Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД

3.1. Демографическое развитие


С начала 90-х годов численность постоянного населения Воронежской области существенно сократилась. Так, по состоянию на 01.01.2016 численность постоянного населения области составила 2333,5 тыс. человек и сократилась с 1990 года почти на 140 тыс. человек. Несмотря на тенденцию стабилизации общей численности к 2012 году, усиливается тенденция к старению и сокращению населения в трудоспособном возрасте. Так, численность населения трудоспособного возраста за аналогичный период сократилась более чем на 40 тыс. человек.

Численность населения старше трудоспособного возраста в Воронежской области в 2015 году составила 655,5 тысяч человек, или 28,1% в общей численности населения региона (в РФ - 24,5%; в ЦФО - 26,8%). По численности населения старше трудоспособного возраста Воронежская область занимает 68-е место в РФ и 16-е место в ЦФО. Доля населения старше 80 лет превышает среднероссийское значение и составляет 4,1% от общей численности населения (РФ в 2015 году - 3,1%, в ЦФО - 3,7%).

К числу негативных факторов, влияющих на демографическую ситуацию, также относятся структурные изменения, обусловленные сокращением числа женщин репродуктивного возраста 20 - 29 лет при одновременном увеличении численности женщин в возрасте 30 - 39 лет, а также тенденция откладывания рождения первого ребенка на более поздний период. К 2020 году количество женщин активного репродуктивного возраста (20 - 29 лет) сократится на 40 процентов.

Негативные тенденции могут постепенно преодолеваться в результате мер по улучшению демографической ситуации, реализуемых в рамках мероприятий по выполнению Концепции демографической политики Воронежской области на период до 2025 года, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", а также принимаемых мер в сфере здравоохранения в рамках реализации государственной программы Воронежской области "Развитие здравоохранения".

На рост рождаемости могут оказать влияние следующие меры: предоставление на безвозмездной основе земельных участков под строительство жилого дома при рождении третьего (или последующего) ребенка; создание условий для повышения доступности жилья семьям с детьми в рамках реализации государственных программ "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Воронежской области", "Жилье для российских семей", а также обеспечение жильем молодых специалистов в сельской местности; развитие муниципальных программ образования детей дошкольного возраста; пособие на третьего и последующих детей.

Кроме того, на улучшение показателей рождаемости будут влиять меры по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, улучшению работы службы родовспоможения, развитию перинатальной (дородовой) диагностики и неонатальной хирургии, профилактике и снижению числа абортов, расширению объемов и повышению эффективности лечения бесплодия с применением репродуктивных технологий.

Основные меры по снижению смертности будут направлены на совершенствование организации медицинской помощи и повышение ее доступности, профилактику социально значимых болезней, предотвращение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, от онкологических заболеваний.

Акцент государственной демографической политики на формирование здорового образа жизни, на меры по снижению масштабов злоупотребления алкогольной и табачной продукцией, на профилактику алкоголизма, табакокурения и наркомании также позволит улучшить показатели смертности.

Комплекс мероприятий по сохранению здоровья работников на производстве, внедрение системы финансовых и страховых стимулов к сохранению здоровья для граждан и повышение ответственности за здоровье работников для работодателей позволит несколько снизить уровень смертности среди лиц рабочих возрастов и замедлить сокращение численности населения в трудоспособном возрасте.

Базовый и пессимистичный сценарии долгосрочного демографического прогноза Воронежской области базируются на среднем и низком сценариях демографического прогноза, разработанного Росстатом с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2010 года. Суммарный коэффициент рождаемости в соответствии с планом мероприятий по повышению рождаемости на период 2016 - 2020 годы в 2020 году составит 1,593 (в 2015 году - 1,517).

В условиях ухудшения возрастной структуры населения возрастает роль миграции населения в формировании трудового потенциала и его размещении на территории региона. Регулирование миграционных процессов на территории Воронежской области осуществляется в рамках Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 8 июня 2012 N Пр-1490, в которой определены цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики.

Реализация мероприятий Концепции позволит совершенствовать миграционное законодательство в части модернизации механизма определения потребности региональной экономики в иностранных работниках, упрощения порядка въезда, выезда и пребывания квалифицированных иностранных специалистов, предпринимателей и инвесторов, развития образовательной и академической миграции, совершенствования механизма осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патентов у физических лиц, содействия территориальной мобильности граждан.

Модернизация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года N 1289, предусматривающей расширение категорий переселенцев и мер их поддержки, дифференциацию этих мер по категориям переселенцев, будет способствовать увеличению числа участников Государственной программы.

На территории Воронежской области процесс переселения соотечественников осуществляется в рамках подпрограммы "Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом" государственной программы Воронежской области "Содействие развитию муниципальных образований и местного самоуправления", утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 09.12.2013 N 1072.

Реализация мероприятий государственной программы позволит закрепить людей на территории Воронежской области, даст возможность их жилищного обустройства для постоянного проживания, а также обеспечит адекватные условия для жизни и работы данной категории лиц на территории области.

В результате реализации всего комплекса мер в сфере демографического развития региона, миграционной политики численность постоянного населения в 2020 году составит 2337,7 тыс. человек против 2332,3 тыс. человек в 2015 году по базовому варианту прогноза и 2332,5 тыс. человек по пессимистичному варианту. К 2030 году численность населения стабилизируется и составит 2333,5 тыс. человек по базовому варианту и 2322,6 тыс. человек по пессимистичному варианту.