Недействующий

 
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2016 года N 675


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТРАТЕГИЮ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ДО 2020 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого
автономного округа от 5 июля 2021 года N 521
____________________________________________________________________


В соответствии с пунктом 6-1 части 3 статьи 24 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа, частью 4 статьи 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 декабря 2015 года N 108-ЗАО "О стратегическом планировании в Ямало-Ненецком автономном округе", пунктом 6 части 3 статьи 4 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 декабря 2013 года N 131-ЗАО "О Законодательном Собрании Ямало-Ненецкого автономного округа" Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:

1. Внести в Стратегию социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года, утвержденную постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2011 года N 839 "О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года" (Ведомости Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, 2011, декабрь, N 9-1; Красный Север, 2014, 23 мая, спецвыпуск N 31/3; Ведомости Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, 2014, май, N 4-2; Красный Север, 2014, 25 декабря, спецвыпуск N 94/1; Ведомости Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, 2014, декабрь, N 9-2), изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его принятия.

Председатель Законодательного Собрания
Ямало-Ненецкого автономного округа
С.М.ЯМКИН

         

Приложение
к постановлению Законодательного Собрания
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 15 декабря 2016 года N 675

 "СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ДО 2020 ГОДА


Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года (далее - Стратегия) представляет собой сбалансированную систему ориентиров, задающих целенаправленное движение к неуклонному повышению устойчивости экономики и росту качества жизни населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ, округ, регион) в обозначенный период.

Стратегия учитывает основные положения долгосрочного планирования, сформулированные как на уровне Российской Федерации, так и в Уральском федеральном округе. Она учитывает приоритеты общегосударственного и отраслевого развития.

Основываясь на анализе текущего положения дел, экспертных оценках потенциала и преимуществ территории, Стратегия аккумулирует наиболее актуальные предложения населения, высказанные на общественных слушаниях, которые состоялись во всех муниципальных образованиях в автономном округе.

Согласованность с потребностями населения делает Стратегию гармоничной программой дальнейших совместных действий органов государственной власти, политических институтов, бизнеса и общества, а также универсальной базой для разработки перспективных планов, проектов и прогнозов Ямала.

Раздел I ОЦЕНКА ДОСТИГНУТЫХ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АВТОНОМНОГО ОКРУГА


1.1. Характеристика и системные проблемы социально-экономического развития автономного округа

Автономный округ занимает 769,3 тыс. кв. км и по площади относится к числу крупнейших субъектов России.

Его территория расположена в экстремальной природно-климатической зоне Крайнего Севера и Полярного круга, что непосредственным образом осложняет жизнедеятельность людей, оказывает влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Промышленный прогресс последних десятилетий способствовал стремительному росту населения округа. Массовой трудовой миграции не помешали ни критические температуры Крайнего Севера, ни слабая обустроенность новых поселений. За пятьдесят лет численность населения в регионе выросла более чем в 8 раз, достигнув в 2015 году 537 тыс. человек (0,4% населения России).

Естественный прирост населения региона формируется в основном за счет преобладания представителей более молодой возрастной структуры. Средний возраст жителей, который составляет 33 года, в последние годы ослабляет тенденцию к "старению" населения. Несмотря на то, что суровые условия Севера малопригодны для жизни пенсионеров, доля людей старше трудоспособного возраста увеличилась с 2000 года более чем в 2 раза - до 9,3% к 2015 году, за тот же период доля населения моложе трудоспособного возраста сократилась с 26% до 23%.

Активные миграционные процессы способствовали формированию разнообразного национального состава населения автономного округа. На территории Ямала проживают представители более 100 национальностей. В национальном составе населения преобладают русские (60%). Украинцы составляют 9%, татары - 5,5%. Доля ненцев в национальной структуре постоянного населения составляет 5,7%, ханты - 1,8%, селькупов - 0,4%.

В регионе зарегистрировано более 360 общественных объединений. Более половины из них - профсоюзы и спортивные организации, остальные - ветеранские, национальные и молодежные организации. Кроме того, действует 60 религиозных объединений, представляющих православие, ислам, протестантизм и другие вероисповедания.

Из 36 тысяч человек, являющихся представителями коренных малочисленных народов Севера в автономном округе, почти 40% продолжают вести исконный кочевой образ жизни. Оставшаяся часть, как правило, проживает в сельских населенных пунктах и испытывает серьезные проблемы с трудоустройством.

Автономный округ является трудодефицитным субъектом Российской Федерации, во всех муниципальных образованиях наблюдается превышение потребности в работниках над численностью незанятого населения.

Расселение населения в округе характеризуется высокой степенью урбанизации. Спрос и предложение рынка труда в городской и сельской местности имеют структурный дисбаланс. В городах много рабочих мест - мало трудовых ресурсов, в сельских населенных пунктах наблюдается обратная ситуация. Дополнительной особенностью регионального рынка труда является то, что свыше 20% занятых в экономике округа работают вахтовым методом и проживают за пределами Ямала. В среднем по округу потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, превышает численность безработных граждан более чем в 4,5 раза.

В регионе регистрируется самый низкий уровень безработицы (от численности экономически активного населения) среди регионов Уральского федерального округа, кроме того, регион вошел в пятерку лидеров с низким уровнем безработицы среди субъектов Российской Федерации.

Наряду с общим дефицитом трудовых ресурсов, регион испытывает недостаток квалифицированных специалистов. Особенно ощутима нехватка профессионалов высокого класса в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве, связи и транспорте, а также социальной сфере.

Старение кадров как одна из самых актуальных проблем наиболее остро проявляется в системах образования и здравоохранения.

К концу 2011 года средний возраст ямальского педагогического работника составлял 45 лет, доля педагогов наиболее продуктивного возраста снижалась. По итогам 4 лет реализации Стратегии ситуация улучшилась, наблюдается небольшое увеличение доли педагогов наиболее продуктивного возраста, средний возраст педагогических работников составил 43 года. Аналогичная ситуация сложилась в отношении квалифицированных работников в сфере здравоохранения.

На Ямале отмечается высокий, превышающий в 2 раза среднероссийский, уровень среднедушевых денежных доходов населения и среднемесячной заработной платы. Округ стабильно входит в тройку лидеров среди регионов России с высокими уровнями показателей и занимает лидирующую позицию среди регионов Уральского федерального округа.

Среднедушевые денежные доходы населения округа в 2015 году в 1,3 раза превысили уровень 2011 года.

Однако на Ямале сохраняется высокая отраслевая и территориальная дифференциация. Наиболее высокий уровень заработной платы в округе наблюдается в топливно-энергетическом комплексе, где среднемесячная заработная плата в 1,5 раза превышает среднеокружной уровень.

В территориальном разрезе наиболее высокий уровень заработной платы отмечается в районах нефтегазодобычи, наиболее низкий - в сельских районах автономного округа.

Решение задач, определенных Стратегией, а также поэтапное повышение заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" способствовало улучшению сложившейся ситуации.

По отношению к 2011 году среднемесячная заработная плата в отраслях социальной сферы увеличилась практически в 1,5 раза (60,2 тыс. рублей) и по итогам 2015 года составила 78% от среднеокружного уровня. В сельском хозяйстве, несмотря на рост более чем в 1,2 раза (30,9 тыс. рублей), - только 40%.

В силу очагового освоения региона социальная инфраструктура в муниципалитетах, ее качество и мощность также неоднородны. Это обусловило неравенство обеспечения соответствующими услугами жителей городских и сельских поселений.

Наиболее острой для жителей автономного округа остается проблема аварийного жилья, удельный вес которого на конец 2011 года занимал 9,9% (1005,7 тыс. кв. м) общей площади жилого фонда региона. Это особенно характерно для сельских территорий и национальных поселков округа, возраст которых часто старше возраста ямальских городов. Большинство зданий этих поселений в деревянном исполнении, срок их постройки превышает 40 лет.

Предпринятые меры по ликвидации аварийного жилья и увеличение темпов жилищного строительства позволили снизить долю аварийного фонда, которая на начало 2015 года составила 7,1% (771,8 тыс. кв. м). Несмотря на положительные результаты, работу в этом направлении необходимо продолжать.

Экономический потенциал развития территории округа значителен, но его вовлечение в экономику региона сдерживается отсутствием единой транспортной системы и современных технологий.

На фоне того, что основная часть месторождений Надым-Пур-Тазовского междуречья перешла в стадию падающей добычи, обострились системные проблемы топливно-энергетического комплекса. Это низкие объемы геологоразведочных работ; малоэффективное использование попутного нефтяного и природного "жирного" газа при добыче конденсата; недостаток технологий по вовлечению в хозяйственный оборот низконапорного газа, имеющего, по оценкам ряда экспертов, значительные объемы.

В целом значительная часть ресурсов, колоссальными запасами которых располагает территория автономного округа, не используется (или используется в недостаточной степени) в экономике региона.

Так, недра Полярного Урала, занимающего западную часть автономного округа, являются явным ресурсом, который позволит нарастить минерально-сырьевой потенциал региона и в перспективе радикально улучшит сырьевую базу промышленности Урала и всей страны, но для их промышленного освоения необходима доразведка.

Автономный округ обладает самым большим стадом северных оленей в России и в мире - его поголовье насчитывает 700 тыс. голов. При этом оленеводство относится не только к высокоперспективной сельскохозяйственной отрасли региона, но и является этнообразующей, обеспечивающей сохранность традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера в автономном округе.

Аналогичное значение имеет в округе и рыбодобыча. Фактически на Ямале добывается половина российского улова сиговых пород.

Экологически чистые ямальские оленина и рыба уже стали брендами региона, заняли достойное место среди деликатесов как внутри России, так и за рубежом. Дальнейшее развитие оленеводства связано с совершенствованием цикла безотходного производства, а рыбной промышленности - с увеличением объемов вылова и переработки, для чего потребуется решить проблему сохранения водных биоресурсов, наладить воспроизводство сиговых пород, ликвидировать браконьерство, достигшее значительных масштабов.

Еще одним резервным биологическим ресурсом являются дикоросы. Перспективность создания производства на основе дикорастущих лечебных трав и ягод, обильно произрастающих вблизи многих населенных пунктов, требует организации соответствующей инфраструктуры (сбора, хранения, сбыта) и применения высоких технологий.

Территория автономного округа обладает значительными ресурсами деловой древесины, но становление деревообрабатывающей отрасли сопряжено с высокими расходами уже на стадии заготовки древесины.

1.2. Итоги реализации Стратегии в 2012 - 2015 годах

Уникальные месторождения углеводородов исторически закрепили за Ямалом роль крупнейшего поставщика углеводородного сырья не только на внутренний рынок, но и на рынки Восточной и Западной Европы. Ежегодно здесь добывается более 80% российского газа, или пятая часть его мирового производства. Ямальская доля извлечения нефти и газового конденсата составляет около 8% общероссийской.

Основой промышленного производства в автономном округе является добыча углеводородного сырья - газа, нефти и газового конденсата. В период с 2012 по 2015 год по объему промышленного производства на душу населения автономный округ поднялся со второго на первое место в Уральском федеральном округе и сохранил второе место среди регионов России.

Несмотря на общероссийскую тенденцию снижения индекса промышленного производства в 2015 году (более чем на 3%), в округе отмечается рост показателя на 4,1%. Основное влияние на увеличение индекса промышленного производства оказали рост объема добычи газового конденсата (в 1,3 раза) и увеличение производства нефтепродуктов (в 1,5 раза).

Объем валового регионального продукта с 2011 по 2015 год вырос в 1,8 раза и в расчете на душу населения составил чуть более 3 млн руб. По данному показателю Ямал много лет уверенно остается на лидирующей позиции среди регионов Уральского федерального округа и сохраняет второе место среди субъектов Российской Федерации после Ненецкого автономного округа.

Кроме того, по итогам 2015 года Ямал вошел в тройку лидеров регионов России по объему поступивших инвестиций в основной капитал организаций автономного округа.

Также округ на протяжении многих лет занимает лидирующее место по объему инвестиций на душу населения в Уральском федеральном округе и второе место после Ненецкого автономного округа среди регионов России.

Решение задач по диверсификации экономики на первом этапе реализации Стратегии (2012 - 2015 годы) позволило несколько изменить структуру промышленного производства. Так, к концу 2015 года доля добывающего производства снизилась с 83% до 76%. При этом почти в 2 раза увеличилась доля обрабатывающих производств - с 12% до 21%, что позволило за четырехлетний период реализации Стратегии подняться с 38 на 2 место в рейтинге регионов России по индексу обрабатывающего производства.

Реализация комплекса мер по полезному использованию попутного нефтяного газа обеспечила рост его использования с 76% от добычи в 2011 году до 94% в 2015 году.

Ямал входит в немногочисленную группу регионов России с постоянным положительным естественным приростом населения, который в 2015 году по отношению к 2011 году увеличился на 14% и составил чуть более 6 тыс. человек. В рейтинге субъектов России по коэффициенту естественного прироста населения округ занимает лидирующее место среди регионов Уральского федерального округа и входит в пятерку регионов по Российской Федерации.

Стабильно прирастает суммарный коэффициент рождаемости, который по итогам 2015 года составил 2,188 детей, рожденных одной женщиной на протяжении всего репродуктивного периода (15 - 49 лет). В целом по России этот показатель составил 1.77, таким образом, регион занимает 7 место по России.

За период с 2012 по 2015 год ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 1 год и в 2015 году составила 71,7 лет.

Раздел II ПРИОРИТЕТЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ АВТОНОМНОГО ОКРУГА


Существующее социально-экономическое положение автономного округа достаточно стабильно. Внушительный ресурсный и человеческий потенциал сохранят устойчивость региона даже при инерционном сценарии управления. Тем не менее темпы социально-экономического развития способны вырасти, если стимулировать эффективное использование региональных преимуществ и планомерно заниматься решением проблем, снижающих качество жизни населения в условиях Крайнего Севера. Выбор активного (инновационного) сценария развития региона отвечает прогрессивным планам государства, согласуется с ожиданиями населения и целями делового сообщества. Поэтому за основу стратегического планирования принят активный сценарий развития.

Главная идея реализации Стратегии, сформулированная во время ее всенародного обсуждения, звучит так: "Ямал - наш дом". И этот дом должен быть безопасным, комфортным, уютным, умным, современным. Таким образом, основной целью Стратегии является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе формирования и развития конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических требований.

Приоритетными направлениями для достижения поставленной стратегической цели социально-экономического развития автономного округа являются:

модернизация инфраструктуры и отраслей социальной сферы;

развитие экономического потенциала;

сохранение и развитие человеческого потенциала и традиций;

охрана окружающей среды и оздоровление экологии;

становление автономного округа международным форпостом развития Арктики.

В рамках приоритетных направлений развития в Стратегии предусмотрен комплекс мер, реализация которых будет являться основой для разработки государственных программ автономного округа.

2.1. Развитие инфраструктуры и отраслей социальной сферы

2.1.1. Развитие жилищной сферы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»