Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


 1. Предпосылки создания РИАС


Аппаратом губернатора Белгородской области была разработана и утверждена постановлением правительства области от 27 октября 2006 года N 234-пп Концепция информатизации Белгородской области до 2010 года. Концепция предполагает поэтапное создание электронного правительства области. Это будет способствовать построению открытого демократического пространства с возможностью управления и контроля в открытом режиме (on-line) материальных, финансовых потоков, всех событий и фактов. Органы управления должны в любой момент времени располагать абсолютно достоверной и исчерпывающей информацией.

На сегодняшний день вся информация, необходимая для принятия управленческих решений, существует, но она разбросана по ведомственным и муниципальным системам, собирается в основном на бумажных носителях в интересах ведомственной вертикали и для комплексного анализа в интересах региона недоступна. Отсутствие единой технической политики при развертывании ведомственных систем привело к тому, что информация в них не согласована и не накапливается в полном объеме, хотя анализ ее динамики чрезвычайно важен для региона, это является фактором резкого снижение качества управления.

Решение этой задачи должно обеспечить применение эффективных информационных технологий, способствующих экономии труда в сфере управления, повышению эффективности принимаемых решений за счет доступа к достоверной и полной информации, ее быстрой обработки и немедленного доведения принятых решений до всех заинтересованных лиц, доступа широкого круга пользователей к удаленным источникам информации в сфере их профессиональной деятельности.

Наличие такой системы приведет к открытости, общедоступности, повышению персональной ответственности, уменьшению злоупотреблений.

Формирование РИАС в Белгородской области стало возможным благодаря широкому распространению ИКТ в социально-экономической сфере и органах государственной власти.

Так, по уровню распространения персональных компьютеров среди населения и доступности сети Интернет область занимает одно из ведущих мест среди регионов. Повышается уровень компьютерной грамотности. Высокими темпами развивается электронный бизнес и электронная коммерция. ИКТ все шире используются в повседневной жизни, в медицине и здравоохранении, образовании и науке.

Практически завершен первый этап оснащения органов государственной власти современной вычислительной техникой и создания соответствующей информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры обеспечения их деятельности. Многие ведомства в настоящее время внедряют комплексные информационные системы управления и переводят ведомственный документооборот в электронный вид. Практически все органы власти поддерживают ведомственные Интернет-сайты и размещают на них общую информацию о своей деятельности. К настоящему времени разрабатываются технические решения по построению защищенной системы межведомственного электронного документооборота. В рамках реализации административной реформы ведется описание функций и процессов государственного управления, реализуются отдельные проекты по реорганизации и оптимизации административных процессов в отдельных ведомствах.

Вместе с тем, результаты внедрения ИКТ в органах государственной власти в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам.

Практически отсутствуют государственные услуги, которые могут быть получены гражданином или организацией без непосредственного посещения государственного органа.

До настоящего времени не сформирована единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронном виде.

Действующие государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной правовой и нормативной технической базы. Содержащиеся в них сведения недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации в разных системах. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит к противоречивости данных, содержащихся в государственных информационных системах.

Использование недокументированных форматов данных, протоколов обмена, иных закрытых информационных технологий, отсутствие единых классификаторов, справочников и схем данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах, и затрудняют доступ граждан и организаций к государственным информационным системам. Несовместимость информационных систем снижает оперативность подготовки управленческих решений, что отрицательно сказывается на качестве государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям.

Использование в деятельности органов государственной власти закрытых технологий, отсутствие единой государственной политики, опоры на идеологию открытых информационных систем (открытых стандартов) ведет к росту технологической зависимости ведомств от поставщиков средств ИКТ, снижает экономическую эффективность создания и развития информационных систем, нарушает права граждан и организаций на равный доступ к государственным информационным системам.

Недостаточными темпами развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа граждан к созданным Интернет-сайтам о деятельности органов государственной власти.

В процессе формирования находится инфраструктура, обеспечивающая юридическую значимость, достоверность и информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, а также с гражданами и организациями в рамках предоставления государственных услуг. Не обеспечено полномасштабное развертывание системы защищенного межведомственного электронного документооборота.

Не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для определения и контроля целевых показателей результативности деятельности органов государственной власти.

Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и оказания услуг гражданам и организациям на основе ИКТ и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем.

Получение гражданами необходимой информации и государственных услуг в большинстве случаев требует непосредственного обращения граждан и организаций в органы государственной власти, формирования запросов и предоставления необходимой информации в бумажном виде.

Предоставление услуг, предусматривающих межведомственное взаимодействие или обращение граждан в несколько ведомств, из-за отсутствия взаимодействия между соответствующими ведомственными информационными системами связано с большой потерей времени и длительными задержками, что создает значительные неудобства для граждан.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования ИКТ в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти.

Формирование РИАС требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики.

Создание РИАС позволит качественно изменить существующую систему управления с использованием современных информационных технологий.