ПРАВИТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2016 года N 584-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 22.12.2014 N 679-П
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании постановления Правительства Тюменской области от 14.12.2018 N 514-п.
____________________________________________________________________
1. В постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2014 N 679-п "Об утверждении государственной программы Тюменской области "Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений" до 2020 года" внести следующие изменения:
в наименовании и по всему тексту постановления слова "Основные направления деятельности по реализации государственной политики в сферах национальных, государственно-конфессиональных, общественно-политических отношений и профилактике экстремистских проявлений" заменить словами "Реализация государственной национальной политики";
приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2017.
Губернатор области
В.В.ЯКУШЕВ
Приложение
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 23 декабря 2016 года N 584-п
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ"
Ответственный исполнитель Программы: | Комитет по делам национальностей Тюменской области |
Цель Программы: | Обеспечение межнационального, межконфессионального согласия и общественно-политической стабильности в регионе. |
Задачи программы: | Содействие этнокультурному развитию народов Тюменской области и профилактики экстремизма в этнической среде. |
Содействие возрождению и сохранению историко-культурного наследия, духовных ценностей народов России. Профилактика проявлений экстремизма в религиозной сфере. | |
Объединение усилий и ресурсов органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества в реализации мероприятий устойчивого общественно-политического развития. Профилактика социально-политического экстремизма. | |
Сроки реализации Программы: | 2015 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования Программы (с разбивкой по годам): | Всего за 2015 - 2020 годы - 744 580 тыс. руб., |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: | В плановый период до 2020 года - отсутствие протестных акций на национальной и религиозной основе. |
Раздел 1. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРАХ НАЦИОНАЛЬНЫХ, ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ, ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Благодаря эффективно проводимой работе по обеспечению этноконфессионального согласия в Тюменской области как фактора единства российского государства, ситуация в межнациональной сфере в Тюменской области характеризуется как стабильная, прогнозируемая, управляемая и сохраняет позитивную динамику развития.
Протестных акций, публичных конфликтов на этнической основе в области нет.
Вместе с тем, вопросы этноконфессиональных, общественно-политических отношений приобретают все большую актуальность в Российской Федерации и мировом сообществе.
Обусловлено это, прежде всего, спецификой и деликатностью этнических, религиозных чувств граждан, важной их ролью в системе нравственных координат.
На развитие межнациональных (межэтнических) отношений влияют следующие негативные факторы:
- все большая значимость этнической и религиозной самоидентификации на фоне формирующегося общероссийского гражданского самосознания;
- неудовлетворенность отдельных этнических групп объемом, предоставляемых этнокультурных прав;
- этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм;
- недостаточность мер по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов;
- рост националистических настроений в среде различных этнических общностей;
- рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;
- правовой нигилизм и значительный уровень преступности;
- попытки политизации этнического и религиозного фактора.
В настоящее время основные угрозы национальной и общественной безопасности Тюменской области в этноконфессиональном контексте обусловлены:
- присутствием в регионе приверженцев псевдорелигиозных течений;
- наличием неформальных молодежных объединений, склонных к радикализму;
- продвижением идей радикализма и экстремизма в социальных сетях Интернета.
На этих направлениях концентрируются наши усилия. Указанные проявления нередко становятся орудием недобросовестных деятелей, используются в далеких от общественных благ подстрекательских и провокационных целях, что ведет к разжиганию этноконфессиональной розни и вражды.
Питательной почвой для экстремистских проявлений является низкий уровень культуры общения между людьми, бытовые конфликты, чреватые перерастанием в противостояние и столкновения на этнической и религиозной основе, социально-экономические проблемы, усугубляемые последствиями мировых финансово-экономических кризисов, что провоцирует рост социальной напряженности, протестной активности граждан, проявляемой в радикальных, а порой и в экстремистских формах.
Наряду с этим, угрозы экстремистских проявлений на этнической, религиозной и политической основе обусловлены целым рядом субъективных факторов. Среди них - имеющая место у определенной части населения приверженность к националистическим и шовинистическим взглядам, пропаганда идей мусульманского фундаментализма, культивирование псевдопатриотических настроений.
Определенное влияние на общественные отношения оказывает интенсивная иммиграция в Тюменскую область. Приезжие из государств СНГ, а также других регионов Российской Федерации являются носителями и воплощением иных культур, менталитета, традиций, образа жизни, отличных от местных условий, что создает предпосылки конфликтов, которые могут иметь этническую окраску.
В этих условиях этнический и религиозный факторы являются для многонациональной и поликонфессиональной России залогом национальной безопасности. Традиционные формы духовности и этнической культуры народов России являются основой общероссийской идентичности, поэтому укрепление единства российской нации, формирование общегражданской идентичности россиян, обеспечение динамичного этнокультурного и духовного развития народов России, противодействие этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму являются важными элементами дальнейшего устойчивого развития страны.
В регионе создана необходимая нормативная правовая база по реализации государственной политики в сферах этноконфессиональных и общественно-политических отношений. Вышеуказанная деятельность осуществляется в полном соответствии с федеральным законодательством в сфере межнациональных отношений.
Сформированная нормативная правовая база детально регламентирует организационную, кадровую, финансовую, научно-аналитическую, информационно-пропагандистскую и иные составляющие деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению этноконфессионального согласия.
На фоне современных вызовов и угроз, имеющих как внешнее, так и внутрироссийское измерение, актуальной становится цель укрепления единства российской нации, обеспечения межнационального согласия и профилактика проявлений этнического экстремизма.
Для решения возникающих задач необходимы целенаправленные системные государственные меры, поэтому для эффективной реализации государственной национальной политики и обеспечения устойчивого этнокультурного развития необходимо применение программно-целевого метода.
Вышеуказанная цель соответствует приоритетным задачам развития Российской Федерации, которые определены Федеральным законом от 22.10.2013 N 284-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений", Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегией противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, федеральной целевой программой "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)".
Основными задачами являются: профилактика национальной розни и экстремизма в этнической среде, содействие этнокультурному развитию народов Тюменской области, а также реализация мероприятий национально-культурного развития в этнической среде.
Достижение поставленных задач предполагает работу по следующим направлениям деятельности:
1. Содействие этнокультурному развитию народов Тюменской области; профилактика национальной розни и экстремизма в этнической среде.
2. Гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений.
3. Реализация мероприятий национально-культурного развития в этнической среде.
4. Государственная поддержка общественно полезных (значимых) программ (мероприятий) национально-культурных автономий и иных национальных общественных объединений в форме субсидий.
5. Содействие социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера, проживающих в Тюменской области;
6. Развитие российского казачества в Тюменской области.
7. Этнокультурное развитие цыган, их интеграция в тюменское сообщество, преодоление общественных стереотипов в отношении цыганского населения.
8. Успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.
9. Реализация мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Тюменской областью.
10. Профилактика национальной розни и экстремизма в этнической среде.
Сфера укрепления единства российской нации, гармонизации межэтнических отношений, этнокультурного развития и взаимодействия с общественными объединениями, созданными с целью сохранения и развития этнических традиций и языков народов России, нуждается в применении программно-целевого метода в связи со сложностью и многообразием решаемых задач.
В Тюменской области проживают представители свыше 150 этнических групп населения (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года), обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры, в том числе: русские - 83,8% (1 066 066 чел.), татары - 8,1% (109 193 чел.), украинцы - 1,3% (16 988 чел.), казахи - 1,0% (13 232 чел.), немцы - 0,9% (12 048 чел.), чуваши - 0,7% (8 623 чел.), азербайджанцы - 0,7% (8 282 чел.), армяне - 0,6% (7 594 чел.), белорусы - 0,4 (4 465 чел.).
Решение этнокультурных проблем в условиях этнического многообразия России требует системного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений и других субъектов этнокультурной деятельности.
Всего в Тюменской области (без учета автономных округов) осуществляет свою деятельность около 113 региональных и местных национальных общественных объединений. Количество их постоянно возрастает, что свидетельствует о расширении их сферы влияния, об актуализации национального фактора в общественном сознании.
Рис. 1
┌═══════════════════════════════════════════════════════════════‰
│ Областные национально-культурные автономии и национальные │
│ общественные объединения │
└══════┬══════════════════════┬════════════════════════┬════════…
V V V
┌═══════════‰ ┌═══════════‰ ┌═══════════════‰ ┌════════════‰ ┌════════════‰
│Объединения│ │Объединения│ │ Объединения │ │Объединения │ │Объединения │
│славянских │ │ тюркских │ │народов Кавказа│ │ народов │ │ других │
│ народов │ │ народов │ │ и Закавказья │ │Средней Азии│ │ народов │
│ 6 │ │ 5 │ │ 9 │ │ 7 │ │ 9 │
└═══════════… └═══════════… └═══════════════… └════════════… └════════════…
═════════════════════════════════════════════════════════════┬════════════‰
┌═══════════‰ ┌═══════════‰ ┌═══════════════‰ ┌════════════‰ │ Евреи 1 │
│ Русские 1 │ │ Татары 2 │ │Азербайджанцы 2│ │ Киргизы 2 │ └════════════…
└═══════════… └═══════════… └═══════════════… └════════════… ┌════════════‰
┌═══════════‰ ┌═══════════‰ ┌═══════════════‰ ┌════════════‰ │ Корейцы 1 │
│Украинцы 1 │ │ Чуваши 1 │ │ Ингуши 1 │ │ Казахи 3 │ └════════════…
└═══════════… └═══════════… └═══════════════… └════════════… ┌════════════‰
┌═══════════‰ ┌═══════════════‰ ┌════════════‰ │ Немцы 3 │
│Белорусы 2 │ │ Армяне 1 │ │ Узбеки 1 │ └════════════…
└═══════════… └═══════════════… └════════════… ┌════════════‰
┌═══════════‰ ┌═══════════════‰ ┌════════════‰ │ Народы │
│ Поляки 1 │ │ Грузины 1 │ │ Таджики 1 │ │ Севера 3 │
└═══════════… └═══════════════… └════════════… └════════════…
┌═══════════‰ ┌═══════════════‰ ┌════════════‰
│ Сербы 1 │ │ Чеченцы 1 │ │ Цыгане 1 │
└═══════════… └═══════════════… └════════════…
┌═══════════════‰
│ Народы │
│ Дагестана 1 │
└═══════════════…
┌═══════════════‰
│ Осетины 1 │
└═══════════════…
Важнейшими звеньями в системе работы по реализации государственной национальной политики являются:
Координационный Совет по вопросам гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений в Тюменской области, осуществляющий комплексное рассмотрение актуальных вопросов в сферах национальных и государственно-конфессиональных отношений в целях гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений, профилактики возникновения конфликтных ситуаций, содействия диалогу между представителями различных этнических общностей;
Координационный Совет национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области, объединяющий на добровольной основе руководителей 35 национальных общественных объединений и национально-культурных автономий, представляющих, в том числе и интересы местных (районных и городских) национальных общественных объединений.
Основными приоритетами в деятельности Координационного Совета национальных общественных объединений и национально-культурных автономий Тюменской области являются: содействие в организации взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, национальных общественных объединений в реализации общественно полезных (значимых) программ (мероприятий), направленных на обеспечение условий для поступательного развития региона, в формировании позитивного общественного мнения.