В 2010 году Республика Хакасия была признана победителем конкурсного отбора субъектов Российской Федерации по реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Из федерального бюджета на реализацию проекта республиканскому бюджету Республики Хакасия было выделено 19800,0 тыс. рублей. Софинансирование проекта со стороны Республики Хакасия составило 29457,1 тыс. рублей. В проекте приняли участие 16 общеобразовательных школ республики, из них 12 муниципальных общеобразовательных учреждений г. Абакана и 4 республиканских государственных общеобразовательных учреждения. В пищеблоках указанных школ был осуществлен демонтаж устаревшего оборудования, заменены подводка и инженерные коммуникации, построены цеха (мучной, мясорыбный, овощной и др.), проведены ремонтные работы (штукатурка, окраска стен и потолков, замена оконных и дверных блоков, кафеля на стенах, светильников, укладка керамогранита на полах и др.), установлено современное технологическое оборудование.
Запланированные показатели проекта в 2010 году были выполнены в полном объеме и в установленные сроки. В результате реализации проекта в школах применяются новые технологии приготовления пищи, увеличилась пищевая ценность продуктов за счет сохранения витаминов и минеральных веществ, более разнообразным стал ассортимент продукции. С использованием программного обеспечения разработаны новые двухнедельные примерные меню с учетом сезонности и возраста детей. В целом обучающиеся, воспитанники общеобразовательных школ, принявших участие в проекте в 2010 году, получают более качественное питание, что привело к увеличению до 90% охвата детей данных школ горячим питанием.
Участие в экспериментальном проекте в 2010 году послужило началом модернизации системы школьного питания в Республике Хакасия.
В 2010 году Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 596 утверждена долгосрочная республиканская целевая программа "Развитие образования в Республике Хакасия (2011 - 2015 годы)", включающая подпрограмму "Школьное питание в Республике Хакасия на 2011 - 2015 годы". Общий объем финансирования подпрограммы составляет 221677,0 тыс. рублей, из них субсидии местным бюджетам на капитальный ремонт, укрепление материально-технической базы, оснащение современным технологическим оборудованием школьных столовых составляют 47993,0 тыс. рублей.
В 2011 году Республика Хакасия вновь приняла участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации по реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и в муниципальных общеобразовательных учреждениях. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.05.2011 N 1605 Республика Хакасия признана победителем конкурсного отбора. Объем финансовых средств, выделяемых из федерального бюджета республиканскому бюджету Республики Хакасия, составляет 30000 тыс. рублей.
В результате новой победы в республике начался второй этап модернизации школьного питания.
В 2011 году в экспериментальном проекте принимают участие 22 общеобразовательные школы г. Абакана, г. Саяногорска, Аскизского района и 1 республиканское государственное общеобразовательное учреждение. Перечень общеобразовательных школ, участвующих в реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся, воспитанников в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Республики Хакасия в 2011 году, приведен в приложении 1 к Программе. Выбор данных школ обусловлен следующими основаниями.
Во-первых, в данных школах технологическое оборудование школьных пищеблоков не обновлялось с момента ввода в эксплуатацию школьных зданий, требуется замена смесителей в моечных ваннах, механическое оборудование представлено в основном мясорубками и универсальными кухонными приводами, не везде имеются овощерезки, хлеборезки, картофелечистки, посудомоечные машины технически непригодны для качественного мытья посуды. В связи с частыми поломками оборудования сохраняется доля ручного труда. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия (далее - Управление Роспотребнадзора по Республике Хакасия) отмечено, что система питания школьников в г. Саяногорске требует ремонта и реконструкции школьных пищеблоков, оснащения современным оборудованием.
Во-вторых, в городе Абакане успешно реализован первый этап экспериментального проекта, в 2011 году целесообразно завершить системные изменения в организации питания во всех общеобразовательных школах административного центра Республики Хакасия.
Город Саяногорск расположен в 35 км от Саяно-Шушенской ГЭС, где 17 августа 2009 года произошла авария. Большая часть населения города и прилегающих территорий (пгт. Майна и пгт. Черемушки) является работниками Майнской ГЭС и Саяно-Шушенской ГЭС. На Саяно-Шушенской ГЭС 11 марта 2011 года состоялось заседание Президиума Госсовета по вопросам энергетики, где главной темой стали меры социальной поддержки семьям, пострадавшим во время аварии. Модернизация системы школьного питания г. Саяногорска является дополнительной мерой социальной поддержки населения города в период восстановления Саяно-Шушенской ГЭС.
В Аскизском районе наиболее компактно проживают хакасы (47,7%) - коренной народ Республики Хакасия. В экспериментальном проекте принимают участие 2 общеобразовательные школы: муниципальная общеобразовательная школа-интернат "Аскизский лицей-интернат" (далее - Аскизский лицей-интернат) и муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кызласовская средняя общеобразовательная школа им. Р.А. Кызласова" (далее - Кызласовская СОШ). Аскизский лицей-интернат, реализуя образовательные программы углубленного изучения отдельных предметов (математики, химии, физической культуры и др.), развивает спортивные единоборства. Правительством Российской Федерации в Республике Хакасия вольная борьба утверждена базовым видом спорта для подготовки резерва спортивных сборных команд Российской Федерации. В данном контексте повышается роль питания детей, в системе занимающихся физической культурой и спортом. Основной контингент обучающихся Кызласовской СОШ - дети из малообеспеченных семей. Особенностью организации питания данной школы является использование блюд национальной кухни. Ликвидация сельхозпредприятия в с. Кызлас привела к тому, что многие жители Кызласского сельсовета оказались в трудных материальных условиях. В с. Кызлас находится межрайонный реабилитационный центр "Уячах" ("Гнездышко") для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Участие школ Аскизского района в экспериментальном проекте рассматривается Правительством Республики Хакасия как дополнительная мера социальной помощи и поддержки населения Аскизского района.
Кроме того, в общеобразовательных школах актуальна проблема сохранения и укрепления здоровья детей. К примеру, в г. Саяногорске за последние 5 лет (с 2006 по 2010 годы) заметно возросла заболеваемость детей, связанная с питанием: анемия возросла в 2,5 раза (с 2,2/1000 в 2006 г. до 31/1000 в 2010 г.), язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки - в 3,4 раза, гастрит и дуоденит - в 2,4 раза, болезни желчевыводящих путей - в 2,6 раза. В Кызласовской СОШ большинство детей (98%) отнесены ко 2 группе здоровья. Острота проблемы подтверждается тем, что в Республике Хакасия за 4 года (с 2007 по 2010 гг.) снизился удельный вес детей, отнесенный к 1 и 2 группам здоровья (с 82,3% до 80,4%). Наиболее распространенными нарушениями здоровья школьников являются заболевания желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, органов зрения.
Следующей проблемой является то, что у школьников не сформирована культура здоровья, здорового питания, что влечет к снижению охвата школьников горячим питанием. К примеру, в г. Саяногорске охват школьников горячим питанием на 12% ниже средних показателей по Республике Хакасия (83%). Отсутствие навыков культуры здоровья, здорового питания является фактором риска развития желудочно-кишечных и иных заболеваний, негативно сказывается на состоянии здоровья детей. Требует решения проблема повышения квалификации персонала школьных столовых и профессиональной компетентности руководителей общеобразовательных школ.
Таким образом, имеет место противоречие между требованиями, предъявляемыми к организации питания в общеобразовательных школах, и имеющейся практикой организации питания.