ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2016 года N 819
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 11.11.2015 N 71
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Ростовской области от 22.06.2021 N 490.
____________________________________________________________________
В соответствии с протоколом заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов от 12.04.2016 N 13 Правительство Ростовской области постановляет:
1. Внести в приложение к постановлению Правительства Ростовской области от 11.11.2015 N 71 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в установленных сферах деятельности на 2016 - 2020 годы" изменение, изложив его в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Бондарева С.Б.
Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ
Постановление вносит
министерство труда
и социального развития
Ростовской области
Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 05.12.2016 N 819
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ, ИНЖЕНЕРНОЙ И ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУР И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ В УСТАНОВЛЕННЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2016 - 2020 ГОДЫ"
1. Реализация "дорожной карты" "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в установленных сферах деятельности на 2016 - 2020 годы" (далее - "дорожная карта") призвана обеспечить доступность объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в установленных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
"Дорожная карта" представляет собой систему методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического развития и является документом планирования взаимоувязанных по срокам реализации и исполнителям мероприятий, проводимых в целях поэтапного обеспечения условий беспрепятственного доступа к объектам и услугам, установленным статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также иными федеральными законами, законами Ростовской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, регулирующими вопросы предоставления услуг населению в установленных сферах деятельности.
Основанием для разработки мероприятий "дорожной карты" являются:
Конвенция о правах инвалидов;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 30.03.2015 N 365 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Координирующим органом по вопросу формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ростовской области является Координационный комитет при Губернаторе Ростовской области, утвержденный постановлением Правительства Ростовской области от 30.12.2011 N 324 (далее - комиссия), в состав которого входят представители органов государственной власти и общественных организаций инвалидов.
В числе рассматриваемых на заседаниях комиссии вопросов - создание инвалидам равных возможностей, в том числе обеспечение доступности для данной категории населения объектов социальной инфраструктуры. Ежегодно на комиссии рассматривается перечень приоритетных объектов социальной инфраструктуры, подлежащих адаптации для инвалидов и других маломобильных групп населения в текущем году.
2. В связи с ратификацией в мае 2012 г. Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов от 13.12.2006 (далее - Конвенция) проблема создания в Российской Федерации общества равных возможностей приобрела особую актуальность, поэтому создание доступной для инвалидов и других маломобильных групп населения среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики Российской Федерации, в том числе и Ростовской области.
Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (зданиям и сооружениям, окружающим человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:
на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
Законодательством Российской Федерации, в том числе Градостроительным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральными законами от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" определены требования к органам власти и организациям, независимо от организационно-правовой формы, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам, транспортной инфраструктуре, информации и связи, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
По состоянию на 1 января 2015 г. в Ростовской области проживает более 357 тысяч инвалидов, что составляет 8,2 процента населения, в том числе 11,2 тысячи инвалидов по зрению, 20,5 тысячи инвалидов-колясочников, 4,8 тысячи инвалидов по слуху, 12,0 тысячи детей-инвалидов.
В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 07.02.2013 N 56 "Об организации работы по паспортизации и классификации действующих объектов социальной и транспортной инфраструктур, средств транспорта, связи и информации с целью обеспечения доступности для инвалидов" в Ростовской области в 2013 году была проведена работа по паспортизации.
Социально значимые объекты, прошедшие паспортизацию и впоследствии подлежащие адаптации (дооборудованию) в первоочередном порядке, определены общественными организациями инвалидов Ростовской области.
В результате обследования 2315 социально значимых объектов (304 областных и 2011 муниципальных) выявлено следующее:
доступны полностью всем категориям инвалидов 154 объекта, или 6,7 процента от обследованных;
имеют частичную доступность 1552 объекта (67 процентов);
недоступны 609 объектов (26,3 процента).
Результаты обследования позволяют сделать вывод, что большая часть социально значимых объектов является недоступной для инвалидов и других маломобильных групп населения: отсутствуют пандусы, поручни, световые указатели, информационные табло, указатели с речевым сопровождением, тактильные плитки, лифты либо стационарные подъемники на 2-й и другие этажи внутри зданий, нет специализированных санузлов для инвалидов и т.д.
Одной из самых больших проблем в регионе остается неприспособленность жилищного фонда для нужд инвалидов. В настоящее время при строительстве новых объектов учитываются требования федерального законодательства, и сооружаемые здания сразу же обеспечиваются пандусами и поручнями для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения.
Однако большое количество инвалидов, в том числе инвалидов-колясочников, проживает в домах старого образца, не приспособленных для их жизнедеятельности. Зачастую оборудовать такие дома пандусами или иными средствами, позволяющими людям с ограниченными возможностями свободно выходить из дома, сложно, а иногда невозможно, не нарушая при этом установленные строительные нормы и правила (СНиПы).
Другой проблемой, с которой сталкиваются инвалиды, является неприспособленность общественного пассажирского транспорта для маломобильных групп населения. Существующие остановки не позволяют инвалидам попасть даже в имеющийся низкопольный транспорт.
Немаловажной проблемой является доступность информации и связи. В настоящее время в Ростовской области проведен ряд мероприятий, улучшающих ситуацию в регионе в данном направлении.
В сфере образования большой проблемой является воспитание и обучение детей-инвалидов с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата. В Ростовской области для детей-инвалидов организовано дистанционное обучение, создаются условия для инклюзивного образования, позволяющего организовать учебный процесс детей-инвалидов совместно со здоровыми детьми.
При организации спортивных и культурных мероприятий для инвалидов в Ростовской области возникают проблемы, связанные с отсутствием квалифицированных кадров, способных организовать процесс.
Не меньшей проблемой является отсутствие комплексного подхода к формированию доступной среды, инфраструктуры, учитывающей специфику для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов с нарушением зрения и слуха. В настоящее время в Ростовской области в этом направлении ведется соответствующая работа в этом направлении.
В современных условиях поддержание активности инвалидов в сфере труда, образования, общественной деятельности, в культурно-досуговой сфере является не только формой удовлетворения индивидуальных потребностей инвалидов, но и формой укрепления человеческого потенциала страны и его социально-экономического развития.
В категорию людей, которые нуждаются в доступной среде, может попасть не только человек с инвалидностью, есть и другие маломобильные категории. К ним относятся пожилые граждане, люди с детскими колясками, граждане, которые получили временную нетрудоспособность и утратили ту или иную функцию в связи с болезнью. Поэтому доступная среда нужна всем, а не только инвалидам.
Реализация "дорожной карты" к 2020 году позволит в целом повысить количество социально значимых объектов социальной инфраструктуры, приспособленных для инвалидов и других маломобильных групп населения, создать условия для получения инвалидами и другими маломобильными группами населения информации, повысить эффективность социального обслуживания инвалидов, расширить спектр услуг по социальной реабилитации, реализовать мероприятия, направленные на создание оптимальных условий для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Мероприятия "дорожной карты", направленные на формирование доступной среды для инвалидов в Ростовской области, необходимо реализовать с учетом комплексного подхода во всех приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
3. Целями "дорожной карты" являются:
совершенствование нормативной правовой базы в Ростовской области;
поэтапное повышение значений показателей доступности объектов и услуг для инвалидов различных категорий в сферах социальной защиты населения, занятости, здравоохранения, образования, культуры, транспортного обслуживания, связи и информации, физической культуры и спорта, строительства и архитектуры на территории Ростовской области при непосредственном участии общественных организаций инвалидов Ростовской области;
повышение значений показателей доступности предоставляемых инвалидам услуг с учетом имеющихся у них нарушенных функций организма, а также оказание им помощи в преодолении барьеров, препятствующих пользованию объектами и услугами;
проведение мероприятий по обучению специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов, услуг и оказанием помощи в их использовании или получении (доступу к ним);
повышение эффективности деятельности по формированию и обеспечению доступной среды для инвалидов в части разработки обоснованных проектов обустройства объектов инфраструктуры и развития услуг с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения;
формирование достоверной и полной информации о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения;
осуществление постоянного независимого мониторинга безбарьерной среды в целях создания и сопровождения карты доступности объектов и услуг комплексной инфраструктуры;
обеспечение эффективного использования средств на формирование и обеспечение доступной среды.
Достижение указанных целей планируется осуществлять путем реализации следующих мероприятий "дорожной карты":
совершенствование нормативной правовой базы;
мероприятия по поэтапному повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов инфраструктуры;
мероприятия по поэтапному повышению значений показателей доступности предоставляемых инвалидам услуг с учетом имеющихся у них нарушенных функций организма, а также по оказанию им помощи в преодолении барьеров, препятствующих пользованию объектами и услугами;
мероприятия по обучению специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов, услуг и оказанием помощи в их использовании или получении (доступу к ним).
4. Обоснование целей "дорожной карты".
При формировании мероприятий "дорожной карты" отдельное внимание уделялось реализации положений статьи 33 Конвенции в части поддержки структур, включающих один или несколько независимых механизмов, для поощрения, защиты и мониторинга осуществления Конвенции. При этом гражданское общество, в частности инвалиды в качестве экспертов и представляющие их организации, в полном объеме вовлекается в процесс наблюдения и участия в нем.
Независимый механизм для поощрения, защиты и мониторинга, установленный статьей 33 Конвенции, на территории Российской Федерации регулируется требованиями статей 2, 18, 21 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а именно процедурой добровольной сертификации.
Особенностью компетентности, независимости и беспристрастности экспертов, установленной статьей 12 Конвенции, являются правила системы сертификации и деятельность аккредитованных в соответствии с этими правилами экспертов и аккредитованных органов.
Реализация механизма независимой оценки, основанной на процедуре добровольной сертификации, для обеспечения положений статей 9, 12, 33 Конвенции, позволит реализовать в полной мере требования пункта к) Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики" в части организации совместной работы с общественными организациями инвалидов независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги.
5. Сроки и этапы реализации мероприятий "дорожной карты".
Реализация мероприятий "дорожной карты" рассчитана на пять лет - с 2016 по 2020 годы и включает два этапа:
первый этап - 2016 - 2019 годы;
второй этап - 2020 год.
Первый этап - оценка состояния доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения; выявление и определение степени соответствия требованиям доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, услуг образования и культуры, здравоохранения, спорта и отдыха посредством паспортизации и мониторинга; разработка нормативных правовых, методических и информационных документов и материалов; проведение мероприятий по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов; реализация конкретных мероприятий в области обеспечения доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения; повышение качества социальной реабилитации; развитие информационного пространства и коммуникаций.