ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июля 2009 года N 293

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ"

В целях улучшения положения семей, воспитывающих детей-инвалидов, повышения уровня государственных социальных гарантий в обеспечении семей с детьми-инвалидами всеми видами необходимой социальной помощи и поддержки Правительство Республики Хакасия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Содействие" (далее - программа), разработанную Министерством труда и социального развития Республики Хакасия, Министерством образования и науки Республики Хакасия, Министерством здравоохранения Республики Хакасия, Государственным комитетом по занятости населения Республики Хакасия в рамках конкурса программ субъектов Российской Федерации, объявленного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и получившую право на финансовую поддержку Фонда (приложение 1).

2. Реализацию программы осуществлять в рамках подпрограммы "Дети-инвалиды" республиканской целевой программы "Дети Хакасии", утвержденной Законом Республики Хакасия от 12.11.2007 N 79-ЗРХ "О республиканской целевой программе "Дети Хакасии" на 2008 - 2010 годы, и Комплексного плана Республики Хакасия по развитию гибких форм занятости, в том числе надомной занятости лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, а также по организации обучения этих лиц методам реабилитации на 2009 - 2010 годы, утвержденного распоряжением Председателя Правительства Республики Хакасия от 30.12.2008 N 149-рп.

3. Создать координационный совет по управлению программой и контролю за ходом ее реализации из представителей разработчиков программы.

4. Утвердить состав координационного совета по управлению программой и контролю за ходом ее реализации из представителей разработчиков программы (приложение 2).

5. Определить Министерство труда и социального развития Республики Хакасия органом управления программой и возложить на него контроль за целевым использованием финансовых средств, предоставляемых в виде гранта Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Хакасия,
Первый заместитель Председателя
Правительства Республики Хакасия
А.ГОЛЫШЕВ

          

Приложение 1

     
Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Хакасия
от 13.07.2009 N 293

 РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "СОДЕЙСТВИЕ"

ПАСПОРТ региональной программы "Содействие"

Основание для
разработки     

- Конкурс программ субъектов Российской Федерации,
объявленный Фондом поддержки детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации, по Программе "Путь к успеху",
утвержденной решением правления Фонда (протокол от
23.12.2008 N 1);
Закон Республики Хакасия от 12.11.2007 N 79-ЗРХ "О
республиканской целевой программе "Дети Хакасии"
на 2008
- 2010 годы";
распоряжение Правительства Республики Хакасия от
30.12.2008 N 149-рп "Об утверждении Комплексного плана
Республики Хакасия по развитию гибких форм занятости, в
том числе надомной занятости лиц, осуществляющих уход за
детьми-инвалидами, а также по организации обучения этих
лиц методам реабилитации на 2009 - 2010 годы"            

Орган
управления     

- Министерство труда и социального развития Республики
Хакасия                                                  

Основные
разработчики и
исполнители    

- Министерство труда и социального развития Республики
Хакасия;
Министерство здравоохранения Республики Хакасия;
Министерство образования и науки Республики Хакасия;
Государственный комитет по занятости населения Республики
Хакасия                                                  

Срок реализации

- сентябрь 2009 г. - декабрь 2011 г.                     

Цель           

- улучшение положения семей, воспитывающих
детей-инвалидов, за счет создания условий, способствующих
реализации потенциала семьи и содействующих занятости
родителей                                                

Задачи         

- повышение уровня государственных социальных гарантий в
обеспечении семей с детьми-инвалидами всеми видами
необходимой социальной помощи и поддержки;
оптимизация социальной среды, обеспечивающей поддержку
семей с детьми-инвалидами, преодоление изолированности
семьи                                                    

Целевая группа,
на которую
направлена
деятельность по
программе
(количественные
и качественные
показатели)    

- семьи, воспитывающие детей-инвалидов (более 2-х тысяч
семей)                                                   

Перечень
основных
мероприятий    

- создание республиканского электронного
межведомственного банка данных по учету семей с
детьми-инвалидами и их потребностей в получении
государственных услуг в сфере здравоохранения,
образования, занятости и социальной защиты;
содействие в обучении, переобучении и трудоустройстве
родителей, воспитывающих детей-инвалидов;
развитие гибких форм занятости родителей, воспитывающих
детей-инвалидов;
развитие новых форм социального обслуживания семей с
детьми-инвалидами: дневного и 5-дневного пребывания
детей-инвалидов в учреждениях социального обслуживания
семьи и детей, создание служб участковых социальных
работников;
внедрение методик социальной адаптации детей-инвалидов в
условиях семьи;
обучение методам реабилитации и социальной защиты лиц,
осуществляющих уход за детьми-инвалидами;
оказание психолого-педагогической и медико-социальной
помощи лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами;
организация консультационной помощи родителям детей с
ограниченными возможностями здоровья;
оказание материальной помощи семьям с детьми-инвалидами,
находящимися в трудной жизненной ситуации;
содействие ресурсному обеспечению учреждений и служб,
оказывающих услуги семьям с детьми-инвалидами;
увеличение количества специалистов, оказывающих услуги
семьям с детьми-инвалидами, повысивших квалификацию;
освещение в средствах массовой информации хода реализации
мероприятий и достигнутых результатов                    

Объем и
источники
финансирования
(в текущих
ценах года
разработки, по
годам
реализации и
источникам
финансирования
программы)     

- 2009 год:
республиканский бюджет - 21880,5 тыс. рублей,
внебюджетные средства - 100,3 тыс. рублей,
средства Фонда (грант) - 1345,0 тыс. рублей;
2010 год:
республиканский бюджет - 7876,7 тыс. рублей,
внебюджетные средства - 200,0 тыс. рублей,
средства Фонда (грант) - 2275,0 тыс. рублей;
2011 год:
республиканский бюджет - 1195,6 тыс. рублей,
внебюджетные средства - 257,0 тыс. рублей,
средства Фонда (грант) - 2975,0 тыс. рублей.
Итого за 2009 - 2010 годы - 38105,1 тыс. рублей:
республиканский бюджет - 30952,8 тыс. рублей,
внебюджетные средства - 557,3 тыс. рублей,
средства Фонда (грант) - 6595,0 тыс. рублей              

Ожидаемые
конечные
результаты
реализации     

- повышение эффективности и обеспечение адресности
социальной защиты и реабилитации детей-инвалидов и
членов их семей;
усиление межведомственного взаимодействия субъектов
социального обслуживания семей с детьми-инвалидами;
увеличение количества занятых граждан из числа лиц,
воспитывающих детей-инвалидов, в том числе гибкими
формами занятости, на 40%;
увеличение количества мест для дневного пребывания
детей-инвалидов в учреждениях социального обслуживания
семьи и детей с 30 в 2009 году до 60 детей в 2011 году;
увеличение количества штатных единиц специалистов по
сопровождению семей с детьми-инвалидами в
территориальных управлениях социальной поддержки
населения с 4 единиц в 2009 году до 13 единиц в 2011
году;
увеличение количества лиц, осуществляющих уход за
детьми-инвалидами, получивших консультационную помощь в
учреждениях социального обслуживания населения,
образовательных коррекционных учреждениях, учреждениях
здравоохранения, занятости, на 60%;
организация консультационных пунктов для семей,
воспитывающих детей-инвалидов, в учреждениях социального
обслуживания населения, образовательных коррекционных
учреждениях, в учреждениях здравоохранения, в том числе:
- 4 консультационных пункта в учреждениях социального
обслуживания населения,
- 3 консультационных пункта в образовательных
коррекционных учреждениях,
- 1 консультационный пункт в учреждении здравоохранения;
увеличение количества лиц, осуществляющих уход за
детьми-инвалидами, обученных специалистами учреждений
социальной защиты населения, здравоохранения,
образования методам реабилитации детей-инвалидов в
домашних условиях, со 130 чел. в 2009 году до 400 чел. в
2011 году;
увеличение количества лиц, осуществляющих уход за
детьми-инвалидами, которым была оказана
квалифицированная психолого-педагогическая и медико-
социальная помощь специалистами учреждений
здравоохранения, образования, занятости, социальной
защиты населения, с 200 чел. в 2009 году до 600 чел. в
2011 году;
увеличение количества семей, воспитывающих
детей-инвалидов, улучшивших свое материальное положение,
на 40%;
оснащение современным оборудованием учреждений и служб,
повышение квалификации специалистов, оказывающих услуги
семьям с детьми-инвалидами.
Основные целевые индикаторы и показатели:
количество трудоустроенных граждан из числа лиц,
воспитывающих детей-инвалидов, желающих работать;
количество лиц, осуществляющих уход за
детьми-инвалидами, обученных методам реабилитации;
количество семей с детьми-инвалидами, получивших
консультационные, психолого-педагогические и медико-
социальные услуги в учреждениях социальной защиты
населения, занятости, образования, здравоохранения;
количество мест в учреждениях, созданных для дневного
пребывания детей-инвалидов;
создание службы участковых социальных работников
(количество специалистов);
количество учреждений (отделений), оказывающих
реабилитационные услуги семьям с детьми-инвалидами,
оснащенных оборудованием и оргтехникой;
количество повысивших квалификацию специалистов,
оказывающих услуги семьям с детьми-инвалидами            


      I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Приоритетными задачами социально-экономического развития Республики Хакасия являются повышение уровня и качества жизни населения, в том числе и семей с детьми-инвалидами, и повышение эффективности функционирования учреждений социального обслуживания.

В Республике Хакасия в последние годы наблюдается тенденция уменьшения количества детей-инвалидов: 2006 год - 2468 человек, 2007 год - 2358 человек, 2008 год - 2187 человек, в расчете на 10 тыс. детей - снижение показателя с 209,3 до 195,3. Среди причин уменьшения детской инвалидности следует отметить не только изменение критериев инвалидности и уменьшение количества детского населения, но и проведение мероприятий по профилактике детской инвалидности, внедрение ранней диагностики и современных технологий реабилитации детей-инвалидов, активизация работы по медико-социальной реабилитации детей-инвалидов. Именно на это направлена в конечном итоге реализация мероприятий подпрограммы "Дети-инвалиды" республиканской целевой программы "Дети Хакасии".

Реализация названной подпрограммы позволила заложить основу и условия для проведения системы мероприятий по социальной реабилитации детей-инвалидов.

Стационарные учреждения для детей-инвалидов, действующие в республике, были размещены в приспособленных помещениях, не отвечающих санитарным нормам для учреждений данного типа, и коечный фонд в них был недостаточным для размещения на стационарное проживание всех нуждающихся детей-инвалидов, в связи с чем рамках подпрограммы с 1995 года в республике осуществляется строительство республиканского дома-интерната для детей-инвалидов в г. Абакане. Объем финансирования за эти годы составил 136,5 млн. рублей.

Строительство объекта ведется комплексно, и введение в эксплуатацию осуществляется поэтапно. В 2008 году освоено 40,0 млн. рублей. Это позволило завершить строительство главного корпуса, провести благоустройство территории, оборудовать игровые и спортивные площадки, оснастить учреждение мебелью, медицинским, бытовым и технологическим оборудованием и 1 сентября 2008 года ввести в эксплуатацию первую очередь Государственного учреждения Республики Хакасия "Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей "Теремок" - стационарное отделение на 185 мест. Дети, находившиеся в двух республиканских стационарных учреждениях, были переведены во вновь открывшееся учреждение.

В этом учреждении созданы благоприятные условия жизнедеятельности за счет предоставления социальных услуг детям-инвалидам, в том числе проведение для них лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, реализации индивидуальных программ реабилитации, организации ухода за детьми-инвалидами, досуга, мероприятий по социально-трудовой реабилитации детей с целью восстановления способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, организации образования детей-инвалидов с учетом их физических возможностей и умственных способностей в соответствии с законодательством Российской Федерации, интеграции их в общество.

Реализация мероприятий подпрограммы позволила осуществить меры по укреплению материально-технической базы специализированных учреждений для детей-инвалидов. Так, только в 2008 году проведено оснащение медицинским, реабилитационным, физкультурным, игровым оборудованием, аудио-, видеотехникой ГУ РХ "Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей "Теремок" на сумму более 1,5 млн. рублей.

Средства подпрограммы "Дети-инвалиды" использовались для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями и приобщения их к участию в культурной жизни, физкультуре и спорту. В республике стало традиционным проведение фестивалей художественного творчества, спортивных мероприятий для детей-инвалидов. В 2008 году проведены VII Республиканский фестиваль детей с ограниченными возможностями, IV Республиканская спартакиада для детей-инвалидов, в которых приняли участие 470 детей с ограниченными возможностями здоровья (2007 год - 350 детей, 2006 год - 270 детей).

В рамках подпрограммы осуществлялось повышение уровня квалификации специалистов, предоставляющих услуги детям-инвалидам в учреждениях социального обслуживания семьи и детей (повысили квалификацию 53 специалиста, что составило 29% от общего количества специалистов, работающих с детьми-инвалидами).

В результате реализации подпрограммы удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных социозащитных учреждениях, от общего числа детей-инвалидов повысился с 34% в 2006 году до 43% в 2008 году, а удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях, от общего числа семей с детьми-инвалидами, нуждающихся в оказании услуг, в 2008 году достиг 36,4% (в 2006 году - 27%).

Работа по реабилитации и социальной поддержке детей-инвалидов и их семей системы социального обслуживания населения завоевывает все больший авторитет у семей с детьми-инвалидами, что свидетельствует о востребованности и актуальности оказываемой помощи. В 2008 году в территориальных органах социальной поддержки населения оказаны услуги 2072 семьям с детьми-инвалидами, в учреждениях социального обслуживания семьи и детей обслужено 1026 детей-инвалидов, 746 семей с ребенком-инвалидом.

В органах социальной поддержки населения на 01.01.2009 состояло на учете 2050 семей с детьми-инвалидами (на 01.01.2008 - 2120 семей), детей-инвалидов - 2319 чел. (на 01.01.2008 - 2358 чел.).

Большее количество детей-инвалидов, 2112 человек (91%), воспитываются в семьях, в том числе более 50% детей-инвалидов не посещают дошкольные образовательные учреждения и учреждения системы общего образования либо находятся на домашнем обучении.

Социальный паспорт семей с детьми-инвалидами свидетельствует о том, что такие семьи часто испытывают материальные трудности. Так, из 2050 семей с детьми-инвалидами, состоящих на учете в территориальных управлениях социальной поддержки населения на начало 2009 года, 218 семей являются многодетными, 609 - неполными, 1123 - малообеспеченными, в 613 семьях не работает один из родителей, в 168 семьях не работают оба родителя.

Воспитание ребенка-инвалида - трудная задача для семьи. Повышенная уязвимость такого ребенка, постоянная потребность в уходе обуславливает огромные усилия, заботу, страх за его здоровье и будущее. Эти семьи испытывают трудности не только материального характера, с рождением "особого" ребенка меняется вся жизнь семьи, что может вызвать отчуждение ее членов друг от друга, распад семьи, либо изоляцию ее от социума, либо отказ от ребенка и определение его в государственное учреждение. В такой ситуации семья вправе рассчитывать не только на льготы со стороны государства, но и на помощь в организации ее социальной, бытовой и самой уязвимой - психологической сферы.

В Республике Хакасия, как и в Российской Федерации, отсутствует государственное статистическое наблюдение по вопросу занятости и предоставления неполного рабочего времени отдельным категориям работников, в том числе родителям, имеющим детей-инвалидов.

Данные мониторинга регистрируемого рынка труда Республики Хакасия в 2008 году показали, что доля вакансий по формам занятости с гибким графиком находилась в пределах 6,3% - 7,8% от общего количества вакансий, заявленных в органы службы занятости. При этом на вакансии, предусматривающие надомную занятость, приходилось менее 1%.

По результатам выборочного опроса, проведенного центрами занятости населения городов и районов Республики Хакасия в 2008 году, работодателей и лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, доля работников, занятых по гибким формам, в том числе надомной, в общем числе занятых не превышает 1,5%.

Данные выборочного опроса родителей, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, показал, что количество желающих приступить к трудовой деятельности составляет 55%. Из них работать неполный рабочий день изъявили желание более 65% респондентов, работать на дому - 35%.

В Республике Хакасия в целях создания условий, способствующих актуализации потенциала семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, реализуется Комплексный план Республики Хакасия по развитию гибких форм занятости, в том числе надомной занятости, лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, а также по организации обучения этих лиц методам реабилитации на 2009 - 2010 годы (далее - Комплексный план).

Ответственными исполнителями Комплексного плана являются: Министерство труда и социального развития Республики Хакасия, Министерство образования и науки Республики Хакасия, Министерство здравоохранения Республики Хакасия, Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия, органы местного самоуправления, работодатели Республики Хакасия.

Комплексный план Республики Хакасия по развитию гибких форм занятости включает мероприятия по проведению мониторинга потребностей лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, в государственных услугах в сфере здравоохранения, образования, занятости и социальной защиты; обучение методам реабилитации и дополнительной социальной поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов; содействие трудоустройству лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, в том числе трудоустройству на временные и общественные работы, содействие самозанятости, профессиональное обучение и переобучение данной категории граждан и другие.

Несмотря на достигнутые в предыдущие годы результаты реализации мероприятий по улучшению положения детей-инвалидов в республике, остаются нерешенными многие вопросы в сфере обеспечения жизнедеятельности семей с детьми-инвалидами.

Не созданы условия для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, полноценно сочетать работу и выполнение обязанностей по уходу, воспитанию, реабилитации и обучению детей:

- отсутствует учет лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, и их потребностей в получении услуг в сфере занятости, социальной защиты, здравоохранения, образования;

- недостаточно развиты гибкие формы занятости родителей, воспитывающих детей-инвалидов;

- отсутствуют учреждения, предназначенные для дневного пребывания детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать образовательные учреждения;

- не созданы службы участковых социальных работников, ведущих работу с детьми-инвалидами, членами их семей по социальному и психолого-педагогическому сопровождению, преодолению изолированности семьи.

Сеть реабилитационных учреждений и отделений, оказывающих услуги семьям с детьми-инвалидами, в структуре здравоохранения, образования, социальной защиты населения развита недостаточно и не может в полной мере обеспечить потребность в реабилитационных услугах.

Необходимо усилить межведомственное взаимодействие органов и учреждений по социальному обслуживанию семей с детьми-инвалидами, оказанию психолого-педагогической и медико-социальной помощи лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, их обучению, внедрению методик социальной адаптации детей-инвалидов в условиях семьи, обучению методам реабилитации лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами.

С целью более полного удовлетворения потребностей в реабилитационных услугах детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, необходимо продолжить оснащение реабилитационных учреждений высокоэффективными средствами реабилитации, оборудованием, обеспечить доступ к Интернет-ресурсам.

Именно на повышение уровня государственных социальных гарантий в обеспечении семей с детьми-инвалидами всеми видами необходимой социальной помощи и поддержки, решение, в первую очередь, проблемы занятости родителей, воспитывающих детей-инвалидов, предоставление им возможностей для трудоустройства, оптимизацию социальной среды, обеспечивающей поддержку семей с детьми-инвалидами, преодоление изолированности семьи, усиление межведомственного взаимодействия органов и учреждений по социальному обслуживанию семей с детьми-инвалидами в конечном итоге будет направлена программа "Содействие".

Реализация программы будет осуществляться в рамках действующей в республике подпрограммы "Дети-инвалиды" республиканской целевой программы "Дети Хакасии", утвержденной Законом Республики Хакасия от 12.11.2007 N 79-ЗРХ "О республиканской целевой программе "Дети Хакасии" на 2008 - 2010 годы", и Комплексного плана Республики Хакасия по развитию гибких форм занятости, утвержденного распоряжением Председателя Правительства Республики Хакасия от 30.12.2008 N 149-рп.

Программно-целевой метод позволит обеспечить высокий уровень межведомственной координации по выработке общих подходов на региональном уровне по улучшению положения семей, воспитывающих детей-инвалидов, за счет создания условий, способствующих реализации потенциала семьи, и содействия занятости родителей.

Новизна программы "Содействие" состоит в следующем:

- ориентированность не только на решение проблем детей-инвалидов, создание условий для их полноценной жизни, но и на поддержку родителей, воспитывающих детей-инвалидов, содействие в их трудоустройстве;

- создание условий для дневного пребывания детей-инвалидов, служб участковых социальных работников, ведущих работу как с детьми-инвалидами, так и с их родителями;

- использование современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми-инвалидами;

- направленность мероприятий программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями и результатами.


II. Цель, задачи, сроки реализации региональной программы


Целью программы является улучшение положения семей, воспитывающих детей-инвалидов, за счет создания условий, способствующих реализации потенциала семьи, и содействия в занятости родителей.

Программа предусматривает решение следующих задач:

- повышение уровня государственных социальных гарантий в обеспечении семей с детьми-инвалидами всеми видами необходимой социальной помощи и поддержки;

- оптимизация социальной среды, обеспечивающей поддержку семей с детьми-инвалидами, преодоление изолированности семьи.

Срок реализации программы: сентябрь 2009 года - декабрь 2011 года.


III. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»