ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2003 года N 207
Белгород
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, СНИЖЕНИЯ РИСКОВ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО, ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ
В целях координации усилий администрации области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления городов и районов области, организаций и граждан области по повышению защищенности важных объектов инфраструктуры и населения Белгородской области от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений постановляю:
1. Утвердить Концепцию безопасности населения Белгородской области, снижения рисков и защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических проявлений (далее - Концепция, прилагается).
2. Определить координирующими органами по реализации положений Концепции областную, городские и районные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
3. Рекомендовать главам местного самоуправления городов и районов области:
- рассмотреть на заседаниях коллегий вопросы обеспечения безопасности потенциально опасных объектов и важных объектов жизнеобеспечения, с учетом местных условий разработать и утвердить мероприятия по реализации Концепции в соответствии с планом основных мероприятий по реализации Концепции;
- до 31 декабря 2003 года совместно с Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области (Шульженко В.Н.) организовать и обеспечить эффективную деятельность единой службы спасения на базе "01";
- до 31 декабря 2003 года предусмотреть введение должности заместителя главы администрации города и района секретаря Совета безопасности и создание структурного подразделения, обеспечивающего деятельность Совета безопасности.
4. Департаменту безопасности и укрепления правопорядка администрации области (Щербаков В.В.) совместно с заинтересованными ведомствами до 1 февраля 2004 года разработать программу по реализации Концепции.
5. Департаменту финансов и бюджетной политики правительства администрации области (Боровик В.Ф.) производить финансирование Концепции в пределах ассигнований, утвержденных по соответствующим отраслям в областном бюджете на соответствующий год.
6. Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области (Шульженко В.Н.) до 1 января 2004 года разработать программу обучения населения области действиям при чрезвычайных ситуациях и организовать ее исполнение.
7. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя губернатора области секретаря Совета безопасности администрации области Пучкова В.В.
О ходе исполнения постановления информировать к 1 июня 2004 года, об исполнении - к 1 декабря 2004 года.
Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО
КОНЦЕПЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, СНИЖЕНИЯ РИСКОВ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО, ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ
Главной целью настоящей Концепции является повышение уровня защиты населения и территорий Белгородской области от аварий, катастроф, стихийных бедствий, экстремистских и террористических проявлений, снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Настоящая Концепция обеспечивает реализацию основных направлений Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области, утвержденной законом Белгородской области от 2 апреля 2003 года N 74 "Об утверждении Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области".
1. Белгородская область расположена в центре европейской части Российской Федерации в лесостепной зоне, на отрогах Среднерусской возвышенности, в бассейнах рек Дона и Днепра, на пересечении важнейших транспортных магистралей, соединяющих Москву с южными районами России и Украины.
Площадь области в административных границах составляет 27,1 тыс. кв. км. Наибольшая протяженность территории с северо-запада на юго-восток 296 км, наименьшая - с севера на юг - 98 км.
По плотности населения (55 человек на кв. км) область занимает 18 место, по численности населения (1,5 млн. человек) - 34, по территории (27 тыс. кв. км) - 74 место среди субъектов Российской Федерации.
Область занимает ведущие позиции по добыче железной руды, выпуску цемента, асбестоцементных изделий, жилищному и культурно-бытовому строительству, газификации, благоустройству населенных пунктов, строительству дорог, развитию агропромышленного комплекса.
В то же время значительная распаханность земельных угодий (до 80 процентов), высокая концентрация объектов сельского хозяйства и промышленности, особенно горнорудных предприятий и стройиндустрии, инженерных и транспортных коммуникаций, наличие магистральных газопроводов, нефтепроводов, аммиакопроводов, приграничное положение области, активность миграционных процессов являются причиной значительных антропогенных и техногенных нагрузок.
По состоянию на 1 июня 2003 года на территории области расположено 414 объектов, относящихся к категории наиболее важных для жизнеобеспечения и потенциально опасных для населения, в том числе 2 гидроузла водохранилищ, 141 аварийная гидросистема, 57 химически опасных предприятий, 191 пожароопасный объект, 15 объектов электроэнергетики, 5 магистральных трубопроводов, 3 взрывоопасных объекта.
Объектами прогнозирования на территории области являются чрезвычайные ситуации как совокупности характеристик, их источников (объектов, явлений и процессов), параметров возникновения и развития связанных с ними опасностей для населения и территорий.
Чрезвычайные ситуации подразделяются на три класса: техногенного, природного, биолого-социального характера, а также в зависимости от количества пострадавших людей, размера материального ущерба, масштаба зон поражения классифицируются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
Наиболее характерными чрезвычайными ситуациями для области являются локальные, местные и территориальные.
Прогнозирование возможных поражений и разрушений осуществляется:
а) для землетрясений - для объектов, расположенных на сейсмоопасной территории в соответствии с данными карты общего сейсмического районирования (карты ОСР-78);
б) для наводнений - для объектов, попадающих в зоны возможного катастрофического затопления при прорыве напорного фронта гидроузлов и попадающих в зоны наводнений при сезонных и дождевых паводках;
в) для природных пожаров - для лесной зоны с лесными массивами площадью более 20 кв. км;
г) для бурь и ураганов - для районов, где значения параметров природного явления могут превышать критические;
д) для террористических актов по опасным объектам и объектам обеспечения жизнедеятельности, а также объектам с массовым пребыванием людей;
е) для экстремистских проявлений - по местам социальной напряженности, имеющей экономические и социальные корни.
На территории области сохраняется высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и тенденция роста количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций.
Опасность чрезвычайных ситуаций техногенного характера для населения и территорий может возникнуть в случае аварий:
- на потенциально опасных объектах, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся и транспортируются пожаровзрывоопасные, опасные химические (радиоактивные) и биологические вещества;
- на установках, хранилищах, инженерных сооружениях и коммуникациях, разрушение (повреждение) которых может привести к нарушению нормальной жизнедеятельности людей (прекращению обеспечения водой, газом, теплом, электроэнергией, затоплению жилых массивов, выходу из строя объектов канализации и очистки сточных вод).
При прогнозировании чрезвычайных ситуаций техногенного характера определяются:
показатели степени риска для населения в связи с возможными авариями на потенциально опасных объектах (потенциальный риск, коллективный риск, индивидуальный риск, риск нанесения материального ущерба);
опасность, которую представляет чрезвычайная ситуация техногенного характера в общем (интегральном) риске чрезвычайных ситуаций.
В области имеются 5 городов с повышенной химической опасностью, в том числе первой степени опасности - Белгород, Старый Оскол, Шебекино, второй степени опасности - Губкин, Алексеевка.
Химически опасных объектов 57, в том числе первой, второй, третьей степени опасности - 36.
Общее количество используемых и хранимых аварийно-химических опасных веществ (АХОВ) 30264 т, в том числе хлора 93,6 т, аммиака 1553 т.
При возникновении чрезвычайной ситуации площадь возможного химического заражения (загрязнения) составит 675,5 кв. км, где проживает 392,12 тыс. человек, что может привести к суммарным потерям 234,4 тыс. человек.
В области размещено 3 взрывоопасных объекта - склады взрывчатых веществ Лебединского, Стойленского ГОКов, Яковлевского рудника и пожароопасных 191.
Прогноз пожарной обстановки: количество возможных крупных пожаров - 20, а общая площадь возможных сплошных пожаров - 10 кв. км.
Опасность представляют также взрывоопасные предметы времен войны, которых ежегодно обнаруживается и уничтожается до 2000 единиц. Определенную опасность локального характера представляют нефтебазы, автозаправочные и газозаправочные станции, газонаполнительная станция, жилые газифицированные дома и квартиры 295 тыс. в городах и населенных пунктах городского типа, 186 тыс. в сельской местности, а также предприятия и организации, использующие в производстве кислород и ацетилен.
По области проходят нефтепровод, три газопровода, аммиакопровод.
Нефтепровод Белгород - Сумы в эксплуатации с 1996 года, протяженность по территории области 148 км, диаметр 273 мм, рабочее давление 64 атм. Транспортируемое топливо - бензин, дизельное топливо. Производительность 135 - 150 куб. м в час.
Нефтепровод Воронеж - Белгород введен в эксплуатацию в 1985 году, протяженность по территории области - 153 км, диаметр трубопровода - 426 мм, рабочее давление 64 атм. Транспортируемое топливо - бензин, дизельное топливо.
Производительность - 400 - 450 куб. м/час.
При повреждении нефтепровода может быть выброшено до 1000 тонн топлива, площадь загрязнения составит 0,07 кв. км, в зоне поражения окажется до 500 человек.
Магистральный аммиакопровод Тольятти - Одесса введен в эксплуатацию в 1980 году, протяженность по территории области - 82,2 км, диаметр трубопровода - 355,6 мм, рабочее давление 83 атм., раздаточных станций - 2, постов секционирования - 12.
Выдача аммиака из магистрали, его временное хранение в резервуарах осуществляется с раздаточных станций, расположенных в с. Свистовка Ровеньского и с. Копонки Вейделевского районов.
При аварии на аммиакопроводе количество выброшенного вещества в атмосферу может составить до 5000 тонн, при этом на возможной площади заражения до 10 кв. км может пострадать около 10,4 тыс. человек.
Шебелинка - Белгород - Брянск - Москва введен в эксплуатацию в 1957 году, протяженность по территории области 97 км, диаметр трубопровода - 800 мм, максимальное давление - 55 атм.
Шебелинка - Острогожск - Алексеевка - Никитовка - Герасимовка введен в эксплуатацию в 1961 году, протяженность на территории области -105 км, диаметр трубопровода - 800 мм, максимальное давление - 55 атм.
Ставрополь - Острогожск - Губкин - Москва введен в эксплуатацию в 1959 году, протяженность по территории области 103 км, диаметр трубопровода - 800 мм, максимальное давление - 55 атм.
Пропускная способность трех газопроводов - 7,5 млрд. куб. м в год. Имеется 30 распределительных станций.
В области объектов атомной энергетики нет.
Радиационное загрязнение местности возможно в случае аварии на АЭС в Курской и Воронежской областях.
Общая площадь зон радиоактивного загрязнения может составить 17529 кв. км. На данной территории окажется 919 населенных пунктов с населением 745,6 тыс. человек.
В городах Белгород, Губкин, Старый Оскол действуют 14 предприятий, на балансе которых имеются 1200 единиц радиоактивных источников и радиоактивных веществ, представляющих опасность.
В области имеются 423 пруда и водохранилища емкостью свыше 100 тыс. куб. м, имеющих гидротехнические сооружения, в том числе водохранилищ емкостью свыше 10 млн. куб. м - 2; водохранилищ емкостью от 1 до 10 млн. куб. м - 111; прудов емкостью от 0,5 до 1 млн. куб. м - 100. Построены они в основном в период с 1965 по 1994 годы для орошения и борьбы с эрозией почвы.
Все водохозяйственные объекты, водохранилища и пруды представляют опасность, особенно в периоды весеннего половодья и при обильных выпадениях атмосферных осадков в виде дождя.