ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 1997 года N 234

О ПРОГРАММЕ ОСНАЩЕНИЯ СРЕДСТВАМИ УЧЕТА РАСХОДА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ И ВОДЫ ОБЪЕКТОВ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

С целью повышения эффективности использования энергоресурсов и воды на объектах бюджетной сферы Челябинской области, снижения расходов на их потребление и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.11.95 N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению",

ПОСТАНОВЛЯЮ:


1. Утвердить Программу оснащения средствами учета расхода энергоресурсов и воды объектов бюджетной сферы Челябинской области (прилагается).


2. Главному финансовому управлению администрации области (Галимов А.Г.) в целях выполнения Программы согласно плану организационно - технических мероприятий предусматривать ее финансирование при формировании областных бюджетов 1997 - 2000 г.г. в пределах возможностей областного бюджета.


3. Контроль за выполнением постановления возложить на председателя комитета энергетики, транспорта, связи и ЖКХ областной администрации Ливинского А.П.


Глава администрации
Челябинской области
П.И.СУМИН


Приложение
к постановлению
Главы администрации
Челябинской области
от 19 марта 1997 года N 234


ПРОГРАММА ОСНАЩЕНИЯ СРЕДСТВАМИ УЧЕТА РАСХОДА ЭНЕРГОРЕСУРСОВ И ВОДЫ ОБЪЕКТОВ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения


Целевая программа оснащения средствами учета расхода энергоресурсов и воды объектов бюджетной сферы Челябинской области, далее именуемая областной программой, устанавливает цели и задачи учета расхода энергоресурсов объектов бюджетной сферы в общей политике энергосбережения, проводимой в Челябинской области, определяет технические и технико - экономические мероприятия, необходимые для реализации программы, устанавливает источники и механизм ее финансирования.

Областная программа разработана во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.95 N 1087 "О неотложных мерах по энергосбережению".

Областная программа представляет первый этап в осуществлении областной политики энергосбережения, определенной законом "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно - энергетических ресурсов в Челябинской области", принятым постановлением областной Думы от 28.12.95 года N 335.


2. Краткая характеристика состояния в сфере учета расхода энергоресурсов объектов бюджетной сферы


В настоящее время на энергоснабжение административных, общественных и гражданских зданий в Челябинской области расходуется до 25% потребляемых энергетических ресурсов. При этом в 1990 - 1995 гг. наблюдался рост энергопотребления населением, темпы которого опережали масштабы ввода нового жилого фонда. Большая часть прироста энергопотребления была израсходована на покрытие возрастающих потерь энергии без заметного улучшения условий жизнедеятельности подавляющей части населения.

С ростом цен на энергоносители и передачей жилищного фонда большинства предприятий на баланс администрации городов и районов значительно выросла величина средств, направляемых из областного бюджета на дотирование потребителей энергии. В бюджете Челябинской области на 1996 г. бюджетные ассигнования, идущие на теплофикацию жилого фонда (возмещение разницы в ценах по теплу), составляют около 700 млрд. руб., что сравнимо с расходами на здравоохранение (свыше 900 млрд. руб.) и более чем в пять раз превышает расходы на культуру и искусство.

Положение усугубляется тем, что системы отопления и горячего водоснабжения жилых и общественных зданий характеризуются высоким уровнем потерь тепловой энергии. Население не имеет физической возможности сокращения расхода тепла в системах центрального отопления, а также финансовой мотивации к экономии в его потреблении. Предусмотренный Правительством РФ постепенный отказ от дотационных схем расчета с населением при неизбежном повышении цен на энергоносители с учетом вышеназванных причин может привести к фактической неплатежеспособности значительной части населения.

Единственный реальный выход в сложившейся ситуации - широкомасштабное внедрение энергосберегающей техники на объектах бюджетной сферы. Первоочередным этапом работ здесь является оснащение средствами учета расхода энергоресурсов и воды. Как показывает опыт внедрения подобных средств, срок их окупаемости не превышает одного - двух лет и сокращает платежи за энергоресурсы не менее, чем на 15 - 20%.

Однако в настоящее время на территории Челябинской области поквартирными системами учета потребляемой энергии оснащены только электроустановки, групповым приборным учетом потребляемого тепла и воды охвачено не более 5 - 10% абонентов, индивидуальный учет расходуемого тепла, воды и природного газа практически отсутствует.

3. Цель и задачи областной программы оснащения средствами учета расхода энергоресурсов и воды объектов бюджетной сферы


Целью областной программы является сокращение в течение ближайших трех лет и далее уровней расхода энергоресурсов и воды в эксплуатируемых жилых и общественных зданиях бюджетной сферы не менее, чем на 10% без снижения уровня комфортности на основе широкого внедрения средств учета и создания рыночно - ориентированного энергосберегающего стереотипа мышления у населения.

Основными задачами областной программы являются:

- повышение надежности и устойчивости энерго и водоснабжения потребителей бытовой и социальной сфер в том числе за счет повышения уровня экономической ответственности энерго и водоснабжающих организаций;

- сокращение дотаций на энерго и водообеспечение бытовых потребителей и потребителей социальной сферы;

- создание региональной и межрегиональной инфраструктуры рынка приборной техники и услуг с увеличением количества рабочих мест.

Учет и контроль за расходованием воды, природного газа и тепла позволит значительно снизить их потери, упростит выявление утечек в подземных коммуникациях, сократит возможности эксплуатационных организаций за счет населения и дотаций из местных бюджетов оплачивать непроизводственные сверхнормативные потери энергоносителей и воды, создаст экономическую мотивацию населения к рациональному расходованию воды, тепла и природного газа и самостоятельному устранению утечек воды путем своевременного ремонта и замены неисправной водоразборной и водосливной арматуры.


4. Нормативная база программы оснащения средствами учета


Согласно закону "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно - энергетических ресурсов в Челябинской области" предписывается в проектах строительства, реконструкции и капитального ремонта энергопотребляющих объектов предусматривать установку счетчиков электрической и тепловой энергии, а для сооружений с отоплением на природном газе - приборов учета газа.

С 01.07.94 введены в действие изменения к СНиП 2.04.07-85 "Тепловые сети" и СНиП 2.04.05-91 "Отопление, вентиляция и кондиционирование", в соответствии с которыми проектные и строительные организации и заказчики независимо от их подчиненности и форм собственности должны обеспечить при проектировании, строительстве новых и реконструкции существующих зданий и сооружений:


1) обязательную установку приборов для контроля параметров теплоносителя и учета расхода теплоты в центральных тепловых пунктах и тепловых пунктах зданий;

2) оснащение отопительных приборов систем водяного отопления жилых и общественных зданий (за исключением расположенных на лестничных клетках, вестибюлях зданий, переходах и т.п.), как правило, автоматическими терморегуляторами (термостатами).

4 апреля 1995 г. утверждены и введены в действие изменения к СНиП 2.04.08-87 "Газоснабжение", в соответствии с которыми по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о порядке учета расхода газа потребителями и регулировании цен на газ в газифицируемых жилых зданиях, а также при газификации теплиц, бань и других приусадебных строений должна предусматриваться возможность учета расхода газа каждым абонентом путем установки на газопроводе (в квартире, индивидуальном доме) прибора учета расхода газа - счетчика.

В соответствии с требованиями СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий" каждый водопроводный ввод и отдельный объект должны оборудоваться водосчетным (водомерным) узлом.

В настоящее время разрабатывается проект изменений СНиП 2.04.01-85 в части необходимости учета расходования холодной и горячей воды, как правило, каждым абонентом.

Минтопэнерго России утвердило правила учета тепловой энергии и теплоносителей.

Минтопэнерго России и Минстрой России планируют пересмотр правил учета газа, электрической и тепловой энергии.

В рамках настоящей областной программы дооснащение действующих общественных зданий и жилых домов будет осуществляться на основе:

1) установки приборов для контроля параметров теплоносителя и учета расхода теплоты в центральных тепловых пунктах и тепловых пунктах зданий с разнесением их показаний между квартиросъемщиками пропорционально занимаемой площади;

2) установки поквартирных счетчиков горячей и холодной воды для жилых домов и групповых счетчиков для общественных зданий;

3) обязательной установки индивидуальных счетчиков газа при наличии газовых водонагревателей и для индивидуальных домостроений. При наличии только газовых плит в многоквартирных жилых зданиях установка поквартирных газовых счетчиков решается в индивидуальном порядке.

Перечень приборов и средств измерения расхода энергоресурсов и воды, рекомендуемых к применению на территории Челябинской области, приведен в Приложении 1.


5. Финансовые показатели областной программы


Финансирование областной программы основывается на бюджетном финансировании с использованием механизма возврата средств, сэкономленных в результате выполнения энергосберегающих работ.

Возврат сэкономленных средств осуществляется на основе сокращения бюджетных дотаций, выделяемых для организаций бюджетной сферы, обусловленных снижением энергопотребления и воды.

В приложении 2 приведен технико - экономический расчет областной программы.

Ориентировочный объем финансирования на работы по оснащению объектов средствами учета и экономия бюджетных средств представлены в таблице 1.


     Таблица 1

┌══════════════════┬═════════┬════════┬════════┬════════┬════════‰
│    Показатели    │ Единица │1997 год│1998 год│1999 год│2000 год│
│                  │измерения│        │        │        │        │
├══════════════════┼═════════┼════════┼════════┼════════┼════════┤
│Финансовые затраты│млн. руб.│  20800 │  20800 │  20800 │  20800 │
│всего             │         │        │        │        │        │
│                  │         │        │        │        │        │
│Из бюджета области│  - " -  │  20000 │  20000 │  20000 │  20000 │
│                  │         │        │        │        │        │
│Из  средств фонда │  - " -  │    800 │    800 │    800 │    800 │
│энергосбережения  │         │        │        │        │        │
│                  │         │        │        │        │        │
│Расчетное         │   шт.   │    556 │    767 │   1076 │   1814 │
│количество        │         │        │        │        │        │
│оснащенных        │         │        │        │        │        │
│объектов          │         │        │        │        │        │
│                  │         │        │        │        │        │
│Расчетная экономия│млн. руб.│  11840 │  49239 │ 101576 │ 174966 │
│бюджетных средств │         │        │        │        │        │
└══════════════════┴═════════┴════════┴════════┴════════┴════════…

Конкретный объем финансирования областной программы определяется при формировании областного бюджета на каждый финансовый год. Обоснование требуемого объема финансирования на 1997 год приведено в приложении 3.


6. Организация выполнения областной программы


Организация выполнения областной программы основывается на привлечении широкого круга исполнителей, включающего как монтажные и пуско - наладочные подразделения крупных специализированных предприятий, так и различные группы внедрения.

Координацию работ по областной программе осуществляет Южно-Уральский центр энергосберегающих технологий (ЭСТЦентр), выполняющий роль консультирующей организации, независимой от поставщиков оборудования и подрядчиков.

Научную поддержку программы осуществляет Челябинский государственный технический университет.

Первичное финансирование работ по областной программе осуществляется из областного бюджета. Для увеличения объема финансирования используется механизм отчисления части сэкономленных в результате энергосбережения средств, направляемых на дотирование объектов бюджетной сферы, и направление их на расширение фронта работ. В перспективе планируется выход работ по областной программе на самоокупаемость и доходность для бюджета.

Финансовую поддержку работ по областной программе осуществляет Областной внебюджетный межотраслевой фонд энергосбережения.

Основной формой организации работ является энергетический контракт - соглашение между заказчиком и исполнителем, по которому заказчик поручает исполнителю выполнение энергосберегающих работ и оплачивает их выполнение из средств, сэкономленных в результате выполнения работ. Согласно областному закону "Об энергосбережении..." администрации (областная, муниципальных образований) предоставляют гарантии исполнителям работ по возврату части бюджетных средств, сэкономленных в результате выполнения работ.

Порядок выполнения работ следующий:


1) администрация Челябинской области в лице областного финансового управления - выделяет первичные инвестиции на осуществление областной программы и обеспечивает использование сэкономленных средств для погашения инвестиций;

2) Челябинский областной фонд энергосбережения:

- получает первоначальные инвестиции и часть сэкономленных средств и осуществляет финансирование областной программы под конкретные работы;

- выделяет собственные средства на реализацию областной программы;

3) непосредственные исполнители работ при координации со стороны ЭСТЦентра:

- осуществляют разработку проектов на конкретных объектах;

- приобретают необходимое оборудование и осуществляют его установку;

- выступают в качестве владельцев оборудования до полной его окупаемости;

- организуют сервисное обслуживание оборудования;

- выполняют комплекс работ по сбору информации о фактическом энергопотреблении обслуживаемых объектов и величине полученной экономии;

4) заказчик на каждом этапе выполнения областной программы определяется конкретно (администрации городов и районов, Горздравы, управления народного образования, отдельные медицинские учреждения, ПЖРЭО и т.д.).


7. Организационно - технические мероприятия

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»