Стратегическое планирование мониторинга осуществляет аппарат губернатора Белгородской области в сроки до 1 февраля каждого года, в течение которого проводится мониторинг.
Субъект мониторинга включает в себя организации, осуществляющие сбор, оценку и анализ информации о процессе оказания государственных услуг. Он структурирован и включает в себя:
- заказчика. В качестве общего заказчика выступают органы государственного управления Белгородской области. Непосредственный заказчик - аппарат губернатора Белгородской области;
- непосредственных исполнителей. Непосредственным исполнителем мониторинга выступает созданный в области Мониторинговый центр. При определении полномочий такого центра необходимо нормативно закрепить обязательность для уполномоченных органов исполнительной власти (учреждений) исполнения его рекомендаций;
- соисполнителями мониторинга могут выступать организации и частные лица, которые смогут осуществлять сбор и обработку данных. При выборе субъекта мониторинга необходимо учитывать фактор независимости от деятельности объекта мониторинга.
Объекты мониторинга делятся на процессы и институты. К первым относятся процедуры оказания государственных услуг. Ко вторым - государственные органы, органы, государственные учреждения и организации, оказывающие услуги.
При проведении мониторинга существует проблема выбора оптимальных объектов оценки. В идеальном варианте ей подлежат все структуры, оказывающие услуги и все виды их деятельности. Однако если такой вариант не осуществим по техническим причинам, целесообразен отбор объектов мониторинга.
Методика предлагает следующую технологию отбора:
1) ранжирование уполномоченных органов исполнительной власти (учреждений) по массовости<1>, обязательности<2> оказываемых ими государственных услуг и их социальной значимости (направленности на обеспечение социальных прав различных категорий населения) с целью выявления группы наиболее значимых для большинства населения региона;
2) определение среди этой группы уполномоченных органов исполнительной власти (учреждений), к качеству и доступности государственных услуг которых имеются претензии со стороны населения региона (проводится на основе общей диагностики всех государственных услуг, предоставляемых в регионе);
3) отбор уполномоченных органов исполнительной власти (учреждений), оказывающих государственные услуги, типичные для органов исполнительной власти (учреждений) данной сферы (по возможности).
Мониторинг целесообразно проводить в пять этапов, представленных на рисунке 1.
Первый этап (этап инвентаризации) осуществляет уполномоченный орган по формированию и ведению реестра государственных и муниципальных услуг. В соответствии с постановлением правительства Белгородской области от 7 июля 2006 года N 150-пп "Об утверждении Положения о порядке ведения и использования государственного Реестра государственных и муниципальных услуг Белгородской области" функции по формированию и ведению реестра государственных и муниципальных услуг возложены на управление информационных социальных технологий, государственного заказа и лицензирования Белгородской области.
На втором этапе (этап общей диагностики) проводится общая диагностика качества и доступности всех государственных услуг, предоставляемых в регионе, с целью выявления проблемных сфер.
На третьем этапе (этап оценки потребности) оценивается реальная потребность населения в государственных услугах, формулируются требования к качеству их оказания и предложения по корректировке перечня государственных услуг, оказываемых уполномоченными органами исполнительной власти (учреждениями) в регионе.
На четвертом этапе (этап разработки инструментария оценки) разрабатывается система показателей и индикаторов оценки качества и доступности государственных услуг и порядок ее применения.
________________
<1> Массовыми являются услуги, востребованные значительным кругом граждан и организаций. Также в эту группу могут входить услуги, предоставление которых осуществляется с установленным сравнительно коротким периодом времени (ежемесячно, ежеквартально).
<2> В группу обязательных входят, например, услуги по получению лицензии на осуществление предусмотренной действующим законодательством деятельности и т.д.
Рисунок 1
┌═════════════════════════════════════════‰
│ Первый этап │
│ Инвентаризация государственных услуг │
└═════════════════════┬═══════════════════…
│
┌═════════════════════V═══════════════════‰
│ Второй этап │
│Общая диагностика качества и доступности │
│ государственных услуг, оказываемых │
│ населению региона │
└═════════════════════┬═══════════════════…
│
┌═════════════════════V═══════════════════‰
│ Третий этап │
│ Оценка потребности населения региона в │
│ государственных услугах │
│ (качественная и количественная) │
└═════════════════════┬═══════════════════…
│
┌═════════════════════V═══════════════════‰
│ Четвертый этап │
│ Разработка системы показателей и │
│ индикаторов оценки качества и │
│ доступности государственных услуг │
└═════════════════════┬═══════════════════…
│
┌═════════════════════V═══════════════════‰
│ Пятый этап │
│ Детальный анализ качества и │
│ доступности "проблемных" услуг │
└═════════════════════┬═══════════════════…
│
┌═════════════════════V═══════════════════‰
│ Шестой этап │
│ Коррекция деятельности уполномоченных │
│органов исполнительной власти по предо- │
│ставлению государственных услуг в регионе│
└═════════════════════════════════════════…