ │Руси", "Как учились в старину", "Человек │ │образовательные │
│ │придумал книгу" и др.); │ │учреждения │
│ │- организация исследовательской деятельности │2006 - │ВГПУ │
│ │студентов по проблемам русской культуры и │2010 гг. │ │
│ │русского языка через систему реферирования, │ │ │
│ │выпускных квалификационных экзаменов; │ │ │
│ │- разработка и изучение регионального │2006 - │ВГПУ │
│ │компонента русского языка (лингвокраеведение, │2010 гг. │ │
│ │лингвоономастика); │ │ │
│ │- изучение спецкурса "Лексика говоров │ │ВГПУ │
│ │Владимирской области"; │ │ │
│ │- проведение VII и VIII международных │2007, 2009│ВГПУ │
│ │конференций "Художественный текст и культура".│гг. │ │
│ │Выпуск сборников материалов конференций │ │ │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│1.8. │Организация предпрофильной филологической │2006 - │Департамент │
│ │подготовки и профильного обучения учащихся в │2010 гг. │образования │
│ │общеобразовательных учреждениях: │ │ │
│ │- разработка программ элективных курсов; │2006 - │МОУО │
│ │ │2010 гг. │ │
│ │- создание на базе ВИПКРО банка данных о │2006 - │ВИПКРО │
│ │положительном опыте реализации профильного │2010 гг. │ │
│ │обучения; │ │ │
│ │- подготовка методических рекомендаций "Об │2006 г. │Департамент │
│ │организации предпрофильной филологической │ │образования │
│ │подготовки и профильного обучения учащихся в │ │ВИПКРО │
│ │школе III ступени"; │ │ │
│ │- проведение опытно-экспериментальной работы │2006 г. │Комитет по образованию│
│ │по теме "Организация профильного обучения в │ │администрации │
│ │школе III ступени через построение │ │Собинского района │
│ │индивидуальных образовательных траекторий" на │ │ │
│ │базе Лакинской средней школы N 2 Собинского │ │ │
│ │района (областная площадка); │ │ │
│ │- отработка модели гимназического образования │2006 - │Управление образования│
│ │на базе областных опытно-экспериментальных │2008 гг. │администрации │
│ │площадок средних общеобразовательных школ N 1 │ │Судогодского района │
│ │(г. Судогда), N 2 (г. Киржач) │ │Отдел образования │
│ │ │ │администрации │
│ │ │ │Киржачского района │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│1.9. │Развитие речевой культуры, повышение уровня │2006 - │Департамент │
│ │коммуникативной и языковой компетенции │2010 гг. │образования │
│ │учащихся: │ │ │
│ │- введение и поддержка общего │2006 - │МОУО │
│ │культурно-речевого режима в образовательном │2010 гг. │УСПО │
│ │учреждении; │ │УНПО │
│ │- организация работы кружков художественного │2006 - │МОУО │
│ │слова; │2010 гг. │Областные │
│ │ │ │образовательные │
│ │ │ │учреждения │
│ │- обеспечение образовательных учреждений │2006 - │МОУО │
│ │лингвистическими словарями, текстами │2010 гг. │ │
│ │произведений отечественной и мировой │ │ │
│ │классической литературы; │ │ │
│ │- перестройка учебного процесса на принципах │2006 - │МОУО │
│ │общения, диалога учителя и ученика; │2010 гг. │УСПО │
│ │ │ │УНПО │
│ │- проведение областного конкурса учащихся │2009 - │ВИПКРО │
│ │"Знай и люби русский язык"; │2010 гг. │МОУО │
│ │- проведение областного конкурса методических │2008 - │ВИПКРО │
│ │разработок учителей русского языка и │2009 гг. │ │
│ │литературы по формированию культуры речи │ │ │
│ │обучающихся; │ │ │
│ │- проведение тематических курсов для учителей │2006 г. │ВИПКРО │
│ │русского языка и литературы "Формирование │ │ │
│ │коммуникативной компетенции учащихся" │ │ │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│1.10.│Совершенствование форм контроля и диагностики:│2006 - │Департамент │
│ │ │2010 гг. │образования │
│ │- освоение новых форм текущего контроля и│2006 - │ВИПКРО │
│ │государственной (итоговой) аттестации│2010 гг. │МОУО │
│ │выпускников по русскому языку и литературе│ │Областные │
│ │(изложение по открытым сборникам текстов,│ │образовательные │
│ │комплексный анализ текста, проведение экзамена│ │учреждения │
│ │с использованием телевидения и радиовещания,│ │ │
│ │тестирование, изложение с творческим заданием│ │ │
│ │и др.); │ │ │
│ │- участие во Всероссийском эксперименте по │2006 - │ВИПКРО │
│ │проведению единого государственного экзамена │2007 гг. │МОУО │
│ │по русскому языку; │ │Областные │
│ │ │ │образовательные │
│ │ │ │учреждения │
│ │- проведение мониторинговых исследований │2006 г. │ВИПКРО │
│ │качества гуманитарной подготовки учащихся │ │ │
│ │общеобразовательных учреждений; │ │ │
│ │- организация работы областной аттестационной │2006 - │ВИПКРО │
│ │комиссии по проверке письменных │2010 гг. │ │
│ │экзаменационных работ по русскому языку и │ │ │
│ │литературе выпускников общеобразовательных │ │ │
│ │учреждений - кандидатов на награждение │ │ │
│ │золотыми медалями; │ │ │
│ │- проведение экспертизы качества проверки │2006 - │ВИПКРО │
│ │экзаменационных письменных работ выпускников │2010 гг. │ │
│ │общеобразовательных учреждений, награжденных │ │ │
│ │серебряными медалями; │ │ │
│ │- организация опытно-экспериментальной работы │2006 - │Управление образования│
│ │по теме "Новые подходы к оценке личностных │2008 гг. │администрации │
│ │достижений учащихся" на базе средней │ │г. Гусь-Хрустального │
│ │общеобразовательной школы N 15 г. │ │ │
│ │Гусь-Хрустального (областная площадка); │ │ │
│ │- разработка информационно-методических │ │ │
│ │рекомендаций: │ │ │
│ │"О проведении репетиции ЕГЭ по русскому языку │2006 г. │Департамент │
│ │2006 года"; │ │образования │
│ │"О новой форме государственной (итоговой) │2006 г. │Департамент │
│ │аттестации выпускников IX классов │ │образования │
│ │общеобразовательных учреждений по русскому │ │ │
│ │языку"; │ │ │
│ │"О проведении государственной (итоговой) │2006 г. │Департамент │
│ │аттестации выпускников учреждений начального │ │образования │
│ │профессионального образования по русскому │ │ВИПКРО │
│ │языку и литературе в форме изложения с │ │ │
│ │творческим заданием"; │ │ │
│ │"Об участии учреждений начального │2006 г. │Департамент │
│ │профессионального образования в эксперименте │ │образования │
│ │по введению ЕГЭ по русскому языку" │ │ │
├═════┴══════════════════════════════════════════════┴══════════┴══════════════════════┤
│ Раздел II. Мероприятия с учащимися и студентами │
├═════┬══════════════════════════════════════════════┬══════════┬══════════════════════┤
│2.1. │Проведение областных олимпиад школьников по │2006 - │Департамент │
│ │русскому языку и литературе │2010 гг. │образования │
│ │ │ │ВИПКРО │
│ │ │ │ВГПУ │
│ │ │ │МОУО │
│ │ │ │Областные │
│ │ │ │образовательные │
│ │ │ │учреждения │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│2.2. │Проведение конкурсов сочинений, знатоков │2006 - │Департамент │
│ │русского языка, предметных недель, │2010 гг. │образования │
│ │тематических вечеров и др. │ │ВИПКРО │
│ │ │ │МОУО │
│ │ │ │УСПО │
│ │ │ │УНПО │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│2.3. │Выпуск стенгазет, сборников творческих работ │2006 - │Департамент │
│ │детей и молодежи. Привлечение к пропаганде │2010 гг. │образования │
│ │детского творчества местных СМИ │ │МОУО │
│ │ │ │УСПО │
│ │ │ │УНПО │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│2.4. │Областной конкурс "Лучший урок письма" │2006 - │Департамент │
│ │ │2010 гг. │образования │
│ │ │ │МОУО │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│2.5. │Лингвистическая игра-конкурс для учащихся 2 - │2006 - │Департамент │
│ │11 классов "Русский медвежонок - языкознание │2010 гг. │образования │
│ │для всех" │ │ВИПКРО │
│ │ │ │МОУО │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│2.6. │Областной конкурс творческих работ учащихся по│2006 г. │Департамент │
│ │военно-патриотической тематике │ │образования │
│ │ │ │ВИПКРО │
│ │ │ │МОУО │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│2.7. │Организация объединения учащихся "Школа │2010 г. │Департамент │
│ │любителей русской словесности" │ │образования │
│ │ │ │ВИПКРО │
│ │ │ │МОУО │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│2.8. │Областной конкурс исследовательских работ │2008 - │Департамент │
│ │учащихся, посвященный творчеству А.С. Пушкина │2009 гг. │образования │
│ │(к 210-летию со дня рождения поэта) │ │ВИПКРО │
│ │ │ │МОУО │
│ │ │ │Областные │
│ │ │ │образовательные │
│ │ │ │учреждения │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│2.9. │Организация и проведение ежегодных Дней │2006 - │ВГПУ │
│ │русского языка на филологическом факультете │2010 гг. │Владимирский │
│ │ВГПУ (олимпиада по русскому языку для │ │педагогический колледж│
│ │студентов учреждений среднего и высшего │ │ │
│ │профессионального образования, конкурс │ │ │
│ │стенгазет, орфографический конкурс, │ │ │
│ │лингвистический КВН и др.) │ │ │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│2.10.│Проведение заседаний студенческого │2006 - │ВГПУ │
│ │лингвистического кружка "Юный словесник" при │2010 гг. │ │
│ │кафедре русского языка ВГПУ │ │ │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│2.11.│Проведение студенческих научных конференций по│2006 - │ВГПУ │
│ │следующим направлениям: │2010 гг. │ │
│ │- "Вопросы грамматики"; │ │ │
│ │- "Вопросы лингвистической семантики"; │ │ │
│ │- "Вопросы диалектологии и ономастики в │ │ │
│ │подготовке учителя русского языка"; │ │ │
│ │- "Вопросы методики преподавания русского │ │ │
│ │языка" │ │ │
├═════┴══════════════════════════════════════════════┴══════════┴══════════════════════┤
│ Раздел III. Работа с педагогическими кадрами │
├═════┬══════════════════════════════════════════════┬══════════┬══════════════════════┤
│3.1. │Разработка и введение в программу курсов │2006 - │Департамент │
│ │повышения квалификации образовательных │2010 гг. │образования │
│ │модулей, представляющих актуальные направления│ │ВИПКРО │
│ │развития филологического образования: │ │ │
│ │- освоение государственных образовательных │ │ │
│ │стандартов и новых учебно-методических │ │ │
│ │комплексов по русскому языку и литературе; │ │ │
│ │- организация предпрофильной подготовки и │ │ │
│ │профильного обучения; │ │ │
│ │- совершенствование форм контроля и │ │ │
│ │диагностики, введение ЕГЭ и др. │ │ │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│3.2. │Проведение тематического семинара для │2006 г. │Департамент │
│ │руководителей методических объединений │ │образования │
│ │учителей-словесников по освоению │ │ВИПКРО │
│ │учебно-методического комплекта по русскому │ │ │
│ │языку под редакцией Н.Г. Гольцовой и И.В. │ │ │
│ │Шамшина │ │ │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│3.3. │Организация серии тематических семинаров │2006 - │Департамент │
│ │"Подготовка педагога-словесника к работе с │2008 гг. │образования │
│ │одаренными детьми" │ │ВИПКРО │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│3.4. │Проведение областного семинара для │2007 г. │Департамент │
│ │педагогов-словесников "Лингвистическое и │ │образования │
│ │литературное краеведение на уроках русского │ │ВИПКРО │
│ │языка и во внеурочной деятельности" │ │ │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│3.5. │Проведение областного семинара-практикума │2008 г. │Департамент │
│ │"Особенности преподавания русского языка как │ │образования │
│ │неродного" для учителей, работающих с │ │ВИПКРО │
│ │детьми-билингвами │ │ │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│3.6. │Проведение тематического семинара-практикума │2006 г. │Департамент │
│ │для преподавателей русского языка и литературы│ │образования │
│ │учреждений начального профессионального │ │ВИПКРО │
│ │образования по освоению новых форм итоговой │ │ │
│ │аттестации по предметам филологического цикла │ │ │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│3.7. │Проведение инструктивно-методического семинара│2006 г. │Департамент │
│ │для преподавателей учреждений среднего │ │образования │
│ │профессионального образования "Актуальные │ │ВИПКРО │
│ │проблемы обновления филологического │ │ │
│ │образования" │ │ │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│3.8. │Организация и обеспечение сетевого │2006 - │Департамент │
│ │взаимодействия педагогов (создание │2010 гг. │образования │
│ │методического Интернет-объединения │ │ВИПКРО │
│ │учителей-словесников Владимирской области) │ │ │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│3.9. │Подготовка организаторов-консультантов в целях│2006 - │Департамент │
│ │обеспечения эффективного взаимодействия │2007 гг. │образования │
│ │Информационного центра ВИПКРО с муниципальными│ │ВИПКРО │
│ │методическими службами по подготовке │ │ │
│ │учителей-словесников │ │ │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│3.10.│Выпуск тематического сборника "Наш край" по │2006 г. │Департамент │
│ │актуальным проблемам языкового и литературного│ │образования │
│ │образования школьников │ │ВИПКРО │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│3.11.│Лингвистические чтения "Высшие учебные │2007 г. │ВГПУ │
│ │заведения - современной школе" │ │ │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│3.12.│Областной конкурс методических разработок │2008 - │Департамент │
│ │педагогов-словесников по изучению языка │2009 гг. │образования │
│ │произведений А.С. Пушкина (к 210-летию со дня │ │ВИПКРО │
│ │рождения поэта) │ │ │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│3.13.│Областной конкурс учебно-методических │2006 - │Департамент │
│ │разработок по учебно-методическому комплекту │2010 гг. │образования │
│ │"Вокруг тебя - Мир... │ │ВИПКРО │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│3.14.│Проведение VII (к 100-летию профессора А.М. │2007 - │ВГПУ │
│ │Иорданского) и VIII международных конференций │2009 гг. │ │
│ │"Грамматические категории и единицы: │ │ │
│ │синтагматический аспект". Выпуск сборников │ │ │
│ │материалов конференций │ │ │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│3.15.│Проведение научно-практической конференции │2009 г. │ВГПУ │
│ │"Словесность в вузе и школе", посвященной │ │ │
│ │70-летию филологического факультета ВГПУ. │ │ │
│ │Выпуск сборника материалов конференции │ │ │
├═════┼══════════════════════════════════════════════┼══════════┼══════════════════════┤
│3.16.│Проведение межрегиональной научно-практической│2010 г. │Департамент │
│ │конференции "Приоритетные направления развития│ │образования │
│ │школьного филологического образования" │ │ВИПКРО │
└═════┴══════════════════════════════════════════════┴══════════┴══════════════════════…
________________
<*> Организации, учреждения, не входящие в структуру администрации области, привлекаются к выполнению мероприятий по согласованию.