ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 апреля 1998 года N 217

О ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ КИНЕМАТОГРАФИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2005 ГОДА"

Учитывая большое значение киноискусства в нравственном и эстетическом воспитании человека, а также в общем развитии культуры области, и в целях осуществления Концепции развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года, принятой постановлением Правительства Российской Федерации 18 декабря 1997 года, постановляю:


1. Утвердить областную целевую программу "Развитие кинематографии Белгородской области до 2005" (далее именуется "Программа").


2. Утвердить управление культуры администрации области (Кулабухов А.В.) координатором Программы. Принять меры к привлечению дополнительных средств из внебюджетных источников, увеличению посещаемости кинотеатров и кинозалов, повышению доходности от кинопрокатной деятельности.


3. Департаменту экономики и финансов правительства администрации области при разработке проектов областного бюджета на 2001 и последующие годы предусматривать выделение средств для реализации Программы, исходя из экономической ситуации в области и в соответствии с Федеральным законом "О Государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".


4. Рекомендовать главам местного самоуправления городов и районов области разработать районные (городские) программы развития кинематографии до 2005 года и привести объемы их финансирования в соответствие с нормами, установленными Федеральным законом "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" за счет местных бюджетов. Добиваться сочетаний государственной поддержки кинематографии с инвестициями предпринимателей, различными формами банковского кредитования, увеличения поступления средств от кинообслуживания населения.


5. Контроль за исполнением данного постановления возложить на департамент социальной политики правительства администрации области (Худаев Д.В.).

Информацию о ходе реализации постановления представлять ежегодно к 1 декабря.

Срок исполнения постановления и представления итоговой информации - 1 февраля 2006 года.


Глава администрации области
Е.САВЧЕНКО





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ КИНЕМАТОГРАФИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2005 ГОДА"


В период радикальных социально-экономических преобразований в Российской Федерации основной целью государственной политики в сфере кинематографии является последовательный переход от главенствующей сегодня формы бюджетного обеспечения производства, проката и показа отечественных фильмов к системе, сочетающей государственную поддержку с инвестициями предпринимателей, различными формами банковского кредитования и повышение доходности киновидеоорганизаций.

На осуществление этой цели направлена "Концепция развития кинематографии Российской Федерации до 2005 года", принятая постановлением Правительства Российской Федерации 18 декабря 1997 года. Для реализации Концепции органам исполнительной и законодательной власти всех уровней предстоит принять ряд мер правового и экономического характера, а также:

гарантировать стабильность поступления бюджетных ассигнований в объемах, предусмотренных в областном и местных бюджетах и являющихся важным элементом для привлечения на партнерских началах средств из внебюджетных источников;

обеспечить реализацию Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".

Для осуществления этого в области были приняты постановления главы администрации области и областная программа "Развитие и сохранение культуры и искусства Белгородской области в 1997 - 2000 гг." Программные цели в основном выполняются.

Однако, в кинематографии области продолжают иметь место негативные тенденции, обусловившие необходимость разработки Программы.

Спад в развитии этой отрасли наметился еще тогда, когда на кинорынках до 90 процентов заняла западная кинопродукция, которая в первое время вызвала интерес у зрителя, а потом своей американской заштампованностью способствовала его массовому оттоку от кинозалов. В потере зрителя немалую роль сыграла и экономическая ситуация в стране и области: для тысяч потенциальных зрителей кино по материальным соображениям выпало из круга доступных и необходимых потребностей.

В связи с этим встала задача предотвращения дальнейшего спада в развитии отрасли и оказания ей финансовой помощи со стороны государства.

Ее решение сформулировано в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года "О первоочередных мерах по реализации протекционистской политики Российской Федерации в области отечественной кинематографии". При этом предполагалось, что решение насущных проблем кинематографии будет осуществляться не только посредством прямых бюджетных инвестиций, но и путем введения реальных протекционистских мер в сфере налогов на энергию, коммунальные услуги.

С другой стороны вопросы развития кинематографии были обозначены в принятой Правительством Российской Федерации целевой программе "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997 - 1999 гг.)".

Такая же программа (с учетом до 2000 года) по нашей области принята и утверждена постановлением главы администрации области.

Объем бюджетных ассигнований, предусмотренный названными документами, может значительно изменить ситуацию в киноотрасли. И это подтверждается первыми полученными результатами: в кинематографии области проведена структурная перестройка - кино стало составной частью культуры, сохранены кадры, во всех городах, крупных селах действуют киноустановки, утвердился и расширился ассортимент киноуслуг зрителю, люди снова потянулись в кино и прежде всего к лучшим произведениям отечественного киноискусства, приостановлено падение валовых сборов.

Вместе с тем, этих позитивных сдвигов еще недостаточно для того, чтобы возродить притягательную силу кинопроизведений.

Серьезным препятствием в дальнейшем развитии отрасли стало крайне слабое ее финансирование, особенно из местных бюджетов городов и районов. В целом по области бюджет в сфере кино к общему бюджету области составил в 1994 году - 0,28 процента, в 1995 году - 0,27 процента, в 1996 году - 0,26 процента, в 1997 году - 0,26 процента.

Фактическое финансирование составило 50 - 60 процентов. В ряде районов эти значения намного ниже средних показателей по области. Возможности увеличения собственных доходов ограничены: стоимость билетов формируется с учетом покупательской способности населения. Это создает дефицит финансовых средств для нормального содержания и функционирования кинозрелищных организаций, порождает многие проблемы.

Последние пять лет практически прекращено переоснащение и модернизация существующего кинооборудования. Более 20 процентов кинопроекторов полностью выработали свой ресурс и подлежат списанию, 83 процента киноаппаратов имеют срок службы более 10 - 15 лет.

Сокращается основное богатство кинодела - фонд кинокартин. Ежегодное поступление их уменьшилось более чем в 10 раз, что не позволяет обеспечить полноценный репертуар кинотеатров и киноустановок. Отсутствие элементарного комфорта в кинозалах, массированное, часто противозаконное распространение видеопродукции и кинопоказа по телевидению, привело к значительному падению посещаемости - она снизилась в три раза. Актуальной остается проблема квалифицированных кадров в отрасли.

Решение задач государственной политики в сфере кино требует реализации комплекса мероприятий, направленных не только на сохранение всей системы отрасли, но и на дальнейшее программное ее развитие.

В структуру программы вошли разделы, охватывающие все стороны развития кинематографии в области:

введение;

основные цели и задачи Программы;

материально-техническая база киносети и кинопроката;

сохранение и пополнение фильмофонда и продвижение в прокат лучших фильмов;

кинообразование, киновоспитание и кинообслуживание детей и молодежи;

поддержка образования в области кинематографии;

сохранение и развитие киновидеообслуживания населения;

упорядочение сети учреждений кинематографии;

механизм реализации Программы, контроль за ее исполнением;

правовое и информационное обеспечение Программы;

финансовое обеспечение программы.

Финансовые затраты на реализацию Программы в 2001 - 2005 годах составляют 48562,7 тыс. рублей, в том числе: из средств областного бюджета 18790 тыс. рублей; из средств бюджетов районов и городов - 27272,7 тыс. рублей (по согласованию с органами местного самоуправления); из средств федерального бюджета - 2500 тыс. рублей.

Затраты на 1998 - 2000 годы учтены в принятой областной целевой программе "Развитие и сохранение культуры и искусства Белгородской области в 1997 - 1999 гг.". В программе на 1998 год утверждена сумма - 11,913 млн. рублей, что составляет - 0,026% от бюджета области.

Предусмотренная к выделению из бюджета сумма составляет - 48562,7 тыс. рублей и не превышает 0,3 процента от бюджета области.

В последующие годы суммы затрат и объемы работ по выполнению Программы будут уточняться в соответствии с экономической ситуацией в области. Кроме того, как приоритетными должны считаться дополнительные источники финансирования: инвесторов, спонсоров, акционеров, банковско-финансовых групп и пр.

Реализация Программы позволит сохранить и развить киновидеообслуживание населения, превратить киноустановки в места доступного массового отдыха, способного нести в массы лучшие достижения российского и мирового киноискусства, добиться сокращения дотационной опеки в сфере кинематографии.






Утверждена
постановлением
главы администрации области
от 20 апреля 1998 года N 217

ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ КИНЕМАТОГРАФИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2005 ГОДА"


 1. Введение


Программа основывается на том, что, являясь неотъемлемой частью культуры, кинематограф приобретает особое значение в обществе как важное средство социальной политики государства, ориентированной на приобщение широких слоев населения к духовным и культурным ценностям.

Особенность развития кинематографии Белгородской области - ее неразрывное единство с культурным комплексом в целом, предусматривающая приоритетное направление в приобщении людей к Российскому киноискусству.


 2. Итоги развития и состояние кинематографии области


В соответствии с постановлением главы администрации области от 27 марта 1996 года N 195 "Об обеспечении устойчивого функционирования системы киновидеообслуживания населения области" приняты меры по сохранению и развитию кинофикации, прошло объединение учреждений культуры и предприятий киносети с целью превращения кинотеатров в центры культуры и досуга населения. Введено лицензирование отдельных видов киновидеодеятельности. Работу всей низовой киносети координирует государственное учреждение культуры "Белгородкино", имеющее в своем фонде свыше 15 тысяч фильмокопий.

Проведена работа по включению всех организаций, занимающихся киновидеопоказом, в Государственный реестр. Сегодня в области работает 20 специализированных, постоянно действующих кинотеатров и 512 сельских киноустановок. Кинопоказ осуществляют: Государственная телевещательная компания "Белгород", студия "Магнит", более 10 студий кабельных сетей; видеопрокатом, тиражированием и распространением видеокассет занимается более 80 частных компаний и фирм. Несмотря на существующие трудности, растет интерес людей к кино. В 1997 году возросли валовые сборы от кинопоказа почти на 56 тысяч рублей и составили 775,4 тысячи рублей. Число зрителей, побывавших в кинозалах, составило 636 тысяч человек, в том числе 227,5 тысячи детей. В период летних школьных каникул работало свыше 400 лагерей с дневным пребыванием, в которых отдыхало почти 45 тысяч детей. Для их обслуживания было запущено 259 кинопрограмм, что на треть больше, чем в 1996 году.

Огромной популярностью пользуются благотворительные кинопоказы для инвалидов, пенсионеров, ветеранов войны и труда. Только в одном белгородском кинотеатре "Радуга" в 1997 году на 70 таких сеансах побывало более 55 тысяч зрителей.

Вместе с тем, задачи, стоящие перед киноорганизациями области, решаются не в полном объеме, а актуальность их не снижается. Серьезным препятствием является крайне слабое финансирование, осуществляемое в основном по остаточному принципу, особенно из бюджетов районов и городов. В целом бюджет по отрасли кинофикации к общему бюджету области составил: в 1994 году - 0,28%, в 1995 году - 0,27%, в 1996 году - 0,26%, в 1997 году - 0,26%. Фактическое финансирование составило 50 - 60%. В ряде районов эти значения намного ниже средних показателей по области. Возможности увеличения собственных доходов ограничены: стоимость билетов формируется с учетом покупательской способности населения, а также то, что в большинстве своем основная масса зрителей сегодня - дети и школьники. Ввиду объективных причин бездотационно пока могут работать лишь городские кинотеатры, так как из-за ограниченного числа жителей в конкретном сельском населенном пункте доходы от кино не в состоянии полностью покрывать эксплуатационные расходы.

Анализ состояния материально-технической базы кинотеатров показывает, что большинство из них эксплуатируется 30 и более лет, кинотехнологическое оборудование, соответственно, от 10 до 20 лет. Более 20 процентов кинопроекторов полностью выработали свой ресурс и подлежат списанию, остальные морально и технически устарели. Изношенность киноаппаратов приводит к значительной порче кинофильмов, что сильно увеличивает затраты на их восстановление и реставрацию. Автопарк, осуществляющий доставку фильмов, практически утрачен.

В области нет ни одного кинозала, отвечающего современным требованиям к качеству изображения и воспроизведения звука. В залах отсутствуют комфортные условия, а то, что поддерживается усилиями работников киносети, - отображение прошлых десятилетий. Только один специалист в области имеет высшую специальную подготовку, многие работники кино из-за отсутствия средств десятилетиями не проходили переподготовку. Актуальными остаются и вопросы бытового устройства, социальной защиты работников кино, особенно на селе. Так, средняя зарплата киномеханика составляет 160 - 180 рублей в месяц.


 3. Основные цели и задачи программы


Мировая практика показывает, что киновидеодеятельность должна быть самоокупаемой. На это направлена и Концепция развития кинематографии до 2005 года. В то же время, учитывая ее социальную значимость, акцент должен быть сделан на определенную государственную поддержку, в том числе непременное использование частных инвестиций, спонсорских поступлений, вложений различных банковских и финансовых структур.

Главный смысл концептуальной программы состоит в том, чтобы более разумно и эффективно сочетать главенствующие сегодня формы бюджетного обеспечения закупки и проката фильмов с механизмом постепенного возрастания возвратной доли затраченных средств от продажи билетов, то есть с ростом окупаемости кинозрелищных учреждений. Для достижения этих целей следует:

гарантировать стабильность поступления бюджетных ассигнований в предусмотренных объемах;

обеспечить реализацию Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".

Только в этом случае станет возможным реализация мероприятий, направленных на улучшение кинообслуживания области, и позволит:

провести реконструкцию имеющихся кинотеатров и киноустановок, техническое их перевооружение и модернизацию, пополнить парк спецавтомашин и, таким образом, обеспечить бесперебойную доставку кинофильмов на киноустановки, особенно в сельской местности;

обновить имеющийся фильмофонд за счет закупки новых произведений киноискусства, прежде всего отечественного производства и детских кинолент, а также лучших работ зарубежных киномастеров;

в планах работы киноорганизаций предусмотреть проведение массовых мероприятий с ветеранами войны и труда, инвалидами, малообеспеченными семьями, школьниками, детьми, молодежью, оплачивая их полностью или частично из бюджетных средств;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»