ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
от 12 ноября 2007 года N 79-ЗРХ
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ ХАКАСИИ" НА 2008 - 2010 ГОДЫ
Принят Верховным Советом Республики Хакасия 24 октября 2007 года
(с изменениями от 12.11.2008 г., Закон Республики Хакасия N72-ЗРХ, НГР RU19000200800370)
(с изменениями от 09.06.2009 г., Закон Республики Хакасия N62-ЗРХ, НГР RU19000200900247)
(с изменениями от 09.07.2009 г., Закон Республики Хакасия N84-ЗРХ, НГР RU19000200900284)
(с изменениями от 19.10.2009 г., Закон Республики Хакасия N107-ЗРХ, НГР RU19000200900390)
(с изменениями от 11.05.2010 г., Закон Республики Хакасия N46-ЗРХ, НГР RU19000201000208)
(фактически утратил силу)
Настоящий Закон принят в целях создания благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей в Республике Хакасия, государственной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Дети Хакасии" на 2008 - 2010 годы (далее - Программа).
Правительству Республики Хакасия в 2008 году и в последующие годы осуществлять финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Хакасия на очередной финансовый год.
Рекомендовать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов принять муниципальные программы, направленные на социальную поддержку и улучшение положения детей.
Настоящий Закон вступаете силу с 01 января 2008 года.
Председатель Правительства Республики Хакасия А.И. Лебедь
к Закону Республики Хакасия
"О республиканской целевой программе
"Дети Хакасии" на 2008 - 2010 годы"
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДЕТИ ХАКАСИИ" НА 2008 - 2010 ГОДЫ
Наименование Программы | - республиканская целевая программа "Дети Хакасии" на 2008 - 2010 годы | |||
Дата принятия решения о разработке Программы | - постановление Правительства Республики Хакасия от 30.07.2007 N 252 "О разработке республиканских целевых программ на 2008 год и плановый период 2009-2010 годы" | |||
Государственные заказчики субъект бюджетного планирования) развития | - Министерство труда и социального Республики Хакасия, Министерство здравоохранения Республики Хакасия, Министерство образования и науки Республики Хакасия, Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия | |||
Государственный заказчик- координатор | - Министерство труда и социального развития Республики Хакасия | |||
Цели Программы | -создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | |||
Задачи Программы | - охрана здоровья детей и подростков; - совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи; - профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей; - совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии и здоровье, создание условий для их полноценной жизни и интеграции в общество; - создание на государственном уровне условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение им условий для социальной и личностной самореализации; - формирование системы социальной поддержки и модернизация системы воспитания, развития, обеспечения и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |||
Показатели – результативности (индикаторы) | - снижение показателя младенческой смертности на 1000 родившихся живыми на 30%, из них: 2008 год – 10%; 2009 год – 10%; 2010 год – 10%; снижение показателя младенческой смертности от врожденных пороков развития на 1000 родившихся живыми на 15%, из них: 2008 год – 5%; 2009 год – 5%; 2010 год – 5%; снижение показателя материнской смертности на 100 000 живорожденных на 10% ежегодно; снижение количества безнадзорных детей в общей численности детского населения на 0,6%, из них: 2008 год – 0,2%; 2009 год – 0,2%; 2010 год – 0,2%; увеличение количества детей, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, на 10,3%, из них: 2008 год – 3,3%; 2009 год – 3,3%; 2010 год – 3,7%; увеличение до 45% удельного веса детей-инвалидов, получивших услуги в социозащитных учреждениях (с 40% в 2007 году): 2008 год – до 42%; 2009 год – до 43%; 2010 год – до 45%; увеличение количества детей с ограниченными возможностями, приобщившихся к культуре и спорту, повышение их творческого потенциала на 10%, из них: 2008 год – 3,3%; 2009 год – 3,3%; 2010 год – 3,4%; укрепление учебно-материальной базы республиканских детских домов и школ-интернатов, в том числе: 2008 год – 34%; 2009 год – 37%; 2010 год – 29%; увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных различными формами семейного воспитания, на 17%, из них: 2008 год – 5%; 2009 год – 7%; 2010 год – 5%; сокращение количества детских домов на 5 единиц, из них: 2008 год – 3; 2009 год – 1; 2010 год – 1; разукрупнение детских домов (не более 50 воспитанников в учреждении к 2011 году): 2008 год – 2; 2009 год – 2; 2010 год – 1 | |||
Сроки и этапы реализации Программы | - 2008 - 2010 годы (этапы не выделяются) | |||
Перечень подпрограмм | - "Здоровый ребенок", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты" | |||
Объемы и источники финансирования Программы | - общие затраты на реализацию Программы за счет средств республиканского бюджета - 106,781 млн. рублей (в том числе субсидии местным бюджетам на софинансирование объектов муниципальной собственности - 30,0 млн. рублей), из них: 2008 г. - 39,9 млн. рублей; 2009 г. - 30,434 млн. рублей; 2010 г. - 36,447 млн. рублей (в том числе субсидии местным бюджетам на софинансирование объектов муниципальной собственности - 30,0 млн. рублей). В том числе: подпрограмма "Здоровый ребенок" - 36,3 млн. рублей (в том числе субсидии местным бюджетам на софинансирование объектов муниципальной собственности - 30,0 млн. рублей), из них: 2008 г. - 3,0 млн. рублей; 2009 г. - 3,3 млн. рублей; 2010 г. – 30,0 млн. рублей (в том числе субсидии местным бюджетам на софинансирование объектов муниципальной собственности - 30,0 млн. рублей); подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" - 3,134 млн. рублей, из них: 2008 г. - 1,0 млн. рублей; 2009 г. - 0,934 млн. рублей; 2010 г. - 1,2 млн. рублей; подпрограмма "Дети-инвалиды" - 61,4 млн. рублей, из них: 2008 г. - 33,9 млн. рублей; 2009 г. - 24,0 млн. рублей; 2010 г. - 3,5 млн. рублей; подпрограмма "Дети-сироты" - 5,947 млн. рублей, из них: 2008 г. - 2,0 млн. рублей; 2009 г. – 2,2 млн. рублей; 2010 г. – 1,747 млн. рублей | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - снижение показателя младенческой смертности на 10% ежегодно; - снижение младенческой смертности от врожденных пороков развития на 5% ежегодно; - снижение материнской смертности на 10% ежегодно; - снижение доли безнадзорных детей с 3,6% в 2006 году до 3% в 2010 году от общей численности детского населения в Республике Хакасия; - увеличение доли детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, с 21,7% в 2006 году до 32% в 2010 году от общего количества безнадзорных детей; - увеличение до 45% удельного веса детей-инвалидов, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей-инвалидов, от общего количества детей-инвалидов, проживающих в республике; - увеличение в 2,2 раза количества обслуживаемых детей-инвалидов в стационарных учреждениях и ликвидация очередности в дома-интернаты для детей-инвалидов за счет ввода в эксплуатацию республиканского дома для детей-инвалидов; - увеличение на 10% количества детей с ограниченными возможностями, приобщившихся к культуре и спорту, повышение их творческого потенциала; - увеличение в республике количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных различными формами семейного воспитания (не менее чем на 5 - 7% ежегодно); - укрепление учебно-материальной базы республиканских детских домов и школ-интернатов, создание благоприятных условий для содержания воспитанников; - сокращение в два раза количества детских домов (оставить 5 учреждений к 2011 году); - разукрупнение детских домов (не более 50 воспитанников в учреждении к 2011 году) |
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Хакасия на среднесрочную перспективу (2007 - 2010 годы) приоритетными направлениями государственной политики по улучшению положения детей в Республике Хакасия являются:
охрана и укрепление здоровья детей и подростков;
проведение профилактической работы с семьями для предупреждения их социального неблагополучия;
повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание условий для активного включения детей в социально-экономическую и культурную жизнь общества.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 года подчеркивается необходимость реализации эффективных программ поддержки материнства, детства и семьи.
В Республике Хакасия на начало 2007 года проживало 118 тыс. детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (4,2 тыс. детей), дети-инвалиды (2,5 тыс. детей) и безнадзорные дети (3,6 тыс. детей). Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.
Ухудшение экономической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, ведут к росту детской заболеваемости и инвалидности. Только 30 % новорожденных могут быть признаны здоровыми. Более половины детей имеют заболевания и функциональные отклонения, требующие лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий.
Показатель младенческой смертности в республике имеет стойкую тенденцию к снижению, но превышает среднероссийский на 30 % и на 01 января 2007 года составил 15,6 на 1000 родившихся живыми (2000 год - 23,8). Смертность детей одного года жизни от врожденных пороков развития составила в 2006 году 3,1 на 1000 родившихся живыми. Показатель материнской смертности - 46,4 (2000 год - 52,3) на 100000 живорожденных.
Многолетняя кризисная ситуация негативно отражается на подрастающем поколении, на его моральном и материальном состоянии. Низкое благосостояние населения, бесконтрольность, а в ряде случаев и жестокость родителей по отношению к детям приводят к росту безнадзорности среди несовершеннолетних, а также совершению ими различных правонарушений.
В последние годы наметилась тенденция к сокращению количества безнадзорных и беспризорных детей в республике, но уровень этого негативного социального явления остается достаточно высоким. Органами системы профилактики безнадзорности в 2004 году выявлено 4283 безнадзорных несовершеннолетних, в 2006 году - 3158 безнадзорных несовершеннолетних, за 6 месяцев 2007 года - 1123 безнадзорных несовершеннолетних.
Республиканская целевая программа "Дети Хакасии" на 2008 - 2010 годы (далее - Программа) является продолжением республиканской целевой программы "Дети Хакасии", которая в 2003 - 2007 годах разрабатывалась и принималась на очередной финансовый год. В результате реализации мероприятий программы за последние 4 года младенческая смертность снизилась на 35%, материнская - на 41%, на 25 % сократилось количество учтенных семей с детьми, находящихся в социально-опасном положении, на 26 % уменьшилось количество безнадзорных несовершеннолетних.
Наблюдается тенденция уменьшения количества детей-инвалидов: 2004 год - 2782 человека, 2005 год - 2688 человек, 2006 год - 2468 человек. Среди причин уменьшения детской инвалидности следует отметить внедрение ранней диагностики, активизацию работы по медико-социальной реабилитации детей-инвалидов, совершенствование деятельности государственных органов медико-социальной экспертизы.
Увеличилось количество детей, передаваемых в семьи граждан. Всего в республике на 01 июля 2007 года создано 311 приемных семей, в которых проживает 701 ребёнок. Это на 20,3% детей больше по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. Органами опеки и попечительства городов и районов Республики Хакасия устраивается в семьи граждан более 80% выявленных детей. В течение 2007 года выявлено, учтено и устроено 330 детей, оставшихся без родительского попечения (на 24,5% ниже прошлогодних показателей), в том числе только 25 сирот определены в государственные и муниципальные учреждения.
Однако, несмотря на принимаемые меры и положительную динамику, основные проблемы детского неблагополучия целесообразно решать комплексно на государственном уровне во взаимодействии с общественными силами и на основе достаточного законодательного, информационного, методического, финансового обеспечения.
Программно-целевой метод обеспечивает достаточный уровень межведомственной координации, взаимодействие при выработке общих подходов по социальной поддержке и улучшению положения детей.
Новизна Программы состоит в следующем:
ориентированность как на поддержку и развитие детей, так и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь семей с детьми- инвалидами;
использование современных технологий и инноваций при решении проблем семей с детьми в целом и проблем детей в частности;
направленность мероприятий Программы на достижение измеряемых результатов, оцениваемых целевыми показателями и индикаторами.
Целями Программы являются создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Программа предусматривает решение следующих задач:
охрана здоровья детей и подростков;
совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи;
профилактика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей;
совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для их полноценной жизни и интеграции в общество;
создание на государственном уровне условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение им условий для социальной и личностной самореализации;
формирование системы социальной поддержки и модернизация системы воспитания, развития, обеспечения и содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение указанных задач будет осуществляться в рамках реализации входящих в Программу подпрограмм "Здоровый ребенок", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты".
Основные целевые индикаторы и показатели реализации Программы:
младенческая смертность на 1000 родившихся живыми;
младенческая смертность от врожденных пороков развития на 1000 родившихся живыми;
материнская смертность на 100 000 живорожденных;
количество безнадзорных детей в общей численности детского населения;
количество детей, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для несовершеннолетних;
количество обслуженных детей-инвалидов в социозащитных учреждениях;
количество детей с ограниченными возможностями, приобщившихся к культуре и спорту, повышение их творческого потенциала;
состояние учебно-материальной базы республиканских детских домов и школ-интернатов;
количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, охваченных различными формами семейного воспитания;
количество детских домов;
количество воспитанников детских домов.
Срок реализации Программы - 2008 - 2010 годы. Этапы реализации Программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимоувязанных комплексов мероприятий.
Система мероприятий Программы состоит из мероприятий, осуществляемых в рамках подпрограмм "Здоровый ребенок", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-инвалиды", "Дети-сироты".
3.1. В рамках подпрограммы "Здоровый ребенок" предусматривается реализация мероприятий, направленных на:
укрепление материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения;
приобретение реанимационного оборудования для республиканской больницы, межрайонного отделения реанимации и интенсивной терапии новорожденных, родильных домов и родильных отделений городских и центральных районных больниц;
приобретение тест-систем и наборов реагентов для неонатального и биохимического скрининга для республиканского Центра планирования семьи и репродукции.
предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов муниципальной собственности.
Объемы финансирования, сроки и ответственные за исполнение мероприятий подпрограммы приведены в разделе 3 подпрограммы "Здоровый ребенок".
3.2. В рамках подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривается реализация следующих мероприятий:
внедрение новых технологий и форм социальной работы с семьями и детьми в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, в территориальных управлениях социальной поддержки населения;