Действующий

О ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ КИНЕМАТОГРАФИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2005 ГОДА"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ КИНЕМАТОГРАФИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2005 ГОДА"


В период радикальных социально-экономических преобразований в Российской Федерации основной целью государственной политики в сфере кинематографии является последовательный переход от главенствующей сегодня формы бюджетного обеспечения производства, проката и показа отечественных фильмов к системе, сочетающей государственную поддержку с инвестициями предпринимателей, различными формами банковского кредитования и повышение доходности киновидеоорганизаций.

На осуществление этой цели направлена "Концепция развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года", принятая постановлением Правительства Российской Федерации 18 декабря 1997 года. Для реализации Концепции органам исполнительной и законодательной власти всех уровней предстоит принять ряд мер правового и экономического характера, а также:

гарантировать стабильность поступления бюджетных ассигнований в объемах, предусмотренных в областном и местных бюджетах и являющихся важным элементом для привлечения на партнерских началах средств из внебюджетных источников;

обеспечить реализацию Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".

Для осуществления этого в области были приняты постановления главы администрации области и областная программа "Развитие и сохранение культуры и искусства Белгородской области в 1997 - 2000 гг." Программные цели в основном выполняются.

Однако, в кинематографии области продолжают иметь место негативные тенденции, обусловившие необходимость разработки Программы.

Спад в развитии этой отрасли наметился еще тогда, когда на кинорынках до 90 процентов заняла западная кинопродукция, которая в первое время вызвала интерес у зрителя, а потом своей американской заштампованностью способствовала его массовому оттоку от кинозалов. В потере зрителя немалую роль сыграла и экономическая ситуация в стране и области: для тысяч потенциальных зрителей кино по материальным соображениям выпало из круга доступных и необходимых потребностей.

В связи с этим встала задача предотвращения дальнейшего спада в развитии отрасли и оказания ей финансовой помощи со стороны государства.

Ее решение сформулировано в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года "О первоочередных мерах по реализации протекционистской политики Российской Федерации в области отечественной кинематографии". При этом предполагалось, что решение насущных проблем кинематографии будет осуществляться не только посредством прямых бюджетных инвестиций, но и путем введения реальных протекционистских мер в сфере налогов на энергию, коммунальные услуги.

С другой стороны вопросы развития кинематографии были обозначены в принятой Правительством Российской Федерации целевой программе "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997 - 1999 гг.)".

Такая же программа (с учетом до 2000 года) по нашей области принята и утверждена постановлением главы администрации области.

Объем бюджетных ассигнований, предусмотренный названными документами, может значительно изменить ситуацию в киноотрасли. И это подтверждается первыми полученными результатами: в кинематографии области проведена структурная перестройка - кино стало составной частью культуры, сохранены кадры, во всех городах, крупных селах действуют киноустановки, утвердился и расширился ассортимент киноуслуг зрителю, люди снова потянулись в кино и прежде всего к лучшим произведениям отечественного киноискусства, приостановлено падение валовых сборов.

Вместе с тем, этих позитивных сдвигов еще недостаточно для того, чтобы возродить притягательную силу кинопроизведений.

Серьезным препятствием в дальнейшем развитии отрасли стало крайне слабое ее финансирование, особенно из местных бюджетов городов и районов. В целом по области бюджет в сфере кино к общему бюджету области составил в 1994 году - 0,28 процента, в 1995 году - 0,27 процента, в 1996 году - 0,26 процента, в 1997 году - 0,26 процента.

Фактическое финансирование составило 50 - 60 процентов. В ряде районов эти значения намного ниже средних показателей по области. Возможности увеличения собственных доходов ограничены: стоимость билетов формируется с учетом покупательской способности населения. Это создает дефицит финансовых средств для нормального содержания и функционирования кинозрелищных организаций, порождает многие проблемы.

Последние пять лет практически прекращено переоснащение и модернизация существующего кинооборудования. Более 20 процентов кинопроекторов полностью выработали свой ресурс и подлежат списанию, 83 процента киноаппаратов имеют срок службы более 10 - 15 лет.

Сокращается основное богатство кинодела - фонд кинокартин. Ежегодное поступление их уменьшилось более чем в 10 раз, что не позволяет обеспечить полноценный репертуар кинотеатров и киноустановок. Отсутствие элементарного комфорта в кинозалах, массированное, часто противозаконное распространение видеопродукции и кинопоказа по телевидению, привело к значительному падению посещаемости - она снизилась в три раза. Актуальной остается проблема квалифицированных кадров в отрасли.

Решение задач государственной политики в сфере кино требует реализации комплекса мероприятий, направленных не только на сохранение всей системы отрасли, но и на дальнейшее программное ее развитие.

В структуру программы вошли разделы, охватывающие все стороны развития кинематографии в области:

введение;

основные цели и задачи Программы;

материально-техническая база киносети и кинопроката;

сохранение и пополнение фильмофонда и продвижение в прокат лучших фильмов;

кинообразование, киновоспитание и кинообслуживание детей и молодежи;

поддержка образования в области кинематографии;

сохранение и развитие киновидеообслуживания населения;

упорядочение сети учреждений кинематографии;

механизм реализации Программы, контроль за ее исполнением;