Мониторинг должен проводиться при участии государственных структур, общественных объединений и внешних (независимых исследователей). Несомненными преимуществами такой организационной модели являются:
- соединение методологически обоснованного теоретического анализа с исследованием опыта практической деятельности;
- возможность сопоставлять данные, полученные исследователями в различных регионах;
- относительно высокая степень независимости осуществляющих диагностику структур, позволяющая интерпретировать полученные результаты не только под углом зрения практических задач и групповых интересов, но и с точки зрения социально-исторической перспективы;
- наличие всех видов ресурсов;
- координация усилий ученых и управленцев-практиков. Основным исполнителем мониторинга является Мониторинговый центр, действующий на основании Положения.
В таблице 3 представлена организационная схема осуществления этапов мониторинга.