Недействующий

О СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА И ДОСТУПНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


Стратегическое планирование и разработка проекта мониторинга


Стратегическое планирование мониторинга осуществляет аппарат губернатора Белгородской области в сроки до 1 февраля каждого года, в течение которого проводится мониторинг.

Субъект мониторинга включает в себя организации, осуществляющие сбор, оценку и анализ информации о процессе оказания государственных услуг. Он структурирован и включает в себя:

- заказчика. В качестве общего заказчика выступают органы государственного управления Белгородской области. Непосредственный заказчик - аппарат губернатора Белгородской области;

- непосредственных исполнителей. Непосредственным исполнителем мониторинга выступает созданный в области Мониторинговый центр. При определении полномочий такого центра необходимо нормативно закрепить обязательность для уполномоченных органов исполнительной власти (учреждений) исполнения его рекомендаций;

- соисполнителями мониторинга могут выступать организации и частные лица, которые смогут осуществлять сбор и обработку данных. При выборе субъекта мониторинга необходимо учитывать фактор независимости от деятельности объекта мониторинга.

Объекты мониторинга делятся на процессы и институты. К первым относятся процедуры оказания государственных услуг. Ко вторым - государственные органы, органы, государственные учреждения и организации, оказывающие услуги.

При проведении мониторинга существует проблема выбора оптимальных объектов оценки. В идеальном варианте ей подлежат все структуры, оказывающие услуги и все виды их деятельности. Однако если такой вариант не осуществим по техническим причинам, целесообразен отбор объектов мониторинга.

Методика предлагает следующую технологию отбора:

1) ранжирование уполномоченных органов исполнительной власти (учреждений) по массовости<1>, обязательности<2> оказываемых ими государственных услуг и их социальной значимости (направленности на обеспечение социальных прав различных категорий населения) с целью выявления группы наиболее значимых для большинства населения региона;

2) определение среди этой группы уполномоченных органов исполнительной власти (учреждений), к качеству и доступности государственных услуг которых имеются претензии со стороны населения региона (проводится на основе общей диагностики всех государственных услуг, предоставляемых в регионе);

3) отбор уполномоченных органов исполнительной власти (учреждений), оказывающих государственные услуги, типичные для органов исполнительной власти (учреждений) данной сферы (по возможности).

Мониторинг целесообразно проводить в пять этапов, представленных на рисунке 1.

Первый этап (этап инвентаризации) осуществляет уполномоченный орган по формированию и ведению реестра государственных и муниципальных услуг. В соответствии с постановлением правительства Белгородской области от 7 июля 2006 года N 150-пп "Об утверждении Положения о порядке ведения и использования государственного Реестра государственных и муниципальных услуг Белгородской области" функции по формированию и ведению реестра государственных и муниципальных услуг возложены на управление информационных социальных технологий, государственного заказа и лицензирования Белгородской области.

На втором этапе (этап общей диагностики) проводится общая диагностика качества и доступности всех государственных услуг, предоставляемых в регионе, с целью выявления проблемных сфер.

На третьем этапе (этап оценки потребности) оценивается реальная потребность населения в государственных услугах, формулируются требования к качеству их оказания и предложения по корректировке перечня государственных услуг, оказываемых уполномоченными органами исполнительной власти (учреждениями) в регионе.

На четвертом этапе (этап разработки инструментария оценки) разрабатывается система показателей и индикаторов оценки качества и доступности государственных услуг и порядок ее применения.

     ________________

<1> Массовыми являются услуги, востребованные значительным кругом граждан и организаций. Также в эту группу могут входить услуги, предоставление которых осуществляется с установленным сравнительно коротким периодом времени (ежемесячно, ежеквартально).

<2> В группу обязательных входят, например, услуги по получению лицензии на осуществление предусмотренной действующим законодательством деятельности и т.д.

     Рисунок 1

     

                ┌═════════════════════════════════════════‰
                │             Первый этап                 │
                │   Инвентаризация государственных услуг  │
                └═════════════════════┬═══════════════════…
                                      │
                ┌═════════════════════V═══════════════════‰
                │             Второй этап                 │
                │Общая диагностика качества и доступности │
                │   государственных услуг, оказываемых    │
                │           населению региона             │
                └═════════════════════┬═══════════════════…
                                      │
                ┌═════════════════════V═══════════════════‰
                │             Третий этап                 │
                │  Оценка потребности населения региона в │
                │         государственных услугах         │
                │     (качественная и количественная)     │
                └═════════════════════┬═══════════════════…
                                      │
                ┌═════════════════════V═══════════════════‰
                │             Четвертый этап              │
                │     Разработка системы показателей и    │
                │       индикаторов оценки качества и     │
                │    доступности государственных услуг    │
                └═════════════════════┬═══════════════════…
                                      │
                ┌═════════════════════V═══════════════════‰
                │             Пятый этап                  │
                │       Детальный анализ качества и       │
                │     доступности "проблемных" услуг      │
                └═════════════════════┬═══════════════════…
                                      │
                ┌═════════════════════V═══════════════════‰
                │             Шестой этап                 │
                │  Коррекция деятельности уполномоченных  │
                │органов исполнительной власти по предо-  │
                │ставлению государственных услуг в регионе│
                └═════════════════════════════════════════…