Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2010 - 2016 ГОДЫ


 1. Основные тенденции развития туризма в Республике Хакасия


Одним из стратегических направлений развития Республики Хакасия до 2016 года является туризм, одна из важнейших межотраслевых сфер деятельности современной экономики, нацеленной на повышение уровня и качества жизни населения. При этом, в отличие от многих других отраслей экономики, туризм не приводит к истощению ресурсов. Отдых населения (или рекреация), используя практически те же ресурсы, что и туризм, является дополняющей сферой деятельности экономики. Поэтому туризм и отдых целесообразно рассматривать и развивать совместно в рамках туристской индустрии.

Одним из стратегических направлений развития Республики Хакасия, согласно Стратегическим приоритетам социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, является туризм.

Значимость развития туризма для Республики Хакасия определяется богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями и ресурсами и географическим положением. Наличие в республике разнообразных туристских ресурсов создает условия для многих видов туризма: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского, охоты и рыбалки.

Основными проблемами являются недостаточная социально-экономическая эффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала республики, а также недостаточная привлекательность, известность и качество комплексного туристского продукта.

По данным статистики, в 2007 году в республике насчитывалось 17 турфирм, ими было реализовано населению туристических путевок на 176 млн. рублей, из них на 144 млн. рублей по зарубежным странам. На территории республики услуги гостиничного бизнеса ведут 18 организаций с единовременной вместимостью 1754 места, число санаториев, пансионатов и профилакториев и туристических баз составляет 31.

При этом в статистике отсутствует информация о количестве и ассортименте предоставленных туристских услуг в стоимостном выражении и данных о предоставляемых услугах въезжающим в республику туристам.

Повышение количественных показателей туристской индустрии не всегда сопровождается улучшением качества развития отрасли. Эффективность функционирования туристской индустрии существенно сдерживается отсутствием в системе государственной статистики определения конечных финансовых, социально-экономических и других результатов деятельности отрасли; недостатком механизмов межотраслевой координации развития туризма; отсутствием раздела "Туризм" в бюджетной классификации; отсутствием преференций для инвестиций в туристскую инфраструктуру. Отсутствие понимания сферы туризма как самостоятельной отрасли в конечном счете приводит к расплывчатому определению эффективности работы отрасли и отсутствию четкого стратегического видения направлений развития туристской индустрии.

В связи с этим необходимо проведение полного комплекса работ по формированию системы показателей, всесторонне характеризующих развитие сферы туризма. Это возможно при объединении усилий государственных органов власти и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия (далее - Хакасстат). В итоге должны получить определение объемов и параметров внутреннего туристского потока, проведение экспериментальных расчетов по определению доли туризма в формировании макроэкономических показателей развития республики, совершенствование форм существующей статистической отчетности.

В ближайшем будущем усложнение задач, стоящих перед туристской индустрией республики, общие тенденции изменений потребительского спроса диктуют необходимость применения адекватных новым реалиям мер государственного стимулирования и поддержки развития туристской индустрии Республики Хакасия, что означает фактически новый этап в развитии туристской индустрии.

По данным обследования коллективных и индивидуальных средств размещения, проведенного в летний сезон 2009 года, на территории только одного Ширинского муниципального района численность отдыхавших в сезон составила 822 тыс. человек, средняя стоимость проживания - 600 рублей в сутки без учета дополнительной платы за сопутствующие услуги (организация экскурсий, спортплощадки и спортинвентарь, сауна и т.п.), а продолжительность проживания - в среднем 5 суток. По оценке специалистов Министерства спорта, туризма и молодежной политики Республики Хакасия объем доходов только владельцев коллективных средств размещения от предоставления туристам мест для временного размещения в Ширинском районе составил 115,5 млн. рублей.

Сегодня республика стоит перед серьезной задачей - необходимостью формирования современной индустрии туризма и отдыха на основе более интенсивного использования туристского потенциала. Если не заниматься решением этой задачи, то в ближайшие несколько лет данную нишу займут соседние регионы. Так, сегодня, по данным экспертов, Республику Хакасия по объему туристского потока опережают Красноярский край, Томская и Омская области, Алтайский край и Республика Алтай, которые используют свой потенциал, развивают сети малых гостиниц, успешно продвигают свои региональные туристские бренды.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 22.12.2009 N 605 "Об утверждении Стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года" определены Стратегические приоритеты социально-экономического развития Республики Хакасия: организация туристских и рекреационных зон с целью эффективного использования природно-климатического и культурно-исторического потенциала республики - это развитие санаторно-курортного отдыха, активно-спортивных форм отдыха, культурно-познавательного туризма и сельскохозяйственного туризма.

Реализация Концепции развития туризма в Республике Хакасия на 2010 - 2016 годы (далее - Концепция) должна обеспечить вклад туристской индустрии в решение задач современного этапа экономического развития Республики Хакасия. Положения настоящей Концепции должны стать основой для общереспубликанского понимания места и роли сферы туризма в экономике региона, реализации основных задач развития туризма, стоящих перед органами исполнительной власти всех уровней, а также определения направления и уровня республиканской и муниципальной поддержки туристской индустрии.